Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Содержание работы

С.

Введение. …………………………………………….……….....
3
Раздел 1
Основные понятия франчайзинга. ………………..………...
5
1.1
Понятия и виды франчайзинга. ……………………………...…
5
1.2
Достоинства и недостатки франчайзинга. …………...………..
9
Раздел 2
Особенности франчайзинга в России. ………………………
13
2.1
Обзор рынка и перспективы компаний. ………………….…...
13
2.2
Специфика управления. ………...………………………………
16
Раздел 3
Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. ………………………………………….

25
3.1
Особенности организации франчайзинга фирмы. ………….…
25
3.2
Анализ эффективности франчайзинговой схемы для фирмы.
28

Заключение. …………………………………………...………....
30

Источники и литература. ……………………………………….
32

Файлы: 1 файл

Leonidova_Veronika_Mdk.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

-обеспечить регистрацию  договора;

-оказывать пользователю  постоянное техническое и консультативное  содействие, включая содействие  в обучении и повышении квалификации работников;

-контролировать качество  товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем  на основании договора коммерческой  концессии (ст.1031 ГК РФ) . С учетом  характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

-использовать при  осуществлении предусмотренной  договором деятельности фирменное  наименование и/или коммерческое  обозначение правообладателя указанным  в договоре образом;

-обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

-соблюдать инструкции  и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как они используются правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

-оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные  услуги, на которые он мог бы  рассчитывать, приобретая (заказывая)  товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

-не разглашать секреты  производства правообладателя и  другую полученную от него  конфиденциальную коммерческую  информацию;

-информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное  наименование, коммерческое обозначение,  товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии (ст.1032 ГК РФ). При этом правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем (ст.1034 ГК РФ) . Содержание субсидиарной ответственности можно проиллюстрировать следующим образом. Если должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст.399 ГК РФ). Солидарная ответственность характеризуется тем, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК РФ). Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст.1030 ГК РФ). Таким образом, франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов. Сторонами договора франчайзинга, как отмечалось, являются франчайзер - крупное предприятие и оператор (франчайзи) - малое предприятие. Ниже приводятся некоторые условия, которые должны быть учтены предпринимателями при заключении франшизы.

 Договор коммерческой  концессии (франшиза) содержит все  специфические требования к предпринимателю  и его обязательства. Такие  пункты договора, как исключительные  права на территорию, обеспечат защиту прав предпринимателя против возможного предоставления еще кому-либо аналогичной франшизы в пределах территории, на которой он осуществляет свой бизнес. В статье (разделе) о порядке возобновления договора должны быть указаны сроки договора и условия его возобновления. При этом финансовые требования будут являться определяющим началом в установлении стартовой цены франшизы, графика платежей, размеров роялти и т.д.

 В статье о порядке  прекращения франшизного договора  оговариваются также условия, при которых соглашение расторгается. Эти условия предусматривают действия, которые необходимо предпринять в случае потери франчайзером или франчайзи трудоспособности или его смерти, а также определяют права родственников при указанных обстоятельствах.

 Франчайзинг, как  уже отмечалось выше, основан  на использовании торговой марки.  Поэтому в договор обязательно  включают пункт о защите торговой  марки и действиях франчайзера  в случае незаконного ее использования.  Для франчайзи торговая марка  будет фундаментом его франчайзинговых отношений, за которую он выплачивает определенную договором сумму. Кроме того, франшизный договор должен обеспечивать франчайзеру получение справедливого вознаграждения в случае продажи франшизы, для чего в договоре предусматриваются специальные пункты. Как правило, соглашение о франчайзинге заключают на 10,20 или более лет.

 К преимуществам  рассматриваемой системы для  франчайзи можно отнести следующее:

-мощная реклама;

-общественное признание;

-обучение сотрудников;

-помощь на начальном этапе;

-централизованные закупки;

-подготовка и, возможно, выбор месторасположения;

-помощь в организации  учета или бухгалтерское обслуживание.

 Согласно действующему  в России законодательству любой  договор должен содержать такие  обязательные условия, как предмет договора, цена, сроки исполнения.

 Наряду с названными  всякий договор о франчайзинге  должен содержать еще целый  ряд дополнительных условий, устанавливающих  и конкретизирующих формы сотрудничества  франчайзера и франчайзи.

 Включение или невключение в договор этих дополнительных условий и их конкретное содержание с юридической точки зрения целиком зависит от воли сторон, т.е. потенциальных франчайзера и франчайзи, но в реальной действительности свобода здесь ограничена. Сам предмет договора требует, чтобы многие аспекты не оказались упущенными, а получили в нем то или иное отражение. Поэтому, приступая к составлению договора, стороны должны четко уяснить себе, о чем они хотят договориться и что будет являться предметом их договора. Этим будут предопределены все остальные статьи и пункты договора, которые в итоге составят окончательный его текст.

 Предметом франшизы  во всех случаях является право  на использование имени, репутации  и способов ведения бизнеса,  имеющихся у франчайзера и  зарекомендовавших себя на рынке. Какими бы ни были сферы бизнеса, ведущегося на условиях франчайзинга, предметом договора всегда является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которыми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи.

 Заключая договор,  нужно прежде всего определить, какой именно объект промышленной  собственности будет передан  от франчайзера к франчайзи  и действительно ли он защищен  от несанкционированного использования  и может быть предметом продажи.

 Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета договора, как эксклюзивность (исключительность) передаваемых франшизопользователю прав. В договоре должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными, и если это так, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Может быть также предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это значит, что франчайзи, купивший лицензию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.

 Специфика предмета  договора о франчайзинге обусловливает  необходимость передачи франчайзи  не только самого права в  виде лицензии, но и практической  возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре.

 Самостоятельный блок  условий договора о франчайзинге - обязательства, которые берет  на себя франчайзи. Они также  в значительной мере определяются  предметом договора. Основное из  них - плата за пользование  лицензией.

 Способы установления  платы могут быть весьма различными. Как правило, это может быть единовременный вступительный взнос, плата за лицензию и последующие периодические платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Однако могут устанавливаться и другие виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.

 Из специфики предмета  договора следует также предусматривать  среди прочих условий обязанность  франчайзи по сохранению репутации  франчайзинговой системы в целом.  Это предполагает строгое соблюдение  стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.

 Как правило, в  договоре предусматривается и  финансовый контроль за деятельностью  франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках договора, ответственности сторон, правопреемственности, способах разрешения споров.

 

Выводы по первому  разделу:

1. Таким образом, в данном разделе нами установлено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

2. В России, франчайзинг не всегда подразумевает использование договора коммерческой концессии в основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.

 

 

Раздел 3.

анализ роли франчайзинга в организации  коммерческой деятельности фирмы

 

3.1 Особенности организации франчайзинга фирмы.

Большое распространение  в цивилизованной хозяйственной  практике получила так называемая система  франчайзинга, когда предприятие (франшизополучатель) использует торговую марку, технологию, стандарты, рекламу, а нередко и  методы управления и систему ведения бухгалтерских счетов, которые разработаны и применяются другой фирмой (франшизодателем).

Система франчайзинга родилась в США. Наибольшее распространение  получила в гостиничном деле и  ресторанном обслуживании, в автопрокате  и обслуживании автомобилей.

Значение товарной марки  в мировой практике торговли очень  высоко. Наиболее значительно их влияние  в сфере реализации потребительских  товаров. Так, например, попадая в  супермаркет, покупатель выбирает товары с товарными знаками, которым  он отдает предпочтение. При этом, одна товарная марка используется большинством покупателей (75% в США) по широкому кругу товаров. В этих условиях стремление поддерживать популярность существующих товарных марок часто становится одной из наиболее приоритетных задач для фирмы.

Для фирмы, которая находится  в начале своего пути и ищет коммерческого  признания на рынке, важно знать, какие выгоды можно извлечь из использования уже существующих, завоевавших доверие потребителей товарных знаков Кириллова А.Т., Волкова  Л.А. Маркетинг в туризме. СПб.: Питер, 2004 - С.120.

Нередко использование  известных марок может ускорить общественное признание и продвижение  продукции на рынок. В этом случае, фирма-новичок или более мелкая фирма заинтересована сотрудничестве с фирмой - обладателем торгового знака. Его предоставление даёт право пользования другой фирме может осуществляться на различных условиях. Как правило, оно представляет собой контрактные соглашения между производителем, оптовой сервисной организацией и мелкими компаниями, предприятиями, магазинами, кафе. Крупная фирма, владеющая торговой маркой, позволяет другим осуществлять определенную хозяйственную деятельность под своим знаком. Основным условием при этом выступает соблюдение конкретных правил, гарантированных известной маркой.

Мелкие предприятия  приобретают в результате таких  соглашений право пользования преимуществами уже накопленного опыта, достижениями в сфере управления, результатами рекламы.

Соглашения предусматривают, что предприятие, использующее фирменный  знак, производит соответствующие отчисления фирме - владельцу товарного знака. В США, например, под «чужим» фирменным знаком работает более 500 тыс. различных предприятий. Как правило, они сосредоточены среди дилеров легковых и грузовых автомобилей, на бензоколонках, среди санаториев, ресторанов быстрого обслуживания.

Хотя франшизы требуют  определённых затрат, но они окупаются  экономией средств на рекламе. Крупные  и завоевавшие доверие предприятия  не предоставляют франшизу случайным  лицам, любому претенденту, а только тем из них, качество продукции которых не вызывает сомнений; иначе могут оказаться под угрозой прочные позиции на рынке и будет дискредитирована репутация фирмы Осипов Ю. М. Основы предпринимательства М.: Инфра - М, 2002 - С.276 - 277.

Иллюстрацией может стать хорошо известная в нашей стране закусочная «Макдоналдс». Атрибутами ее фирменной принадлежности являются: франчайзинг взаимодействие предпринимательский бизнес

· определенный, единый для  всех ресторанов данной фирмы ассортимент  подаваемых блюд (в том числе наличие бифштекса с булкой, Кока-колы и т.д.);

· единая форма обслуживания (стойка на раздаче, приготовление еды  на глазах посетителей);

· высокое качество предлагаемых блюд и быстрота обслуживания;

Информация о работе Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы