Закон композиции. Сущность метода « дерева целей » как способа согласования целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что этот метод «дерева целей» играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.
Целью курсовой работы является изучение метода «дерева целей» как спо-соба согласования целей организации на примере предприятия.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................ 3
Глава1. Закон композиции. Сущность метода "дерева целей".
1.1 Сущность закона композиции…………………………. ..............................4
1.2.Миссия как основа для выработки целей организации ............................ 10
1.3.Дерево целей как основной метод формирования целей организации..........................................................................................................14
1.4. Роль целепологания в упраленческой деятельности ............................... 18
Глава 2. Разработка дерева целей на ООО " Мираж " ................................... 32
2.1.Общая характеристика ООО " Мираж "...................................................... 32
2.2. Определение миссии ООО " Мираж " ....................................................... 36
2.3. Разработка дерева целей ООО " Мираж " ................................................. 38
Заключение ......................................................................................................... 42
Список использованной литературы ................................................................ 45

Файлы: 1 файл

Моя готовая курсовая по теории организации.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  и внешнеэкономических связей.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине " Теория организации"

на тему:

" Закон композиции. Сущность метода « дерева целей » как способа согласования целей организации. "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  
2-го курса

Бондаренко Ю.А.

Руководитель:

К.э.н.

Катрич М.А.

 

Содержание:

 

 

 

 

Введение.

       Актуальность темы состоит в том, что этот метод «дерева целей» играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.

      Курсовая работа состоит из: введения, двух основных частей (теоретическая и практическая), заключения и списка литературы.

     Целью курсовой работы является изучение метода «дерева целей» как способа согласования целей организации на примере предприятия.

Объектом данной курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Мираж» находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 81.

Предметом исследования курсовой работы является механизм создания «дерева целей» в ООО «Мираж».

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

- рассмотреть сущность  закона композиции;

- рассмотреть роль  цели и дерева целей;

- разработать и   проанализировать дерево целей на конкретном примере.

Методами исследования курсовой работы:

- анализ методики ПАТТЕРН;

- концепция SMART-целей;

- дерево целей на  примере ООО «Мираж»

 

 

Глава1. Закон композиции. Сущность метода "дерева целей".

1.1 Сущность закона композиции.

 

В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации - то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.

     Использование этого закона требует использование принципов, правил организации:

-принцип планирования (каждая организация для обеспечения  пропорциональности должна разрабатывать систему планов - долгосрочных (более 5 лет), среднесрочных (2-5 лет), оперативных (1 год));

-принцип координации  (органы управления должны своевременно  выявлять отклонения, которые возникают  между отдельными элементами  организационной системы);

-ограничения;

-стабилизации;

-согласования;

-полноты.

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты.

      Принцип планирования. «Каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития». Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое охватывает диапазон 5-10 и более лет; тактическое 2-4 года; и оперативное в течение 1 года. Планирование связано с выработкой целей организации, согласованных с целями развития внутренней и внешней среды (работников, рынка, общества). Каждая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения. Уместным здесь является принцип единства руководства А. Файоля, согласно которому предприятие должно иметь в данный момент времени только одну программу действий.

     Принцип координации. «Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения». Этот принцип реализует достаточные условия закона.

     Принцип полноты. «Каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своём участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлечённых организаций». Этот принцип реализует необходимые условия закона.

    Рассмотрим выполнение указанных принципов на примере реализации жизненного цикла изделия «А» в ООО. Рассмотрим схему жизненного цикла производства продукции. Согласно принципу планирования руководитель должен составить бизнес-план, план развития организации; сформулировать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапах внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и возможно на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации руководителю необходимо наладить хорошую информационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных координирующих решений. Принцип полноты требует от руководителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определённая инфраструктура с соответствующим обеспечением.

     Закон гармонии - один из основных законов Природы. В Природе царит гармония. Гармония - соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония понималась как организованность космоса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.

        А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций - специфических активностей - сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».

     Закон композиции (гармонии): каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к оптимальному количественному соотношению между ними.

     Закон композиции в организации отражает необходимость согласования целей элементов системы с её главной целью, а также необходимость определённого соотношения между частями целого - их соответствие, соразмерность или зависимость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.

     Несоответствие между частями, элементами системы называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации и способствуют её разрушению.

     Реализации закона композиции способствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости - это максимальное число непосредственно подчинённых, которыми эффективно может управлять руководитель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, - не более 7 человек).

      Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идёт естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в её взаимоотношениях с внешней средой.

     В настоящее время можно говорить о нарушении закона гармонии в отношениях общества и Природы. Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия, дисгармония между сложившимся характером развития человечества и Природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведёт к кризису макросистемы, к глобальной катастрофе. Природа отплатит человечеству за нарушение закона гармонии, за надругательство над ней глобальными ответными реакциями - изменением климата, опустыниванием, засухами, усилением проникновения через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, генетическими изменениями, эпидемиями и голодом.

 

1.2. Миссия как основа для выработки целей организации.

 

     Миссия описывает продукты, услуги, рынки действия фирмы и применяемые технологии, тем самым, отражая ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения.

      В процессе написания миссии обязательно возникнет нелегкое обсуждение - что первично (акционеры или клиенты, т.е. кого удовлетворять в первую очередь). В философском плане первичны клиенты и в более широком смысле потребности общества, но если смотреть на прямолинейную реальность, мышление среднестатистического менеджера работает по принципу "сначала прибыль, потом удовлетворение потребностей клиента". Данный вопрос напрямую связан с ценностями организации, которые устанавливаются верхним руководством на основе их собственных убеждений. Здесь нет правильных и неправильных ответов - главное, зафиксировать эти ценности честно и открыто в миссии организации.

Пять этапов написания  миссии организации:

1. Определить, кто будет писать миссию. Сделать группу авторов управляемой по численности, соединить опыт и генераторов идей.

2. Определить сроки написания миссии и время ее написания.

3. Определить, для кого пишется миссия.

4. Выработать формат документа (как и в какой форме он будет помещаться на обозрение публики).

5. Разработать программу доведения и внедрения в головы персонала миссии организации.

Так каким же образом  сформулировать миссию организации, чтобы  она давала четкое представление о том, чем занимается организация, а также, чтобы отвечала тем требованиям, которые предъявляются к ней теми крупными иностранными компаниями, у которых есть своя миссия. Прежде всего, при определении своей миссии необходимо определить, в каком бизнесе находится организация. Для этого следует задаться следующими вопросами: каковы наши главные товары и услуги? Какими могут быть возможные замены для наших товаров и услуг? почему потребители отдают предпочтение нашим товарам и услугам и не товарам и услугам конкурентов (или наоборот)? каковы главные выгоды, которых ожидают потребители от товаров и услуг, которые мы производим?

      В то же время при разработке определения своего бизнеса необходимо брать за основу потребности рынка, а не те товары и услуги, которые организация предлагает на этот рынок. В противном случае провозглашение миссии будет слишком узким. Миссия фирмы, основанная на конкретных товарах или услугах компании, ставит рамки видения бизнеса. Если же за основу брать потребности рынка, то определение бизнеса сразу расширяется. Компании с такой миссией уже не предлагают какие-либо товары и услуги своим клиентам, а удовлетворяют их определенные потребности, а это уже гораздо важней.

      Помимо ориентации миссии на потребности рынка и потребителей, которые взаимодействуют на этом рынке, в миссии должна найти отражение уникальность бизнеса - конкурентные преимущества перед другими компаниями. На рынках товаров и услуг действует очень большое количество предприятий, выпускающих однотипную продукцию, и потребителю очень трудно осуществить выбор, к какой компании обратиться, поэтому в своей миссии организация должна гарантировать клиенту, что именно в этой компании он сможет эффективно удовлетворить свои потребности. Декларируя миссию организации, таким образом, руководство создает клиентов для поддержки организации в будущем.

      Таким образом, в миссии организации должна быть сосредоточена в краткой форме вся та информация, которая может дать стартовое представление потребителю о сфере деятельности той или иной организации, а также мотивировать клиентов и партнеров на выбор из существующих альтернатив именно этой организации.

 

1.3. Дерево целей как основной метод формирования целей организации.

 

      Одна из наиболее старинных и до сих пор используемых процедур целевого управления - построение «дерева целей» и задач. «Дерево целей» - это схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи целей, является инструментом программно-целевого метода управления, который основывается на рассмотрении модели процесса принятия решений, включающей его структурные элементы по уровням и связи между ними.

В ходе построения дерева производится структуризация целей, выявляются связи между целями и средствами их достижения. Главная цель разбивается на несколько целей, достижение каждой из которых позволяет организации продвинуться к достижению главной цели. Так, например, если главной целью считается увеличение прибыли, целями второго ряда становится увеличение объемов продаж, повышения эффективности процессов, и другие. Каждая из целей второго ряда в свою очередь разбивается на еще более частные. Частные, обозримые операции легче выполнить, контролировать и при необходимости корректировать. Как ни проста эта истина, наверное, лишь единицы среди менеджеров никогда не пренебрегли ею. Собственно, причины для пренебрежения деревом цели есть: иерархия дерева статична, а статичность никогда не отвечает требованиям бизнеса. Если речь идет о хоть сколько-то значимом промежутке времени, состав целей, их иерархия и характеристики неизбежно должны меняться, отвечая на реальность. Тем не менее, и статичное дерево целей полезно - как ориентир в бурном море, без которого любой корабль неизбежно снесет течением.

Информация о работе Закон композиции. Сущность метода « дерева целей » как способа согласования целей организации