Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать ассортимент пива, реализуемого в гипермаркете «Макси».
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
изучить историю пивоварения и проанализировать состояние мирового и российского пивного рынка;
рассмотреть пищевую ценность и химический состав пива, проклассифицировать ассортимент;
рассмотреть ассортимент существующей пивной продукции на конкретном торговом предприятии, рассчитать его полноту, широту, новизну и устойчивость;
дать характеристику хозяйственной деятельности гипермаркета «Макси»;
сделать выводы о перспективах развития российского рынка пива.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Группа «вкусовые товары», в отличие от других групп продовольственных товаров, сформирована не по сырьевому признаку, а по назначению продуктов. Основным назначением вкусовых товаров является удовлетворение потребностей организма во вкусовых и ароматических ощущениях.
К этой группе относятся пищевые продукты, имеющие разное происхождение: растительное (алкогольные напитки, чай, кофе и др.), минеральное (поваренная соль), биосинтетическое (уксус) в питании вкусовых товаров определяется высоким содержанием физиологически активных веществ: алкалоидов, гликозидов, эфирных масел, органических кислот, дубильных веществ. Многие из них оказывают благоприятное воздействие на организм человека: активно влияют на пищеварение, стимулируя выделение желудочного сока, являются катализаторами многих ферментативных процессов и активизируют обмен веществ в целом, выводят из организма шлаки, за счет бактерицидных и антиокислительных свойств повышают защитные функции организма, при умеренном употреблении оказывают положительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы (повышают общий тонус и работоспособность, укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют холестериновый обмен и др.).
Вместе с тем чрезмерное употребление некоторых вкусовых товаров негативно влияет на человеческий организм. Например, злоупотребление алкогольными напитками приводит к отравлению организма, вызывает психические расстройства, патологическую (наркотическую) алкогольную зависимость и возникновение тяжелых заболеваний.
По характеру влияния на человеческий организм вкусовые товары условно подразделяют на товары общего и местного действия. Вкусовые товары общего действия содержат этиловый спирт или алкалоиды (кофеин, теобромин, никотин и др.), активно воздействуют на нервную и сердечнососудистую системы. К этим товарам относят алкогольные напитки, чай, кофе, табачные изделия. Вкусовые товары местного действия оказывают влияние только на органы вкуса и обоняния и вследствие их возбуждения – на пищеварительную систему (безалкогольные напитки, пряности, приправы) [14].
К алкогольным относят
напитки, содержащие не менее 9% этилового
спирта, полученного из пищевого, углеводсодержащего
сырья (зерна, картофеля, сахарной свёклы,
плодов и ягод и др.). Напитки, содержащие
от 1,5 до 9% этилового спирта, условно
относят к подгруппе
Алкогольные и слабоалкогольные напитки – не предмет первой необходимости, но они существуют уже многие тысячелетия. Пиво – старинный слабоалкогольный ячменно-солодовый напиток, обладающий приятной горечью, ароматом хмеля, способностью вспениваться при наполнении бокала и долгое время удерживать на поверхности слой компактной пены. Благодаря приятному вкусу, тонизирующему жаждоутоляющему действию, пиво пользуется большим спросом у населения. Являясь слабоалкогольным напитком, пиво во многих странах выступает соперником крепких алкогольных продуктов. Вследствие насыщенности углекислым газом и содержания небольшого количества этилового спирта, пиво не только утоляет жажду, но и повышает общий тонус организма человека. Являясь хорошим эмульгатором пищи, оно способствует улучшению обмена веществ и повышению усвояемости пищи. К тому же, экстракт пива весьма легко и полно усваивается организмом. В пиве содержится В2 – рибофлавин, Н – биотин, В6 – пиридоксин и витамин РР – ниацин. Пиво повышает аппетит. Калорийность 1 л пива находится в пределах 1675 – 3350 кДж (400 – 800 ккал). Обладая определенной питательной ценностью и приятным характерным вкусом, пиво как напиток имеет весьма большое распространение.
Актуальность выбранной темы исходит из того, что российский рынок пива в настоящее время является перспективным и динамично развивающимся, несмотря на общемировое замедление этого рынка. В результате, российские пивоваренные компании выглядят очень привлекательными для возможных поглощений более крупными иностранными компаниями.
Цель данной работы: проанализировать ассортимент пива, реализуемого в гипермаркете «Макси».
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
¾ изучить историю пивоварения и проанализировать состояние мирового и российского пивного рынка;
¾ рассмотреть пищевую ценность и химический состав пива, проклассифицировать ассортимент;
¾ рассмотреть ассортимент существующей пивной продукции на конкретном торговом предприятии, рассчитать его полноту, широту, новизну и устойчивость;
¾ дать характеристику хозяйственной деятельности гипермаркета «Макси»;
¾ сделать выводы о перспективах развития российского рынка пива.
Предмет исследования: Анализ ассортимента пива. Объект исследования: Гипермаркет Макси, расположенный по адресу г.Вологда, Пошехонское шоссе 22.
В ходе выполнения курсовой
работы использовалась учебная литература
по товароведению
Глава 1. Формирование ассортимента пива.
1.1. История зарождения и развития пивоварения.
Пивоварение является одним из древних производств, основанных на спиртовом брожении. Первые упоминания о нем относятся к 7000 г. до н. э. Рецепты такого напитка были высечены на камне, найденном в Двуречье - районе проживания шумеров (одного из древних народов, населявших Месопотамию) - на территории между реками Тигр и Евфрат. В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере 6 тыс. лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости"[1 с.9]
Процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Полученную массу процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы нерастворившиеся плевел и зёрна не попадали в пищевод пьющего.
Из древнего Египта сведений о пиве дошло меньше. Чешский исследователь профессор Грозный обнаружил в Египте памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до н.э. Настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива. Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, тёмного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Популярное выражение "пиво - жидкий хлеб" знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Вместе с тем на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи "[1 c.14. ]
В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис. От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о "ячменном вине".
До использования хмеля для придания пиву горечи и улучшения вкуса применяли разные травы и пряности. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и другие.
В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Лондоне находится древнейший (4 в. н.э.) и единственный в своём роде пивной памятник - камень с выбитым на нём рецептом приготовления пива для королевы.
1082 год считается годом
начала пивоварения в Чехии.
Первый пивоваренный завод был
основан в 1341 г. в Домажлице.
Центральная Европа внесла
Пивоварение на Руси имеет давние традиции. Упоминания о «переваре» — достаточно крепком напитке, который готовили наши предки из пива и меда, встречаются уже в древних летописях. Во времена Ивана III пиво вместе с хлебным вином продавалось в царевых кабаках.
В начале XVIII-го века в Новгороде ведро простого пива стоило 4 алтына, то есть 12 копеек, при царе Алексее Михайловиче бочка пива продавалась за 4 рубля. Четыре раза в год, обычно в Великий день (Пасху), Дмитриевскую субботу, на масленицу и на Рождество Христово, а также при крестинах и свадьбах крестьянам самим дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего питья, поэтому такие праздничные застолья в те времена назывались особым пивцом. Однако право на особый пивец давалось с разбором, обыкновенно только наиболее работящим и предприимчивым крестьянам, причем лишь на 3 дня. По окончании же оговоренного времени кабацкий голова опечатывал оставшееся питье до следующего праздника. К началу нашего века на Руси домашнее производство пива не облагалось никакими налогами и было широко развито среди крестьян. К большим праздникам, особенно местным, деревенским, к свадьбам и другим торжественным случаям крестьяне всегда варили пиво в больших количествах, но опять же только для себя, а не на продажу.
О роли микроорганизмов в превращении органических веществ стало известно лишь в XIX в. Научными исследованиями было доказано, что возбудителями брожения пивного сусла являются определенные дрожжевые грибы и что брожение является биокаталитическим процессом, протекающим внутри дрожжевых клеток [4 с.7 ]
В широких масштабах пивоварение стало распространяться в различных странах Европы в средние века. Пальму первенства до сих пор сохраняют за собой Германия, Чехия и Словакия, Англия, где пиво является одним из наиболее любимых напитков. В России пивоварение было развито слабо. В СССР в 1940 г. произведено 120 млн. дал, в 1965г. - 317, в 1976г. - 570, в 1980г.- 900 млн. дал пива.
1.2. Обзор международного и российского рынка пива.
Мировой рынок пива характеризуется устойчивым ростом производства и спроса. Производство ежегодно увеличивается на 2%, и порог в 100 млрд. декалитров был преодолен еще в 1987 году.
Пиво сегодня варят практически везде. Проще назвать государства, где его не производят. Таких стран всего 20 - Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Бутан, Ватикан, Гвинея, Джибути, Катар, Кирибати, Коморские острова, Кувейт, Мавритания, Мальдивы, Макронезия, Науру, Объединеные Арабские Эмираты, Сомали, Саудовская Аравия, Тувалу (государство с численностью населения 12 тысяч человек, расположенное на 9 коралловых атоллах рядом с Полинезией).
В период между 2005 и 2008 годами, объем мирового производства пива вырос на 14% – до 1,8 млрд. гектолитров. После увеличения на 5,3% в 2007 году объем глобального потребления, согласно прогнозу, должен был бы увеличиться на 2-2,5% в 2008 году, однако эти ожидания были снижены.
В 2009 году мировой рынок пива вырос менее чем на 0,5 процента до 1,8 миллиарда гектолитров. Отмечается рост китайского рынка до 430 миллионов гектолитров, что примерно вдвое больше объема американского рынка в 2009 году.
Азия по сей день лидирует по показателю роста спроса на эту продукцию – 5% против 8% спада в Западной Европе. Китай, на который приходится семь из десяти литров пива, продаваемых в Азии, является основной движущей силой и в целом помогает поддерживать сегодня мировой рынок пива. По оценкам, доля любителей пива в Китае составляет около 20% в мире. Еще в 2002 году в Китае было сварено 23,86 млн. килолитров пива и страна впервые обогнала США и стала мировым лидером.
Латинская Америка также сделала свой вклад в положительное развитие мирового пивного рынка, поскольку продажи пива выросли на 3%. Бразилия – это четвертый по величине производитель пива в мире, показала 4% рост.
Мировое потребление пива поднялось на 1 – 1,5 процента в 2010 году, благодаря росту спроса в Азии и Африке, утверждает отраслевая аналитическая группа Plato Logic.1 [23]
Согласно проведенным исследованиям, пиво пьют больше половины россиян - 57%. Из них 75% мужчины и 41% - женщины. Основными потребителями пива являются люди в возрасте от 25 до 45 лет. Частота потребления пива в России довольно высокая - 31% тех, кто пьёт пиво, делает это не менее одного раза в неделю. В настоящее момент потребление пива на душу населения в России составляет около 77 л. Наибольшее значение этого показателя наблюдалось в 2007 году - 81 л.2[23]
С конца 90-х годов пивной рынок России демонстрировал уверенные темпы роста. Однако под воздействием мирового кризиса пивоваренная промышленность России с 2008 года начала демонстрировать отрицательную производственную динамику. В 2009 году спад объемов производства пивной продукции составил 4,9% в натуральном выражении.
По итогам первых четырех месяцев 2011 года снижение объемов производства пива составило 15,1% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. В январе текущего года падение объемов производства в натуральном выражении достигло беспрецедентной для отрасли величины: - 43,9% к январю 2011 года. Производственные показатели 2011 года непосредственно отражают влияние новой, увеличенной в три раза, ставки акциза.3[23]
Анализ производства по регионам Российской Федерации показывает постепенное снижение доли крупнейшего субъекта – производителя, - Санкт – Петербурга в общем объеме выпуска пива.
На российском рынке пива представлены все крупнейшие международные пивоваренные компании. Члены международных групп – ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «САБМиллер РУС», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ЗАО «Пивоварня Москва – Эфес», ОАО «САН Инбаев», а также российская компания ЗАО «Московский пиво – безалкогольный комбинат «Очаково» занимают более 85% рынка.
В 1 квартале 2010 года отмечалась
продолжающаяся тенденция снижения
внешнеторгового товарооборота. Объём
экспортных поставок сократился в 2 раза
по сравнению с аналогичным
По данным Росстата РФ в 2009 году темпы роста номинальных потребительских цен на отечественное и импортное пиво были выше уровня инфляции и составили по России в целом 113,2% и 116,2% соответственно. Темпы роста потребительских цен на пивную продукцию опередили индекс потребительских цен на алкогольную продукцию в целом, который в 2009 году составил 108,9%. В большинстве крупных регионов – производителей потребительские цены на импортное и отечественное пиво ниже, чем в среднем по России.
Информация о работе Анализ ассортимента пива на примере Гипермаркета Макси