Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
С.
Введение. …………………………………………….……….....
3
Раздел 1
Основные понятия франчайзинга. ………………..………...
5
1.1
Понятия и виды франчайзинга. ……………………………...…
5
1.2
Достоинства и недостатки франчайзинга. …………...………..
9
Раздел 2
Особенности франчайзинга в России. ………………………
13
2.1
Обзор рынка и перспективы компаний. ………………….…...
13
2.2
Специфика управления. ………...………………………………
16
Раздел 3
Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. ………………………………………….
25
3.1
Особенности организации франчайзинга фирмы. ………….…
25
3.2
Анализ эффективности франчайзинговой схемы для фирмы.
28
Заключение. …………………………………………...………....
30
Источники и литература. ……………………………………….
32
ОГЛАВЛЕНИЕ
С. | ||
Введение. …………………………………………….………..... |
3 | |
Раздел 1 |
Основные понятия франчайзинга. ………………..………... |
5 |
1.1 |
Понятия и виды франчайзинга. ……………………………...… |
5 |
1.2 |
Достоинства и недостатки франчайзинга. …………...……….. |
9 |
Раздел 2 |
Особенности франчайзинга в России. ……………………… |
13 |
2.1 |
Обзор рынка и перспективы компаний. ………………….…... |
13 |
2.2 |
Специфика управления. ………...……………………………… |
16 |
Раздел 3 |
Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. …………………………………………. |
25 |
3.1 |
Особенности организации франчайзинга фирмы. ………….… |
25 |
3.2 |
Анализ эффективности франчайзи |
28 |
Заключение. …………………………………………...……….... |
30 | |
Источники и литература. ………………………………………. |
32 |
Введение
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Не должен остаться без внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.
Сегодня в России
уже никого не удивить
Раздел 1.
основные понятия франчайзинга
Слово “франчайзинг”
произошло от французского “fran-chise",
что означает “льгота, привилегия,
освобождение от налога, взноса". Впоследствии
это слово закрепилось в
Иначе говоря, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.
При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:
-франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора)
- франчайзера и франчайзи;
-франчайзер является
владельцем исключительных
-франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;
-франчайзер выступает
в единственном числе;
-для успешного ведения
бизнеса франчайзер
-за пользование правами
франчайзера и оказываемую
Основная терминология
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [11 ст.1027 ]
В России, франчайзинг не всегда подразумевает использование договора коммерческой концессии в основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.
Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.
Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.
Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;
Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.
Франчайзинг интегрирует
элементы аренды, купли-продажи, подряда,
представительства, однако в целом
является самостоятельной формой договорных
взаимоотношений независимых
Помимо использования оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества - характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.
Присущее малым предприятиям
чувство хозяина играет существенную
мотивационную роль в повышении
интенсивности труда и
Помимо единовременного взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.
Таким образом, система договорных отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга.
Как любой вид деятельности, франчайзинг имеет плюсы и минусы.
Плюсы франчайзинга:
Капитализация. Самый эффективный способ расширения своего присутствия на рынке – открытие собственных представительств и филиалов. Однако эти способы очень ресурсозатратны. Малое число предприятий могут себе его позволить. В то же время, франчайзинговая схема развития не требует больших вложений, и даже позволяет заработать на открытии новых точек. Все затраты по открытию дела несет покупатель франшизы, а продавец продает ему своеобразную сформированную и отлаженную бизнес-модель. Франчайзи берет на себя затраты на аренду или покупку помещения, покупку аппаратуры и оборудования для работы, подбор и заработную плату персоналу. Франчайзер получает за франшизу определенную сумму (в зависимости от компании и от вида деятельности сумма может быть различной, в среднем порядка 10000$). Плюс к этому возможны ежемесячные отчисления (роялти), которые идут на централизованную рекламу, развитие дополнительных сервисов.
Эффективность управления персоналом. При организации большой сети сбыта становится очень сложно управлять персоналом. Чем больше компания – тем больше путаница и тем сложнее организовать правильное управление всеми структурными подразделениями. Франчайзинг позволяет решить эту проблему. Как правило, франчайзинговые предприятия – самостоятельные юридические и экономические единицы, которые не подчиняются головной структуре напрямую. Штат каждого такого франчайзингового предприятия небольшой, управлять им можно достаточно эффективно. Так, если компания имеет, например, 100 представительств с численностью работников каждого из них 20 человек, то при стандартной схеме развития (с помощью открытия собственных филиалов и подразделений) суммарно было бы 2000 работников. Процесс ркуоводства и построения плана работы для такой чисенности очень сложен. При франчайзинговой схеме – у каждого предприятия есть свой, не подчиняемый никому, руководитель, который занимается развитием именно своего подразделения.
Мотивация труда. При
франчайзинговой схеме у
Информация о работе Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы