Анализ ассортимента и качества чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Количество некачественного чая на российском рынке пока остается достаточно высоким. В этих условиях для организаций, деятельность которых связана с реализацией продукции, важным вопросом является завоевание долгосрочного доверия покупателей. А также уверенность в том, что поставщик в полной мере выполняет свои обязательства в области качества выпускаемых им товаров.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................2
Цель..............................................................................................................................4
Основные сведения о чае...........................................................................................5
Классификация и характеристика ассортимента....................................................11
Особенности химического состава и пищевая ценность чая.................................23
Требования, предъявляемые к качеству.................................................................25
Дефекты чая..............................................................................................................28
Упаковка, маркировка и хранение...........................................................................31
Фальсификация чая ..................................................................................................34
Методика проведения экспертизы........................................................................37
Самостоятельная экспертиза....................................................................................40
Приготовление чая....................................................................................................43
Заключение................................................................................................................45
Список используемой литературы...........................................................................46

Файлы: 1 файл

Expertiza_kachestva_tovarov_chaya (1).docx

— 64.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упаковка, маркировка и хранение чая

В соответствии с ГОСТом 1938-90 и ГОСТом 1939-90 чай торговых сортов расфасовывают в мягкие и полужесткие пачки и коробки по 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 и 250 г, в пакетики для разовой заварки массой нетто 2; 2,5 и 3 г, а также художественно-оформленные металлические, стеклянные, деревянные и другие чайницы и коробки, отвечающие требованиям нормативно-технической документации, массой нетто в упаковочной единице от 0,05 до 1,5 кг.

При мягкой упаковке внутреннюю часть пачки делают из подпергамента или специальной бумаги, внешнюю — из кашированной алюминиевой фольги или бумаги, ламинированной с одной стороны полиэтиленовой пленкой. Сверху пачки оклеивают этикеткой — бандерольной лентой, соответствующей по ширине размеру пачки.

Полужесткая упаковка, применяемая для высших сортов чая, состоит из внутреннего вкладыша, изготовленного из кашированной алюминиевой фольги или подпергамента либо из бумаги, ламинированной полиэтиленовой пленкой, и этикетированной коробки из бумаги специальной марки.

Упаковка чая для разовой заварки должна состоять из внутреннего пакетика из неразмокаемой пористой бумаги или внутреннего и внешнего защитного пакетика из этикеточной бумаги.

При жесткой упаковке в чайницы и коробки их выстилают изнутри бумагой, затем фольгой или подпергаментом. Такая упаковка обеспечивает наилучшую сохранность потребительских свойств чая.

В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования» на этикетке каждой единицы упаковки указывают:

-наименование продукта;

-наименование аромата, если при  изготовлении чая применяются  ароматизаторы;

-наименование и местонахождение  изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес (а) производств (а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

-масса нетто;

-товарный знак изготовителя (при  наличии);

-состав продукта;

-способ приготовления и рекомендации  по использованию (при необходимости);

-сорт (при наличии);

-дата изготовления и дата  упаковывания (месяц и год);

-срок годности или срок хранения;

-условия хранения;

-обозначение документа, в соответствии  с которым изготовлен и может  быть идентифицирован продукт;

-информация о вакуумной упаковке (при наличии);

-информация о подтверждении  соответствия.

Перевозят чай всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов. Транспортные средства должны быть крытыми, сухими, чистыми и незараженными амбарными вредителями.

При транспортировании на автомашинах чай должен быть предохранен от воздействия атмосферных осадков.

Хранить чай следует в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 60-65% (но не выше 70%), не допуская соседства со скоропортящимися и резко пахнущими товарами.

В складах ящики с чаем устанавливают на подтоварники в штабели высотой в 4-5 ящиков на расстоянии 5-10 см от пола и 50 см от стен и между штабелями. Для чая различных типов и разновидностей ГОСТами предусмотрены гарантийные сроки хранения. Для отечественного чая, в том числе купажированного с импортным, — 12 месяцев со дня упаковки. Импортного фасованного— 18 месяцев. Чай, упакованный в ящики с полиэтиленовыми мешками-вкладышами, — 2 года. Нефасованный черный, плиточный зеленый, а также красный чай — 8 месяцев. По истечении сроков хранения путем экспертизы решается вопрос о возможности и сроках его дальнейшего хранения или немедленной реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фальсификация чая

Фальсификация чая— разновидность продуктовой фальсификации, в результате которой покупателю продаётся низкокачественный или совершенно некачественный чай. Не сортируя, не отсеивая собранное, поскольку это трудно и невыгодно из-за потери времени и сырья, изготовители контрафактного чая порой невольно, не желая этого, создают довольно опасные смеси, которые могут стать причиной отравления, а иногда и смерти потребителей. Основная проблема в борьбе с контрафактным чаем состоит в относительной сложности его выявления. Экспертами-товароведами признано, что наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации чая.

Фальсификация чая имеет столь же древнюю историю, как и само производство чая. Цель фальсификации во всех странах одна — получение выгоды в связи с широким потреблением чая населением и возможность лёгкого внедрения значительных объёмов фальсифицированного продукта в большие партии настоящего, добротного чая, под видом которого обычно и продаётся фальсифицированный продукт. Виды и методы фальсификации чая, характер фальсифицированного продукта в разных странах различны.

Качественная фальсификация чая (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; пересортица) является наиболее широко распространённой при его производстве. В качественный чай вводят более низкосортное сырьё, полученное не из первых трёх листочков, а из более старых грубых листьев. При незначительной степени фальсификации установить её практически невозможно. При грубой фальсификации, когда низкосортное сырье вводится в количествах более 50%, её можно выявить по стандартным методикам для установления сорта чая.

Российскую качественную фальсификацию чая можно подразделить на три основных вида:

-использование для фальсификации  настоящего чая природных растительных  продуктов местного происхождения,

-подкрашивание и химическая  обработка,

-вторичная переработка спитого  чая — разновидность качественной  фальсификации чая частичной  или полной заменой натурального продукта пищевыми отходами, образующимися после извлечения из него наиболее ценных компонентов (реализация спитого чая под видом натурального продукта). Её легко выявить по низкому содержанию экстрактивных веществ.

Широко распространена качественная фальсификация путём реализации низкокачественной продукции под видом высококачественной. Например, гранулированный чай марки «СТС» выдают за байховый (листовой). Очень часты случаи замены высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями (грузинским, азербайджанским, краснодарским и тому подобными).

Ассортиментная фальсификация встречается значительно реже и достигается путём замены чая растительным сырьем схожего внешнего вида. Основными видами качественной фальсификации для высококачественных импортных наименований чая являются подмешивание низкокачественных компонентов (волокон, дробленых черешков) и продажа старого низкокачественного чая. На предприятиях общепита иногда подают раствор жжёного сахара. По внешнему виду он полностью имитирует настоящий чай, однако, если добавить в него лимон, его цвет не изменится, то время как натуральный чай посветлеет. Это объясняется тем, что натуральный чай — это коллоидная система танинов и при добавлении кислоты или щелочи в ней протекают процессы коагуляции и изменяется дисперсный состав частиц. Таким образом, добавление лимона в чай является тестом на его натуральность.

Количественная фальсификация чая

Под количественной фальсификацией чая (недовес, обмер) понимается обман потребителя за счёт значительных отклонений параметров товара (массы, объёма, длины и тому подобного), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен или объём стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объём за счёт более толстых стенок и так далее.

Информационная фальсификация чая

Информационная фальсификация чая — обман потребителя с помощью неточной или искажённой информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путём искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о чае довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

-Наименование товара;

-Страна происхождения товара;

-Фирма-изготовитель товара;

-Количество товара.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

-Каким способом изготовлены  печатные документы;

-Имеются ли подчистки, исправления  в документе;

Является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нём информация заявленному товару и его производителю и так далее.

Наиболее тщательная экспертиза с целью установления качества чая по показателям, имеющимся в стандартах, но с применением более точных либо более простых экспресс-методов, а также по медико-биологическим требованиям, может проводиться лишь в соответствующим образом оснащённых пищевых лабораториях, а также опытными ценителями чая. Тем не менее, рядовой потребитель сможет распознать чайную фальсификацию, для чего ему, первым делом, необходимо установить вид чая и соответствие общим стандартам качества. Чай скорее всего является качественным (отсутствуют признаки грубой качественной фальсификации) в случае соответствия следующим критерия.

 

Методика проведения экспертизы

При определении внешнего вида сухого чая обращают внимание на цвет, ровность, однородность и скрученность чаинок. Например, при анализе байхового чая следует обратить внимание на содержание золотистых волосков древесины, нескрученных пластинок листа и других включений. Наличие золотых и серебристых типов говорит о том, что чай приготовлен из нежного высококачественного сырья. При правильной обработке невскрытые почки чайного растения в процессе сушки приобретают светло-золотистый цвет. Наличие в чае черешков (красных стеблей) или волокон древесины свидетельствует о том, что чай выработан из грубого сырья и плохо отсортирован. Чем больше черешков или волокон древесины, тем ниже качество.

Маркировка чая предусматривает обязательное указание:

происхождения (индийский, индонезийский, китайский, кенийский, краснодарский и др.),

- вида чая (листовой, мелкий, гранулированный),

-его качества в зависимости  от сорта,

-места упаковки, местонахождения  предприятия-изготовителя, его подчиненности, соответствия требованиям действующей  НТД.

На каждой упаковочной единице с чаем или пакетике для разовой заварки указывают: товарный знак (логотип) и наименование предприятия-изготовителя, его адрес; наименование продукта и место произрастания чайного листа; сорт; массу нетто; дату упаковывания, срок хранения и условия, информацию о сертификации; обозначение стандарта, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт.

Указанная маркировка наносится: на этикетке для пачек чая в мягкой упаковке и трафаретом - для полужесткой упаковки.

Как рассчитывать контрольную цифру:

-Сложить цифры, стоящие на четных  местах ШК

-Полученную сумму умножить на  три

- Сложить цифры, стоящие на нечетных  местах (кроме самой контрольной  цифры)

- Сложить числа, полученные в  пунктах 2 и 3

-Отбросить десятки

- Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5

Мелкий чай должен иметь на этикетке надпись мелкий. На пакетике для разовой заварки указывают способ заварки.

 

При проведении органолептического анализа из средней пробы чая отбирают навеску массой 100 г и высыпают тонким слоем на лист белой бумаги. Внешний вид (уборка) сухого чая определяют путем его осмотра при дневном рассеянном свете или ярком искусственном освещении.

При фасовании чая в художественно-оформленные чайницы наименование предприятия-изготовителя, его адрес указывают на ярлыке, который вкладывают в каждую упаковочную единицу.

Транспортная маркировка производится с нанесением манипуляционного знака Боится сырости. На каждую упаковочного единицу транспортной тары трафаретом наносят маркировку или наклеивают ярлык, характеризующие продукцию, с указанием:  товарного знака и наименования предприятия-изготовителя, его адреса; наименования чая, сорта, массы нетто в упаковочной единице и количества упаковочных единиц; массы брутто и нетто ящика, кг; обозначения стандарта; даты упаковывания.

В каждый ящик с чаем вкладывают ярлык с указанием упаковщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная экспертиза

 Краткая характеристика деятельности  предприятия

«Виктория Квартал» - крупнейшее предприятие розничной торговли г. Немана - занимает ведущие позиции по объемам продаж продовольственных товаров населению.

Основными целями деятельности «Виктория Квартал» являются: построение цепи «производитель - розничная торговля», поддержание доступных цен, повышение товарооборота и качества обслуживания и др.

Цель деятельности  «Виктория Квартал» - оказание услуг и извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей.

Этот магазин является одним из структурных подразделений «Виктория Квартал».

Магазин находится в центре города.Фактический адрес магазина:  

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, НЕМАН Г., ПОБЕДЫ УЛИЦА, 73

Рядом с магазином расположен жилой микрорайон и некоторые другие магазины.

Данное предприятие является магазином розничной торговли. Он располагает набором помещений и оборудованием, необходимыми для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества чая