Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа
Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее примене¬ние при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообраз¬ны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описа¬ния процессов взросления и смены поколений, управляемых механизма¬ми воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жиз¬ненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.
Введение 3
1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5
1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5
1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17
2. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21
2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Введение 3
1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5
1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5
1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17
2. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21
2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее применение при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообразны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описания процессов взросления и смены поколений, управляемых механизмами воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жизненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.
Положения концепции жизненного цикла, анализируются подходы к использованию концепции в различных социальных науках — антропологии, экономике, психологии и социологии; вторая часть посвящена анализу конкретных примеров использования концепции в организационной и управленческой науке на разных уровнях анализа. В заключении сделаны выводы, полученные в результате сравнительного анализа применения данной концепции.
Социальные науки
3
социальных наук.
Целью работы является рассмотрение жизненного цикла организации: понятие, сущность и современный подход.
Для достижения этих целей в ходе работы решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретически аспекты жизненного цикла организации.
2. Изучить жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса».
Объект исследования – ООО «Азбука вкуса».
Предмет исследования - алгоритм (методика) исследования жизненного цикла организации.
В процессе работы над курсовой работой были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.
Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании курсовой работы литературы.
4
В целом концепция жизненного цикла возникла в конце XIX в. как комплекс идей, включающих в себя идеи наследственности и развития на уровне индивидуумов и организмов, а также адаптации, выживания и вымирания на уровне отдельных видов и целых популяций живых организмов. Доминировавшая тогда модель цикла предполагала нелинейный процесс изменений (трансформаций), которым подвергается организм в своем развитии с течением времени, — от ранних стадий существования до последующего поколения. В качестве неотъемлемых характеристик жизненного цикла рассматривались успешные формы (стадии), необратимое развитие (взросление или старение) и воспроизводство форм (смена поколений). Альтернативные концепции жизненного цикла не содержат три упомянутых элемента. Так, идея взросления как продолжительности между началом (рождением) и концом (смертью) является центральной в концепции «жизненной протяженности», исключающей такие элементы жизненного цикла, как стадии и смена поколений. «Жизненный путь», со своей стороны, подразумевает длительность и последовательность стадий или фаз в процессе взросления, но исключает смену поколений. Он представляет собой конструкт на индивидуальном уровне, хотя и связан с происходящими в семье и обществе в целом социальными процессами.
Понятий жизненного цикла существует множество, а их использование довольно часто носит противоречивый характер. Большинство исследований, опирающихся на концепции жизненного цикла, делает основной акцент на развитие как процесс, побуждаемый популяцией, с одной стороны, или как на детерминированную последовательность форм — с другой. Столь разное применение термина основано на неодинаковых предпосылках, отношении ко времени и путях развития, концептуализируемых в различных терминах стадий или
5
переходов, взросления и/или смены поколений.
В качестве метафоры или «упрощенной модели» жизненный цикл служит в качестве первоосновы анализа. Однако когда концепция жизненного цикла касается фундаментальных предположений относительно времени и различий, он принимается априори. Например, классическая 8-стадийная модель Эриксона [3] психологических кризисов в жизненном цикле имеет прямую отсылку к эволюционной теории и предполагает, что «онтогенез... это неизбежный и внутренний порядок борьбы» [3] от младенчества до старости. Данная стадийная модель традиционно рассматривается как прямое применение концепции жизненного цикла. Однако она представляет собой не тестирование модели жизненного цикла, а скорее предположение о ее существовании, хотя и не учитывает воспроизводство и смену поколений на популяционном уровне.
Концепция Левинсона о «сезонах человеческой жизни» — детстве, раннем, среднем и позднем взрослом возрасте, каждый из которых включает в себя несколько стадий, — также основана на предпосылке времени как зависящей непосредственно от возраста индивидуума последовательности стадий, соотнесенной с необходимостью решения определенных задач развития [4]. Согласно данной концепции, периоды стабильности чередуются с периодами сомнений индивидуума в правильности принятых ранее жизненных решений и соответствующих трансформаций.
К числу стадийных
Концепция жизненного цикла нашла свое применение и в экономической теории. В своих рассуждениях о том, «как мы живем», Фач рассматривает жизненный цикл как «константу человеческого существования», в которой «успех трудных решений» перемежается курсом современной жизни [5]. Его предположения основаны на анализе, тестирующем гипотезу о специфике
6
жизненного цикла, начиная с инвестиций в человеческий капитал («время для посева — взрослые в возрасте 25-44 лет») и потребления человеческого капитала («время для сбора урожая — в возрасте 45-64 лет) в ходе предполагаемого экономического жизненного цикла.
В современных экономических науках, однако, априорное предположение о времени и различиях часто является скорее двусмысленным. В некоторых исследованиях жизненный цикл упоминается как «преходящий», используется в общем смысле временного характера или направления, которые неясно определены в предпосылках и напрямую не протестированы. Примерами могут служить такие концепции современной неоклассической экономической теории, как «функция потребления» и «временный доход» [5], «жизненный цикл зарабатывания» [5] и «человеческий капитал».
Аналитический обзор использования
концепции жизненного цикла в
исследованиях человеческого
Подобно людям, составляющим организации, сами организации проходят определенные циклы жизни - последовательные этапы развития, которые происходят в организациях через определенное время. Но организационные деятельность и структура в одной стадии не являются теми же самыми, что деятельность и структура другой стадии. Это подразумевает, что критерии,
7
используемые для оценки успеха организации на одном этапе жизненного цикла развития, также могут существенно отличаться от критериев оценки успеха в другой стадии развития.
Хотя концепция жизненного
цикла организаций
К примеру Kreitner R., Kinicki A. представляет подобную модель жизненного цикла. Стадии модели следующие - начало, высокий рост и зрелость. Изменения в течение этих трех стадий могут быть суммированы в некоторое правило: когда организации становятся зрелыми, они имеют тенденцию быть большими, более формализованными, и более дифференцированными (фрагментированными). Дифференцирование увеличивается из-за дополнительных уровней в иерархии, дальнейшего разделения рабочей силы и формирования “политических” коалиций внутри организации.
С нашей точки зрения, жизненных цикл отражает онтологию развития организаций и представляет собой цикл событий (этапов), хронологически распределённых во временном континууме. Большинство научных подходов к моделированию жизненного цикла структурируют основные события - этапы относительно смысла основных событий в “биографии” организаций. В целом, основными переменными модели жизненного цикла являются время жизни и содержание изменений организации. Как мы уже отмечали, критерий классификации этапов зависит от теоретического подхода - концепта, который конкретизирует смысл представления, как о самой организации, так и ее цели.
Например, Б.З. Мильнер в своей работе приводит следующие стадии
8
жизненного цикла: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение. Р. Х. Холл классифицирует этапы жизненного цикла организаций как: рождение и основание, преобразования и разрушения, которые структурированы по отношению к тому, каким образом организация встраивается в окружающую среду (экологический подход к развитию организаций) [3]. В экологическом подходе внешняя среда как бы “выбирает” из всего множества организаций тех, которые “достойны” выживания. На этом примере в полной мере можно проследить подход к организациям, как к “естественным” системам и аналогии с развитием биологического организма или человека. В настоящий момент представление и даже проектирование организации как биосистемы получили значительное распространение в научной литературе.
Так Ф. Гуияр и Дж. Келли предлагают рассматривать организацию не механистически, то есть созданную из отдельных частей, а как живой организм - биологическую корпорацию. По мнению авторов, у биокорпорации есть корпоративный мозг и сознание, обеспечивающие концепцию среды, организм, который выполняет работу, процессы связи организма с окружающей средой и дух компании, который стимулирует движение вперед и разнообразные нововведения. Для обеспечения общего здоровья биокорпорации не требуется хирургического вмешательства, а требуется согласованное воздействие. Жизненный цикл, в этом смысле, - постоянное воспроизводство и расходование необходимых навыков по мере требований внешней среды для того, чтобы поддерживать необходимое здоровье организации и соответствовать новым реалиям. Такая аналогия, вероятно, позволяет руководителям глубже прочувствовать смысл изменений, которые предлагают консультанты по организационному развитию, и действовать менее стереотипно.
Однако ясно, что цикличность
событий в онтологии
9
является другой, более сложной системой, чем биологический организм и ее потенциал гораздо больше, чем у отдельного человека. Это одна из самых важных отличительных характеристик организаций, которая и определяет ее суть.
Относительно нашего представления об организации - жизненный цикл отражает содержательный временной срез и структуру системных параметров организации, которые характеризуют определенное качество способностей организаций сохранять единство и целостность (по отношению к цели) в большем сегменте состояний и проявлений окружающей среды. Поэтому структурировать этапы жизненного цикла необходимо относительно цели организации по отношению к неопределенности внешней среды и сообразно изменениям в организации. Это определение и подход мы и возьмем за основу.