Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее примене¬ние при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообраз¬ны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описа¬ния процессов взросления и смены поколений, управляемых механизма¬ми воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жиз¬ненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5
1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5
1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17
2. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21
2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Теория организации курсовая работа.docx

— 74.27 Кб (Скачать файл)

Рассматривая организацию  как динамическую развивающуюся  систему, мы предлагаем выделить следующие  этапы в ее развитии: замысла, создания инициативной группы, ориентации и  формализации, структурирования организации, тиражирования идей.

Практически все модели жизненного цикла предполагают наличие стадии возникновения или становления, характеризующейся легитимизацией и появлением новой сущности; стадии роста или быстрого развития, сопровождающейся активизацией деятельности, усилением конкуренции, высокими темпами роста продаж и др.; стадии зрелости, на которой происходит стабилизация всех процессов, темпы роста замедляются и основной задачей становится удержание достигнутого уровня; и стадии упадка, которая означает медленное умирание и разрушение всех процессов жизнедеятельности. Исключением является жизненный цикл

17

динамических способностей, на развитие которых оказывают влияние разнообразные организационные события, в результате которых организационная способность может перейти в стадию не только упадка, но и обновления, репликации, рекомбинации и т. д. Аналогичным образом представлен жизненный цикл организаций, где стадия упадка не является обязательным следствием стадии зрелости.

 

Таблица 1.1 Сравнительный анализ применения концепции жизненного цикла

Уровень

анализа

Стадии жизненного цикла

Авторы моделей

Отрасль

Возникновение, рост, зрелость, упадок

Портер [Porter, 1983]

Популяция

организаций

Появление, рост, упадок, смерть или возрождение

Ханнан, Фримен [Hannan, Freeman, 1977; 1978]

Организация

Становление, рост, зрелость, упадок или обновление

Гупта, Чин [Gupta, Chin, 1993]

Сотрудник организации

Введение, рост, зрелость, упадок

Ференс, Стонер, Уоррен [Ference, Stoner, Warren, 1977]

Продукт

Внедрение, рост, зрелость, упадок

Левитт [Levitt, 1965]

Знания

Приобретение, абстрагирование, увеличение, хранение и утилизация

Сугумаран, Танниру [Sugumaran, Tanniru, 2002]

Динамические

способности

Становление, развитие, зрелость, дальнейшее развитие: смерть, ограничение, обновление, репликация, перераспределение, рекомбинация

Хелфат, Петераф [Helfat, Peteraf, 2003]


 

Концепция жизненного цикла  широко используется в современных  организационных и управленческих исследованиях. Несмотря на то что ее применение постоянно критикуется [12], метафора жизненного цикла превратилась в одну из наиболее популярных в социальных науках. Дебаты относительно

18

применимости биологической  аналогии, взятой из теории эволюции, на протяжении нескольких десятилетий то затихали, то разгорались с новой силой. Например, критики неоднократно обращали внимание на некорректность использования биологических аналогий применительно к изучению социальных организмов хотя бы уже потому, что если моменты жизни и смерти живого организма хорошо определимы, то в отношении многих социальных объектов это сделать крайне сложно или даже невозможно. Кэрролл и Ханнан, в частности, отмечали, что в качестве момента рождения организации можно рассматривать ее создание «с нуля», в результате слияния/поглощения других организаций, спин-офф и т.д. [13]. Понятно, что в каждом из этих случаев возникает вопрос о том, что можно считать реальным началом жизненного цикла данной организации.

Не останавливаясь подробно на других линиях этих дебатов, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, наблюдается определенная увлеченность исследователей биологическими аналогиями, в то время как, с другой стороны, не ослабевает критика попыток эти аналогии применить. Как отмечают Кимберли и Майлз (далее ссылка на двух авторов), характер этих попыток также имел циклический характер [Kimberly, Miles, 1980]. Представляется, что за этими разногласиями, вызванными применением биологической аналогии для изучения небиологического феномена, упускается тот факт, что при использовании любой метафоры мы можем не заметить весьма значимые факторы, не укладывающиеся в закономерную последовательность развития живых организмов. Как и при любой попытке моделирования, при использовании метафор исследователи пытаются обобщить определенные процессы развития, что не всегда выглядит адекватно и ведет к потере специфических знаний об особенностях развития феномена. По нашему мнению, концепция жизненного цикла наиболее подходит для проведения индуктивных эмпирических исследований, которые направлены на обобщение статистического материала и выявление общих закономерностей развития той или иной сущности, будь то организация, продукт или отрасль. В то же время для

19

изучения причинно-следственных взаимосвязей и исследования особенностей развития биологическая метафора жизненного цикла менее пригодна, поскольку сужает наше представление о разнообразии того или иного феномена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

  1. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса»

2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса»

 

ООО «Азбука вкуса» - крупная и быстро развивающаяся компания ресторанного бизнеса в России. Общество с ограниченной ответственностью «Азбука вкуса» является учреждённое в соответствии с законодательством хозяйственное общество.

Общество с ограниченной ответственностью «Азбука вкуса», в дальнейшем именуемое «Общество», является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании настоящего Устава и законодательства РФ. Полное форменное название: Общество с ограниченной ответственностью «Азбука вкуса».

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской  деятельности извлечение прибыли. Предметом  деятельности Общества являются:

-организация общественного  питания;

-производство продуктов  питания;

-осуществление иных видов  деятельности и оказание других  услуг населению, предприятиям, организациям  в различных областях хозяйственной  и производственной деятельности, не запрещённых и не противоречащих  действующему законодательству. Общество  самостоятельно отвечает по своим  обязательствам. Общество несёт  ответственность по своим обязательствам  в пределах имущества находящегося  в его собственности, стоимость  которого отражена в бухгалтерском  балансе Общества. Имущество участников  Общества обособлено от имущества  Общества. Общество не отвечает  по обязательствам своих участников. Участники общества не отвечают  по его обязательствам и не  несут риск убытков, связанных  с деятельностью Общества, только  в пределах стоимости принадлежащих  им долей в уставно капитале  Общества. Участники общества не  полностью оплатившие доли. Несут  солидарную ответственность по  обязательствам 

21

Общества в пределах стоимости  неоплаченной части принадлежащих  им долей в уставном капитале Общества. Общество не отвечает по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования  не отвечают по обязательствам общества. Организационная структура управляющей  компании и отдельных подразделений - линейно-функциональная. Она основана на сочетании линейной и функциональной форм. Данный подход обеспечивает качественно  новое разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения  при участии и помощи функциональных служб.

2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса»

 

1. Выхаживание - этап зарождения  организации. Она еще не возникла  физически и формально, однако  энтузиазм и бизнес-идея относительно  ее существования уже возникли.

В этот период происходили, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели заложили «теоретический» фундамент  новой компании. Идея получила положительную  оценку, были сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении  ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. Необходимый уровень обязательств измерялся уровнем риска, который  организация берет на себя при  рождении.

2. Младенчество - на этой  стадии внимание переместилось  от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась. Компания в младенчестве обладала нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствовали. На тот момент субординация была слаба, отсутствовала система приема на работу и контроля выполнения заданий.

Был составлен бизнес-план, в котором был бы проанализирован  поток 

22

денежных средств. Решения  принимались и исполнялись быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который можно было бы положиться при принятии решений, превращали каждое решение в новый  прецедент. Управление осуществлялось от кризиса к кризису.

На данной стадии развития предприятием соблюдались определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них - это обеспечение постоянного  притока денежных средств, а второе - преданность основателя идее построения устойчивой организации.

Руководитель рационально  организовывал управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему  мотивации и стимулов, а также  принимал необходимые меры по привлечению  дополнительных ресурсов за счет внешних  и внутренних источников.

3. Стадия быстрого роста - эта стадия наступила, когда идея начала работать, т.е. была преодолена нехватка денежных средств и уровень продаж начал расти, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Вследствие нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполнялись одним сотрудником. Это обуславливает то, что, компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя директором предпринимались попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходило без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

4. Юность - на этом этапе  предприятие претерпело коренные  изменения. Данный процесс протекал  более длительно и проблематично,  нежели предшествующие. Характерными стали конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации. Возникла необходимость одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей. Смена целей произошла путем

23

перехода от экстенсивного  развития к повышению качества деятельности. Для этого весь персонал был вовлечен в происходящие изменения, поскольку  сотрудники по-прежнему находились на стадии быстрого роста, и они проявляли  интерес к тому, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста.

Происходит переход организации  от одного набора проблем к другому. Руководство решает текущие вопросы  и создает систему вознаграждений, перераспределяя роли и обязанности, а также устанавливает четкие правила и нормы поведения  сотрудников.

5. Расцвет - на этой  стали предприятию свойственно  наличие систем должностных обязанностей  и высокой организационной культуры; усложнилась структура организации;  наладилось планирование, определились  перспективы развития; компания  ориентирована на удовлетворение  потребностей клиентов; наблюдается  стабильный рост продаж и прибыли. 

6. Стабилизация - ООО «Азбука вкуса» находится сейчас в фазе стабилизации. Она является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление.

В ООО «Азбука вкуса» помимо хорошо раскрученного бренда и продолжающегося расширения сети к чисто экономическим конкурентным преимуществам компании, как правило, относят: изначально доминирующее положение на рынке, грамотную ценовую политику на рынке сбыта, широкую

24

Информация о работе Жизненный цикл организации