Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.
Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37
Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2.
Рис. 2. Внутренняя среда фирмы
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.
Внешняя среда и межорганизационные отношения
Организационная среда в её внешнем аспекте выступает в качестве источника, питающего организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне11.
Любая организация пребывает в состоянии постоянного обмена с внешней средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Однако, поскольку ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие находящиеся в этой же среде организации, то всегда существует возможность того, что организация не будет в состоянии получить нужные ресурсы из внешней среды.
Это может ослабить ее потенциал и повлечь за собой массу негативных для организации последствий.
Задача стратегического
В практике стратегического анализа принято делить внешнюю среду организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения, или микросреду12.
Основной принцип отнесения тех или иных средовых факторов к определенной группе заключается в следующем: если организация находится под непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосредственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде непосредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.
Таблица 1.
Сфера макросреды |
Факторы макросреды |
1. Политические |
1.1. Стабильность демократических преобразований факторы в стране 1.2. Вероятность возврата к 1.3. Криминальная обстановка в стране |
2. Экономические факторы |
2.1. Тенденции изменения 2.2. Дефицит бюджета страны (%). 2.3. Среднегодовые темпы инфляции 2.4. Удельный вес частной 2.5. Наличие “стратегии перехода
страны на рыночные отношения
и их развития”, 2.6. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности 2.7. Структура распределения 2.8. Уровень развития финансовой системы страны |
3. Социально-демографические |
3.1. Место страны в мире по продолжительности жизни 3.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения 3.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин) 3.4. Смертность детей в возрасте
до одного года, % от родившихся
и в сравнении с лучшим 3.5. Рождаемость и смертность населения страны 3.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. 3.7. Миграция населения 3.8. Структура населения по доходу и др. |
4. Правовые факторы |
4.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. 4.2. Наличие федеральных правовых
актов, регулирующих 4.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм 4.4. Наличие федеральной программы создания правого государства 4.5. Качество прокурорского 4.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали |
5. Экологические факторы |
5.1. Параметры экосистемы страны 5.2. Количество городов и удельный
вес численности их населения,
которые не отвечают 5.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны |
6. Природно-климатические факторы |
6.1. Характеристика климатических факторов страны 6.2. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны |
7. Научно-технические факторы |
7.1. Характеристика системы 7.2. Уровень компьютеризации страны |
8. Культурные факторы |
8.1. Средний уровень образования населения страны 8.2. Обеспеченность населения 8.3. Отношение людей к окружающему миру 8.4. Долговременные тенденции |
Теория заинтересованных лиц13 очерчивает основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. Это могут быть акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы и, возможно, местные или государственные власти.
Таким образом, менеджеры организации должны обладать качествами политиков и дипломатов.
Они должны уметь устанавливать хорошие отношения с каждой группой заинтересованных лиц, развивать в себе способности к убеждению, создавать союзы, представлять одну часть заинтересованных лиц другой и т.д.
Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.
Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-психологический климат в коллективе (в силу устойчивой работы транспорта, высокого развития сферы услуг и т.п.), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона).
Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет.
Помимо «заинтересованных лиц», к среде непосредственного окружения организации относится и такой значимый фактор как конкуренты.
Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.
В обобщённом виде внешняя микросреда фирмы представлена на рис.3 как система материальных, финансовых и информационных связей фирмы.
Рис. 3. Внешняя микросреда фирмы
Таким образом, анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей макро- и микросреды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Исследуемая организация ООО «Акустика-
ООО «Акустика-холл» является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением мэра г. Бийска №96 от 05.02.08 г. Правовое положение общества и, соответственно, рассматриваемого нами предприятия, определяется его учредительными документами, Гражданским кодексом., Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другим законодательством Российской Федерации.
ООО «Акустика-холл» имеет
Общество создано для
Общая площадь магазина составляет 280 м2, под торговую площадь отведено 107 м2.
В магазине представлен широкий
ассортимент музыкальных
Основная цель магазина – увеличение товарооборота и получение прибыли. Важные цели также – снабжение товарами музыкального назначения, удовлетворение покупательского спроса и повышение культуры торговли.
ООО «Акустика-холл» прикладывает усилия по поддержанию существующего имиджа, поиску новых маркетинговых решений для повышения доли в рамках своего сегмента рынка, поиску заинтересованных партнеров и стремлению сделать их своими клиентами на длительное время.
Штат организации состоит из директора, двух продавцов, настройщика, бухгалтера и уборщицы.
Организационная структура управления ООО «Акустика-холл» построена по следующим принципам:
- В результате функционального
специализированного
- В результате вертикального
разделения труда образуется
двухуровневая структура
При линейном управлении каждый подчиненный имеет одного руководителя (директора магазина), через которого проходят все команды управления.
Каналы продвижения продукции – директ-реклама, реклама в городских СМИ, а также интернет-сайт.
Внутренняя среда организации представляет собой органичное сочетание ее внутренних переменных, то есть ситуационных факторов внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном (хотя и не полностью) являются результатом управленческих решений.
К факторам внутренней среды изучаемого нами предприятия относятся:
Человеческие ресурсы ООО «Акустика-холл» представлены штатом организации. Директор, бухгалтер и один из продавцов имеют высшее образование, второй продавец и настройщик – средне-специальное (музыкальное училище).
Стиль руководства авторитарно-
Технические ресурсы. Рассматриваемый нами магазин имеет современный дизайн торгового зала, современное торговое оборудование (прилавки, стеллажи для выкладки продукции). Сейчас в магазине действует сочетаются традиционный метод продажи товара – через прилавок (музыкальные инструменты – гитары и проч., аксессуары типа струн и медиаторов) с более прогрессивным методом самообслуживания (музыкальные диски, звуковое оборудование).
Для обслуживания клиентов по пластиковым
карточкам введены пост-
Коммерческие ресурсы. Магазин является самостоятельным предприятием и не входит ни в какую торговую сеть. Коммеческие преимущества качества товаров определяются достаточно развитыми и технологиями их производства; продукция магазина «Акустика-холл» представлена, в основном, зарубежными образцами.
Финансовые ресурсы.
Анализ внутренней среды данной
организации может
В данной работе мы
Каково положение предприятия на рынке в настоящее время?
Какое положение предприятия желаемо для его руководства?
Какие меры необходимо принять для того, чтобы предприятие заняло желаемое для руководства положение?
Внешнее непосредственное окружение рассматриваемой нами организации «Акустика-холл» - составляют: