Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее примене¬ние при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообраз¬ны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описа¬ния процессов взросления и смены поколений, управляемых механизма¬ми воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жиз¬ненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5
1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5
1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17
2. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21
2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Теория организации курсовая работа.docx

— 74.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5

1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5

1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17

2.  Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21

2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21

2.2.  Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22

Заключение 26

Список используемой литературы 28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция жизненного цикла  является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее применение при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообразны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описания процессов взросления и смены поколений, управляемых механизмами воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жизненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.

Положения концепции жизненного цикла, анализируются подходы к  использованию концепции в различных социальных науках — антропологии, экономике, психологии и социологии; вторая часть посвящена анализу конкретных примеров использования концепции в организационной и управленческой науке на разных уровнях анализа. В заключении сделаны выводы, полученные в результате сравнительного анализа применения данной концепции.

Социальные науки демонстрируют  довольно много примеров заимствований из других дисциплин, например биологии, и использования метафор и аналогий с целью упрощения представления сложных социальных явлений и создания понятных схем и образов в научном мышлении. Большинство социальных концепций жизненного цикла можно соотнести с тремя основными научными областями XIX в.: биологией (взаимосвязь между развитием индивида и историческим развитием вида философией (взаимосвязь между источником и эволюцией форм семьи и сходство систем от примитивной беспорядочности до патриархальной моногамии  и ранней психологией (онтогенез человека — от зачатия до смерти. Многие из этих концепций согласуются с эволюционной теорией Дарвина, оказавшей непосредственное и достаточно сильное влияние на ряд

3

социальных наук.

Целью работы является рассмотрение жизненного цикла организации: понятие, сущность и современный подход.

Для достижения этих целей  в ходе работы решаются следующие  задачи:

1. Рассмотреть теоретически аспекты жизненного цикла организации.

2. Изучить жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса».

Объект исследования –  ООО «Азбука вкуса».

Предмет исследования - алгоритм (методика) исследования жизненного цикла организации.

В процессе работы над курсовой работой были использованы как  теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании  курсовой работы литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

  1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации

1.1. Понятие и сущность жизненного цикла организации

 

В целом концепция жизненного цикла возникла в конце XIX в. как комплекс идей, включающих в себя идеи наследственности и развития на уровне индивидуумов и организмов, а также адаптации, выживания и вымирания на уровне отдельных видов и целых популяций живых организмов. Доминировавшая тогда модель цикла предполагала нелинейный процесс изменений (трансформаций), которым подвергается организм в своем развитии с течением времени, — от ранних стадий существования до последующего поколения. В качестве неотъемлемых характеристик жизненного цикла рассматривались успешные формы (стадии), необратимое развитие (взросление или старение) и воспроизводство форм (смена поколений). Альтернативные концепции жизненного цикла не содержат три упомянутых элемента. Так, идея взросления как продолжительности между началом (рождением) и концом (смертью) является центральной в концепции «жизненной протяженности», исключающей такие элементы жизненного цикла, как стадии и смена поколений. «Жизненный путь», со своей стороны, подразумевает длительность и последовательность стадий или фаз в процессе взросления, но исключает смену поколений. Он представляет собой конструкт на индивидуальном уровне, хотя и связан с происходящими в семье и обществе в целом социальными процессами.

Понятий жизненного цикла  существует множество, а их использование довольно часто носит противоречивый характер. Большинство исследований, опирающихся на концепции жизненного цикла, делает основной акцент на развитие как процесс, побуждаемый популяцией, с одной стороны, или как на детерминированную последовательность форм — с другой. Столь разное применение термина основано на неодинаковых предпосылках, отношении ко времени и путях развития, концептуализируемых в различных терминах стадий или

5

переходов, взросления и/или  смены поколений.

В качестве метафоры или  «упрощенной модели» жизненный  цикл служит в качестве первоосновы анализа. Однако когда концепция жизненного цикла касается фундаментальных предположений относительно времени и различий, он принимается априори. Например, классическая 8-стадийная модель Эриксона [3] психологических кризисов в жизненном цикле имеет прямую отсылку к эволюционной теории и предполагает, что «онтогенез... это неизбежный и внутренний порядок борьбы» [3] от младенчества до старости. Данная стадийная модель традиционно рассматривается как прямое применение концепции жизненного цикла. Однако она представляет собой не тестирование модели жизненного цикла, а скорее предположение о ее существовании, хотя и не учитывает воспроизводство и смену поколений на популяционном уровне.

Концепция Левинсона о  «сезонах человеческой жизни» — детстве, раннем, среднем и позднем взрослом возрасте, каждый из которых включает в себя несколько стадий, — также основана на предпосылке времени как зависящей непосредственно от возраста индивидуума последовательности стадий, соотнесенной с необходимостью решения определенных задач развития [4]. Согласно данной концепции, периоды стабильности чередуются с периодами сомнений индивидуума в правильности принятых ранее жизненных решений и соответствующих трансформаций.

К числу стадийных психологических  теорий также относятся нормативно-кризисные модели [4], в которых время определяется стадиями развития и различиями, имеющими отношение к индивидуальным переходам (удачным или неудачным) через ранние предопределенные стадии.

Концепция жизненного цикла  нашла свое применение и в экономической теории. В своих рассуждениях о том, «как мы живем», Фач рассматривает жизненный цикл как «константу человеческого существования», в которой «успех трудных решений» перемежается курсом современной жизни [5]. Его предположения основаны на анализе, тестирующем гипотезу о специфике

6

жизненного цикла, начиная  с инвестиций в человеческий капитал («время для посева — взрослые в возрасте 25-44 лет») и потребления человеческого капитала («время для сбора урожая — в возрасте 45-64 лет) в ходе предполагаемого экономического жизненного цикла.

В современных экономических  науках, однако, априорное предположение о времени и различиях часто является скорее двусмысленным. В некоторых исследованиях жизненный цикл упоминается как «преходящий», используется в общем смысле временного характера или направления, которые неясно определены в предпосылках и напрямую не протестированы. Примерами могут служить такие концепции современной неоклассической экономической теории, как «функция потребления» и «временный доход» [5], «жизненный цикл зарабатывания» [5] и «человеческий капитал».

Аналитический обзор использования  концепции жизненного цикла в  исследованиях человеческого капитала представлен в работе [6]. Основное направление исследований человеческого капитала рассматривает распространение или вариацию индивидуальных «вкусов» и «способностей» как данность, и предполагает, что индивидуальное поведение (выбор) в настоящем напрямую коррелирует с будущим (особенно с будущими ценностями рынка рабочей силы, обычно измеряемого как альтернативный доход для будущего образования, работы, здоровья и т. д.). Здесь неявный жизненный цикл выступает скорее концепцией «жизненной протяженности», так как чем более гладкой является траектория жизненных ценностей, необходимых в настоящем, тем большую выгоду индивидуум получает для себя в будущем.

Подобно людям, составляющим организации, сами организации проходят определенные циклы жизни - последовательные этапы развития, которые происходят в организациях через определенное время. Но организационные деятельность и структура в одной стадии не являются теми же самыми, что деятельность и структура другой стадии. Это  подразумевает, что критерии,

7

используемые для оценки успеха организации на одном этапе  жизненного цикла развития, также  могут существенно отличаться от критериев оценки успеха в другой стадии развития.

Хотя концепция жизненного цикла организаций рассматривалась  в течение продолжительного времени, она за последнее время вызвала  новый интерес среди организационных  психологов и практиков. Объяснение этому интересу - стремление избежать упадка организаций и как можно  более долго продлить период благоденствия. За все время исследований было предложено много моделей жизненного цикла. Но все они сходились во мнении, что организации развиваются  в предсказуемой последовательности опознаваемых этапов. То есть при условии  того, что среда статична и развитие однонаправлено, последовательно и  необратимо.

К примеру Kreitner R., Kinicki A. представляет подобную модель жизненного цикла. Стадии модели следующие - начало, высокий рост и зрелость. Изменения в течение этих трех стадий могут быть суммированы в некоторое правило: когда организации становятся зрелыми, они имеют тенденцию быть большими, более формализованными, и более дифференцированными (фрагментированными). Дифференцирование увеличивается из-за дополнительных уровней в иерархии, дальнейшего разделения рабочей силы и формирования “политических” коалиций внутри организации.

С нашей точки зрения, жизненных цикл отражает онтологию  развития организаций и представляет собой цикл событий (этапов), хронологически распределённых во временном континууме. Большинство научных подходов к  моделированию жизненного цикла  структурируют основные события - этапы  относительно смысла основных событий  в “биографии” организаций. В  целом, основными переменными модели жизненного цикла являются время  жизни и содержание изменений  организации. Как мы уже отмечали, критерий классификации этапов зависит  от теоретического подхода - концепта, который конкретизирует смысл представления, как о самой организации, так  и ее цели.

Например, Б.З. Мильнер в своей работе приводит следующие стадии

8

жизненного цикла: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение. Р. Х. Холл классифицирует этапы жизненного цикла организаций как: рождение и основание, преобразования и разрушения, которые структурированы по отношению к тому, каким образом организация встраивается в окружающую среду (экологический подход к развитию организаций) [3]. В экологическом подходе внешняя среда как бы “выбирает” из всего множества организаций тех, которые “достойны” выживания. На этом примере в полной мере можно проследить подход к организациям, как к “естественным” системам и аналогии с развитием биологического организма или человека. В настоящий момент представление и даже проектирование организации как биосистемы получили значительное распространение в научной литературе.

Так Ф. Гуияр и Дж. Келли предлагают рассматривать организацию не механистически, то есть созданную из отдельных частей, а как живой организм - биологическую корпорацию. По мнению авторов, у биокорпорации есть корпоративный мозг и сознание, обеспечивающие концепцию среды, организм, который выполняет работу, процессы связи организма с окружающей средой и дух компании, который стимулирует движение вперед и разнообразные нововведения. Для обеспечения общего здоровья биокорпорации не требуется хирургического вмешательства, а требуется согласованное воздействие. Жизненный цикл, в этом смысле, - постоянное воспроизводство и расходование необходимых навыков по мере требований внешней среды для того, чтобы поддерживать необходимое здоровье организации и соответствовать новым реалиям. Такая аналогия, вероятно, позволяет руководителям глубже прочувствовать смысл изменений, которые предлагают консультанты по организационному развитию, и действовать менее стереотипно.

Однако ясно, что цикличность  событий в онтологии справедлива  не только для биосистемы, но и для  организаций. Вместе с тем, как очевидно, прямая аналогия имеет ограниченную объяснительную силу. Как мы уже  обсуждали, организация 

9

является другой, более  сложной системой, чем биологический  организм и ее потенциал гораздо  больше, чем у отдельного человека. Это одна из самых важных отличительных  характеристик организаций, которая  и определяет ее суть.

Относительно нашего представления  об организации - жизненный цикл отражает содержательный временной срез и  структуру системных параметров организации, которые характеризуют  определенное качество способностей организаций  сохранять единство и целостность (по отношению к цели) в большем  сегменте состояний и проявлений окружающей среды. Поэтому структурировать  этапы жизненного цикла необходимо относительно цели организации по отношению  к неопределенности внешней среды  и сообразно изменениям в организации. Это определение и подход мы и  возьмем за основу.

Информация о работе Жизненный цикл организации