Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:11, реферат
Каждая организация – это система, которая состоит из элементов: сотрудник, социальная группа, структура, коммуникации, производственный процесс.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Введение…………………………………………………………………..….3 стр.
1 Внутренняя среда организации…………………………………………...4 стр.
1.1 Основные понятия внутренней среды..………………………….4 стр.
1.2 Теория ресурсной базы……..………………………………….....5 стр.
2 Организационный срез……………….…………………….……………..8 стр.
2.1 Организационная структура управления………………………..8 стр.
2.2 Централизация и децентрализация в управлении……………..10 стр.
2.3 Информационная система………………………………………11 стр.
2.4 Организационная культура……………………………………..12 стр.
3 Кадровый срез……………………………………………………………15 стр.
4 Маркетинговый срез……………………………………………………..18 стр.
5 Финансовый срез…………………………………………………………20 стр.
Заключение…………………………………………………………………23 стр.
Список используемых источников и литератур
2
Министерство образования Российской Федерации
Поморский государственный университет им М.В.Ломоносова
Коряжемский филиал.
Контрольная работа
основы менеджмента
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнил: студент 4 курса
Заочного отделения
Специальность ''менеджмент организации''
Проверил: канд. истор. наук,
доцент кафедры менеджмента
и маркетинга Калашников Е.В.
Коряжма
2004
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Внутренняя среда организации…………………………………………...
1.1 Основные понятия внутренней среды..………………………….4 стр.
1.2 Теория ресурсной базы……..………………………………….....5 стр.
2 Организационный срез……………….…………………….……………..8 стр.
2.1 Организационная структура управления………………………..8 стр.
2.2 Централизация и децентрализация в управлении……………..10 стр.
2.3 Информационная система………………………………………11 стр.
2.4 Организационная культура……………………………………..12 стр.
3 Кадровый срез……………………………………………………………15 стр.
4 Маркетинговый срез……………………………………………………..18 стр.
5 Финансовый срез…………………………………………………………20 стр.
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы…………………..…...24 стр.
Введение
Каждая организация – это система, которая состоит из элементов: сотрудник, социальная группа, структура, коммуникации, производственный процесс.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Следует также понять тот момент, что любой сотрудник фирмы – прежде всего личность со своим многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для получения прибыли организации, вот почему в последнее время большое внимание уделяется кадровому срезу организации.[1]
Основная целью данной контрольной работы - дать определение и детальную характеристику составляющих внутренней среды организации.
1 Внутренняя среда организации
1.1 Основные понятия внутренней среды
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Внутренняя среда организации включает в себя несколько срезов, каждый из которых состоит из набора ключевых процессов и элементов организации:
Организационный срез – это коммуникационные процессы, организационная структура, нормы, правила, процедуры, иерархия подчинения, а также организационная культура;
Кадровый срез – включает в себя взаимодействие менеджеров и рабочих (найм, адаптация, обучение и продвижение, оценка результатов труда, стимулирование);
Маркетинговый срез включает в себя процессы, связанные с реализацией продукции;
Финансовый срез – это процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.
1.2 Теория ресурсной базы
Также к внутренней среде можно отнести ресурсную базу организации. По теории ресурсной базы конкуренция рассматривается как внутренний ресурс. В рамках этой теории определяются принципы устойчивости конкурентных преимуществ. Подход, основанный на теории ресурсной базы, выделяет пять пунктов:
Определение и классификация ресурсов компании в соответствии с сильными и слабыми сторонами;
Объединение ресурсов компании в стержневые компетенции (собираются воедино уникальные черты организации, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции и понимание особенностей рынка, потом формируются отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию);
Оценивание этих ресурсов и стержневых компетенций организации относительно устойчивых конкурентоспособных преимуществ и возможности их возмещения. Грант выделяет четыре характеристики устойчивости конкурентных преимуществ, такие как долговечность, прозрачность, переносимость и копируемость;
Выбор стратегии, которая наилучшим образом использует ресурсы и возможности организации относительно внешних возможностей;
Определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (сделать их сильными).
С точки зрения развития организации, теория ресурсной базы относится к происхождению, росту и поддержанию организации. Планирование ресурсной базы является важным фактором при поддержании устойчивого роста организации. В меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста. Организации представляют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, и они являются избыточной производственной мощностью. Излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста, который позволяет организации использовать избыточную производственную мощность для обслуживания существующего рынка. Использование избыточной производственной мощности важно, когда организация перемещает свою деятельность из регулируемой среды в нерегулируемую. Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях.
Следует также учесть тот момент, что инфраструктура организации может являться конкурентоспособным преимуществом. Основными факторами инфраструктуры фирмы являются:
Способность определить конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды;
Качество системы стратегического планирования для достижения целей деятельности фирмы;
Координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке ценностей между организационными частями;
Способность получать относительно недорогие средства для капзатрат и оборотных средств;
Уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических и рутинных решений;
Своевременная и точная информация для управления об основной и конкурентной среде;
Отношения с выработчиками государственной политики и группой заинтересованных лиц;
Имидж и корпоративный патриотизм.
Далее мы рассмотрим каждый срез внутренней среды организации более подробно.
2 Организационный срез
2.1 Организационная структура управления
"Организационная структура управления" (ОСУ) – это достижение целей организации, предполагающее совместную работу сотрудников данной организации, которые нуждаются в координации этого взаимодействия и в установлении определенного внутреннего порядка. Таким образом, под ОСУ необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.[2]
Существует несколько вариантов организационных структур: линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. А в последнее время предложены еще и такие виды структур, как сетевая и горизонтальная. Немного о каждой структуре.