Законы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединённая группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия и классификация законов организации……………..5
Понятия: «зависимость», «закон», «закономерность»…………………..5
Классификация законов организации…………………………………….9
Глава 2. Основополагающие законы организации…………………………….11
2.1. Законы организации первого уровня………………………………………11
2.2. Законы организации второго уровня………………………………………16
Глава 3. Специфические законы организации…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

законы организации.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

Закон: чем  большей информацией располагает  организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность работника после  достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. 

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации. Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них [7, с. 49].

Закон единства анализа и синтеза.

Задача теории организации состоит в том, чтобы  определить на какие законы, закономерности следует опираться, чтобы из отдельных  элементов получить новую жизнеспособную и эффективную организацию как  систему. Этот новый методический прием  и формируется как закон единства анализа и синтеза. Формулировка закона единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее рациональный, экономный режим функционирования в результате постоянного преобразования своей структуры или функций. При этом скорость и результат преобразований зависит от скорости и характера изменений её внешней и внутренней среды. Эти изменения идут в следующем цикле:

   




 


 

Рис.1. Цикл изменений  внутренней и внешней среды

Скорость  и результат преобразования зависят  от диапазона изменения внешней  и внутренней среды.

Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня: 
1. предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя; 
2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации; 
3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития; 
4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

Анализ и  синтез обеспечивают повышение обоснованности принимаемых решений, отказ от случайных мер, определяемых волей сотрудников аппарата управления, углубленное изучение развития организации, ее дальнейших тенденций. Этот инструмент управления характеризуется системностью, т.е. подходом к оценке влияния анализируемого объекта на общие результаты деятельности организации, а также рассмотрению хода и результатов работы каждого структурного подразделения, сотрудника с позиции выполнения целей.

Анализ и  синтез при исследовании процессов  функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.

Все формы  человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему [4, с.115].

В теории организации  анализ включает 2 основные процедуры: 
1) разделение целого на части; 
2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также  состоит из 2 процедур: 
1) согласование характеристик выделенных частей; 
2) объединение их в единое целое.

И таким образом  целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон: 
• не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде; 
• выступает в роли катализатора общественного прогресса; 
• играет возрастающую роль в развитии общества.

Закон композиции и пропорциональности.

Относительно  любой системы (и организации  не исключение) очень важным параметром является ее структура, которая отражается в определенном количестве составных элементов системы и в соотношении между этими элементами или пропорциями.

Кроме того, существуют постоянные устойчивые связи  между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, а возникновение отклонений в структурном построении организации влечет возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на выявление диспропорций в структурных параметрах организации.

Таким образом, в теории организации закон композиции и пропорциональности можно сформулировать следующим образом: каждая организация стремится иметь и сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот  закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. 
Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов:

  • Принцип планирования: «В каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития». Это может быть долгосрочное планирование (более 5 лет), среднесрочное (2-5 лет), оперативное (1 год)
  • Принцип координации: «Каждая компания должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов». 
  • Принцип ограничения: «Набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного управления».
  • Принцип стабилизации: «Изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона (нормативный уровень)».
  • Принцип согласования: «Планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам».
  • Принцип полноты: «Каждая компания должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников».

Практика  использования закона состоит в  обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.[3,c.116] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Специфические законы организации

 

Каждая социальная организация представляет собой  общество в миниатюре, со своим населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свои историю, культуру, технологию и персонал.

Основной  элемент социальной организации  — человек. При этом формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации.

Соотношение формализованных коммуникаций и  неформальных отношений человека с другими людьми в организациях должно заранее определяться руководителем.

Порядок служебных  отношений определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами, договоренностями и регламентами. Порядок неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями.

Основой построения неформального взаимодействия в  организации

и индикатором социальной стабильности организации является уровень доверия сотрудников. Доверие может проявляться как в форме убежденности сотрудников в справедливом характере и стабильности руководства, так и в форме взаимной предупредительной доброжелательности сотрудников. Падение доверия ниже допустимого предела будет означать системный

кризис в организации.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации

и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное — это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации.

Сочетание общего и особенного в отношениях людей  существенно влияет на общее и  особенное в деятельности самой  социальной организации, в ее реакции  на действие того или иного закона.

Принципы  организации организаций:

• Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

• Для каждой организации существует минимальная эффективность, при  которой организация должна быть ликвидирована или «заморожена».

• Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счет повышения эмоционального уровня работника.

Принципы  организации людей внутри организации:

• Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой.

• Процессы восприятия и запоминания  необходимо приближать к процессу мышления.

• Для эффективного осмысления нового необходимо иметь больше знаний по данной тематике.

• Любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.

• Первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем вторичная.

• Доходчивость сообщения будет  выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации [8,c.172].

Специфические законы организации в зависимости от особенностей организации могут проявляться по-разному.

Законы своеобразия.

Для каждой организации существует наилучшая  и только ей присущая структура производства и управления. Особенности организации  в совокупности определяют компанию как маленькое общество, которое имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персоналию.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации.

Процессы  восприятия и запоминания информации человеком реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.

Закон устойчивости информации.

Первая информация о событии обычно не встречает  в сознание человека сопротивления и спокойно запоминается, следующая о том же событии уже сопоставляется с первой и здесь возможны конфликты.

Закон оптимальной  загрузки.

Для каждого  человека существует оптимальный объем  загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.

Закон состязательности.

В любой организации, между организациями, между подразделениями  организации существует стремление работников опередить других, стать  лучшим в своей сфере, отделе, профессии  и т.д. Данный закон основан на стремлении личности к индивидуальности и достижению первенства где бы то ни было. Грамотный управленец не должен перебороть данное стремление, но должен держать его в определенных рамках, дабы не допустить возникновения конфликтов.

Закон социальной гармонии.

В каждой организации  развитие социальной сферы увеличивает  производительность труда благодаря  повышению их эмоционального уровня и активизации их трудовой деятельности.

Закон эффективного осмысления.

Если работник будет обладать большим объемом  знаний по конкретной тематике, то сможет наиболее эффективно осмыслить и  применить новые знания на пользу организации

Закон установки.

Любой человек  воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился.

Закон доходчивости информации.

Доходчивость  сообщения выше при одновременном  использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Применительно к социальным организациям под законом  понимается устойчивая, объективная  связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций  и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности.

Информация о работе Законы организации