Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа
Концепция жизненного цикла является одной из наиболее широко используемых в социальных науках: мы можем обнаружить ее примене¬ние при анализе феноменов развития или взросления самых различных социальных объектов — от индивидуумов до отдельных организаций и их совокупностей. Однако ее значение и применение весьма разнообраз¬ны и порой подвергаются серьезной критике. Строго говоря, концепция используется для описа¬ния процессов взросления и смены поколений, управляемых механизма¬ми воспроизводства в природных популяциях. При этом термины «жиз¬ненный цикл», «жизненный промежуток» и «жизненный путь» довольно часто используются как синонимы.
Введение 3
1. Теоретически аспекты жизненного цикла организации 5
1.1.Понятие и сущность жизненного цикла организации…………………….5
1.2.Современные подходы к определению жизненного цикла организации 17
2. Жизненный цикл организации на примере ООО «Азбука вкуса» 21
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Азбука вкуса» 21
2.2. Основные этапы жизненного цикла ООО «Азбука вкуса» 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Рассматривая организацию, как динамичную, развивающуюся, открытую систему (каковой она и является) мы предлагаем выделить следующие этапы в ее развитии.
1 этап - “этап замысла” в жизненном цикле представляет собой своеобразный экстремум в биографии организаций, так как он в наибольшей степени насыщен, “психологизирован” индивидуальными особенностями инициаторов и объективирован внешними условиями среды.
На этапе замысла организация
имеет минимальные способности
сохранять единство и целостность,
которые в полной мере не обеспечены
структурой, персоналом, технологиями,
избыточными ресурсами и
Условия внеорганизационной среды, окружающие организацию во время ее зарождения, будут долго оказывать свое влияние на ее развитие. Влияние среды
10
представляется в виде определенного паттерна “требований и возможностей”, которые канализируют производство концепций и усилий в определенном направлении. Что как раз и позволяет обнаружить базовые закономерности в последующей деятельности и структуре организации в психологических переменных.
Для отечественных условий переходной экономики “этап замысла” в жизненном цикле представляет значительный научный интерес и практическую значимость. Поскольку переходная среда сама по себе представляет барьер в функционировании организаций, который достаточно трудно преодолеть стандартным способом. Тем более, это трудно сделать на этапе замысла, когда организации не имеют должных условий, истории и традиций развития, а большинство было образованно примерно в одно и тоже время. В этих условиях этап замысла в переходной среде как нельзя лучше эксплицирует специфические - “природные” особенности организаций для исследователей. Вероятно, руководители организаций об этом процессе другого мнения.
2 этап - создание инициативной группы. На этом этапе, для инициатора, основной целью является, с одной стороны, формирование “исполнительной системы”, то есть инициативной группы, с другой стороны, формирование концепции будущего предприятия. Этот этап характеризуется слабой формализованностью концепции организации и размытостью образа продукта. Поскольку, такие важные параметры для конкретизации концепции, как необходимое качество продукта, производительности и время достижения результата организации заранее неизвестны и уточняются опытным путем. На этом этапе происходит направленная деятельность инициатора идеи предприятия с одной только целью - сформировать нужную систему. При этом вовлекаются необходимые компоненты системы, уже определенные решением, и включаются в конкретные отношения взаимосодействия. Таким способом, формируется целостное образование - организация, способная привести к необходимому результату.
Здесь, если создается “исполнительная” система, не включающая в себя
11
людей-исполнителей, то принято
говорить о ее формировании, сборке,
если же такие исполнители включены,
то говорят о ее организации. Следовательно,
на этом этапе организация
На этом этапе жизненного цикла деятельность инициативной группы отличается не четкой профессиональной дифференциацией и вертикальной иерархией власти (она может быть вообще не выражена), высокой степенью вовлеченности и включенности, невысокой формализацией организационных регулятивных норм (стадия нормообразования). Включенность здесь скорее нерациональна и питается субъективными представлениями об идеальной модели потребностного будущего, чем рациональными расчетами.
Этот этап развития организации является конфликтным, так как точно определить рациональный вклад каждого из участников в формирование эффективной организации достаточно сложно из-за слабой формализованности критериев оценки. Такие конфликты могут приводить к тому, что организация может прекратить свое существование, не преодолев противоречия между интересами ее инициаторов, не включив их в концепцию предприятия.
3 этап - ориентация и формализация. Когда система сформирована, начинается ее обработка. Первое же осуществление функционирования организации приводит к тому, что полезность и качество продукта, ресурсная модель, время достижения результата (цикл воспроизводства продукта) и производительность получают определенное конечное значение. Как правило, эти значения могут не удовлетворять руководителя инициативной группы. Реализуя шаг за шагом, очередные усилия и действия, руководитель стремится в каждом последующем цикле к сокращению времени функционирования и улучшению качества результатов, то есть к наилучшему качеству при наименьших ресурсах.
Если предполагать, что в представлении руководителя уже имеются определенные значения времени и качества, при которых он будет достаточно
12
удовлетворен полученными
результатами, то он может определить
отрезок времени на процесс деятельности
от “запуска” системы до получения
результатов, которые удовлетворяют
его представлениям о достаточности.
Этот временной отрезок назовем
этапом “отработки” системы. И вновь,
если речь идет об “исполнительной” системе
без участия людей - технологическом
процессе, говорят о его “отработке”
(этапе внедрения), в противном
случае - об организации работ в
системе, об улучшении этой организации
и т.п. Другими словами, на этом этапе
организация есть процесс по обеспечению
существования системы как
На этом этапе, замысел организации преобразовывается в концепцию, поскольку объективируется результатами внедрения и поэтому представляет собою более формализованное, структурированное и целостное образование. Организация на этом этапе увеличивает свою численность за счет привлечения нового персонала на узкоспециализированные или обеспечивающие области деятельности. Однако на этом этапе персонал не имеет возможности активно влиять на концепцию организации.
Таким образом, инициатор
имеет возможность определить и
объективировать не только экономическую,
но и социальную привлекательность
концепции организации для
Внутри организации уже более четко обозначена профессиональная дифференциация и иерархия распределения полномочий, ответственности и власти среди участников инициативной группы - прообраз организационной структуры. Инициативная группа получила объективные экономические результаты,
13
подтверждающие реальность
их предварительных предположений.
Это может приводить к
Стоит отметить, что формальные экономические показатели, которые часто используют для оценки, а также и сама процедура оценки, усугубляют это положение дел. Ведь экономические показатели в не полной мере оценивают и отражают субъективный смысл и содержание усилий. Поскольку они не соответствуют ни по иерархии, ни по сложности “языка описания” трудно имитируемым усилиям участников инициативной группы.
Кроме того, несоответствие
профессиональной компетенции и
социального статуса
4 этап - структурирование организации. В дальнейшем, развитие организации как системы может продолжаться в направлении достижения предельных для нее значений основных констант, таких как полезность и качество продукта, ресурсная модель, производительность и время достижения результата. На этом этапе процесс создания концепции организации фактически закончен, по отношению к первоначальным представлениям инициаторов о полезности, сложности продукта и ресурсной модели обеспечения. То есть, концепция формализована, структурирована и дифференцирована достаточно полно и детально. Как результат концепция может включать на уровне описания такие сложно формализуемые области как миссия, философия, ценности и нормы или, к примеру, принципы интеграции организации.
Организация на этом этапе
сосредоточивает основные усилия на
структурировании внутреннего пространства
с целью повышения
14
клиентами и партнерами и могут даже не управлять, доверяя эту функцию профессиональному менеджеру. Это отчуждение приводит к тому, что инициаторы точно не представляет последствия, к которым может привести изменения в концепции сложившиеся за время существования организации.
Таким образом, инициатор
принимает решения, но не до конца
представляет возможности их воплощения
и внедрения внутри собственной
организации. Это приводит к тому,
что он наиболее заинтересован в
гарантированном и надежном обеспечении
своих стратегических планов, за счет
эффективно работающей организационной
структурой. В этом случае, организация
уже сама по себе представляет область
для исследований, проектирования и
развития, так как обеспечивает реализацию
целей в большей степени
Однако, относительная
Такое положение дел сопровождается тем, что организация накопила существенный потенциал, но может забыть, каких усилий это первоначально стоило. Таким образом, субъективная стоимость ресурсов может необоснованно снижаться, а персональная - расти. Все это может приводить к не эффективному
15
использованию ресурсов, финансированию амбициозных проектов, не функциональному подбору, стимулированию и построению карьеры персонала и усилению латентной философии и т.д. В результате, нефункциональные расходы будут бюрократизировать систему управления, снижать гибкость и адаптивность, расширять штат, блокировать инновации и терять наиболее подготовленных и перспективных сотрудников, что может привести к существенному ослаблению, а, может быть, и потере основных позиций организации во внешнем пространстве.
5 этап - тиражирование идей. Организация на этом этапе может терять конкурентные преимущества ввиду внутреннего и внешнего искажения первоначальной концепции. Поэтому, основные усилия инициаторов сконцентрированы на развитии и управлении инновационными процессами и вовлечении в эти процессы как можно большего количества сотрудников организации (например, в группы качества). Важным становится проектирование благоприятного внутриорганизационного интерфейса для инновационных процессов (система стимулирования, интеграции, обучения, карьеры, качества рабочей жизни и т.д.). Таким образом, особое значение приобретают те способы (накопленные на ранних этапах), которые подходят для создания внутри организации новых инициативных групп. Эти инициативные группы обновляют - развивают и преобразовывают базовую концепцию по отношению к значимым изменениям в среде. С одной стороны, этот процесс может быть направлен на тиражирование преимуществ базовой концепции на связные области, а с другой стороны - на усовершенствование основного продукта и расширение возможностей применения.
Эти процессы часто сопровождаются
конфликтами. Конфликты вызваны
проблемами дезинтеграции - большей
самостоятельностью и, соответственно,
меньшим контролем и
16
объективные условия для
того, чтобы преобладать над
Таким образом, можно считать, что жизненный цикл организации как ”субъективная деятельность людей” по созданию, преобразованию, внедрению и коррекции концепции является процессом, который неразрывно связан с созданием системы на всех этапах ее становления и развития, на каждом из которых этот процесс имеет свои характерные особенности.
Жизненный цикл организаций
отражает содержательный временной
срез и структуру системных