Законы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединённая группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия и классификация законов организации……………..5
Понятия: «зависимость», «закон», «закономерность»…………………..5
Классификация законов организации…………………………………….9
Глава 2. Основополагающие законы организации…………………………….11
2.1. Законы организации первого уровня………………………………………11
2.2. Законы организации второго уровня………………………………………16
Глава 3. Специфические законы организации…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

законы организации.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

В плане содержательного многообразия законов объективного мира их типология может быть представлена иным образом. Одни законы выражают функциональную связь между свойствами, другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах, третьи – взаимосвязь между самими системами либо между состояниями или стадиями в развитии систем.

Объективные законы, отражающие связь  элементов в системе организационных отношений, именуют законами организации. Различают три типа (группы) законов организации: общие, или социальной организации, отражающие процессы формирования и развития компаний (законы своеобразия  и социальной гармонии ) и жизнедеятельности персонала (законы оптимальной загрузки, эффективного восприятия и запоминания информации, эффективного осмысления, установки, устойчивости информации и доходчивости информации); основополагающие (законы самосохранения, развития, синергии и наименьшей устойчивости) и законы второго уровня, или «фоновые» (единства анализа и синтеза, информированности – упорядоченности, композиции – пропорциональности).

Субъективные законы отличаются от объективных законов тем, что  они разрабатываются и принимаются  в обществе для более детальной  регламентации организационных отношений. Бесчисленные международные конвенции и меморандумы, национальные законодательные акты, корпоративные документы, религиозные и светские этические нормы и предписания, как правило, зафиксированные в письменной форме и признанные большими группами людей или в узком кругу единомышленников, называются законами для организаций.[5,c.52]

Глава 2. Основополагающие законы организации

 

2.1. Законы организации  первого уровня

 

Закон синергии.

Любая организация  характеризуется такими элементами, как производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый и технический потенциал, перспективы развития, имидж и др. Все они определяют общий уровень потенциала организации, т.е. ее способность к эффективной деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Закон синергии можно сформулировать в следующей трактовке: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Каждая  организация — это прежде всего коллектив, но коллектив работников — только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

  • кадровый потенциал (коллектив);
  • технический потенциал;
  • научный потенциал;
  • микроклимат в коллективе;
  • состав целей системы;
  • имидж (хозяйственный авторитет).

Синергетический эффект (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны — положительный.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также сложно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта на данном уровне развития пока не производится. Однако накапливаются статистические данные о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии применяются следующие методы:

  • Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций.
  • Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4–12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1–2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30–50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных.
  • В США распространен метод «мозговой атаки», в основе которого лежит стимулирование подсознания, которое служит неиссякаемым источником человеческого потенциала, появления блестящих идей.[3,c.105]

Закон самосохранения.

Теоретической основой для анализа общего состояния  организации является закон самосохранения.  
     Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс)[18, с.38].

В аналитическом  виде данный закон имеет следующий  вид:                       

Σ Ri > Σ (V1i + V2i);                       

 
где   Ri   - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию. 
V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия. 
V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким  образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних  разрушительных ресурсов. Левая часть в формуле называется  “энергией удержания”, а правая – “энергией ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

Для анализа  положения организации очень  важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания.

 УР= (У-Л/ У) * 100%.

Представляют  практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить  положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4стратегии:

  1. Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.
  2. Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.
  3. Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.
  4. Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию. Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

Закон развития.

Развитие  – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи  и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие  организаций обусловлено следующими факторами: 
изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

  • изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.)
  • потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)
  • старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии)
  • изменение экологии
  • технический прогресс
  • глобальное состояние мировой цивилизации.

Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. 

Закон развития опирается на принципы:

  1. инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;
  2. эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;
  3. непрерывности – процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
  4. стабилизации – система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

Успешное  развитие и рост организации могут  привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие  признаки:

    • крайне централизованный и разбухший аппарат управления;
    • всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;
    • рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;
    • передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять синдром  большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.

Бизнес-план – это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию[10, с. 138].

 

 

2.2. Законы  организации второго уровня

 

Закон информированности-упорядоченности.

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно  информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре (например, о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и  ее получатель (информант).

Информация  обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация  управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда  и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная  среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности. 

Информация о работе Законы организации