Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель: исследовать товароведные характеристики мужской модельной обуви.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить рынок мужской модельной обуви;
2. изучить потребительские свойства;
3. изучить основное и дополнительное сырье для производства;
4. проанализировать классический ассортимент;
5. определить направления изменений потребительских свойств мужской модельной обуви.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЖСКОЙ МОДЕЛЬНОЙ ОБУВИ
1.1. История обуви
1.2. Сырье для производства мужской модельной обуви
1.3 . Классификация и ассортимент мужской обуви
1.4. Потребительские свойства как элемент товароведной характеристики мужской модельной обуви.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Анализ структуры ассортимента обуви в ООО «Монро»
2.2. Товароведные свойства обуви
2.3. Методы оценки качества обувных товаров
2.4. Оценка потенциала обувной промышленности для формирования товароведных характеристик и качества мужской модельной обуви.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.4. Потребительские свойства как элемент товароведной характеристики мужской модельной обуви.
Существует две стороны товара: стоимость и потребительная стоимость. Четкое разделение этих понятий, а также определение связей между ними необходимо для последующего рассмотрения одной из указанных категорий – потребительской стоимости. Совершенно ясно, что для осуществления процесса потребления необходим переход товара из сферы- производства в сферу потребления. Именно с этого момента и начинается потребление, в процессе которого проявляется потребительная ценность, качество товара.
Здесь возникает вопрос о взаимосвязи категорий «потребительная стоимость» и «качество» товара. Указанная проблема состоит в следующем: сводится ли понятие «единичная потребительная стоимость товара» к его качеству или представляет собой несколько иную категорию, равноценна ли оценка качества оценке потребительской стоимости ?
Не отмечая особенности взглядов на рассматриваемую проблему отдельными авторами, следует подчеркнуть, что эти категории имеют общие черты и определенные различия. Различия состоят в том, что возможность применения категории «качество», с одной стороны, локализована достаточно узкой группой товаров, весьма близких по назначению, составу и конструкции, а с другой — расширена за счет возможности включения в рассмотрение стоимостных категорий (например, интегральный показатель качества) Потребительскую стоимость можно рассматривать, сравнивая любые товары не только близкого и сходного, но и разного назначения, включая количественные характеристики (в том числе и для единичной потребительской стоимости, например объемы зубных паст) и исключая стоимостные (как относящиеся к другой категории). Можно сравнить, например, потребительные стоимости зубных паст с содержанием фтора и с содержанием кальция, но нельзя утверждать, что качество зубных паст с фтором выше, чем зубных паст, содержащих кальций .
Таким образом, качество продукции можно представить как степень соответствия комплекса ее свойств сложившимся к данному времени конкретным потребностям, требованиям, определяющим пригодность к использованию. Потребительная стоимость товара может, быть охарактеризована как мера полезности продукции, как мера соответствия комплекса потребительных свойств объективным потребностям человека и общества. Между качеством и количеством продукции, а также народнохозяйственной ситуацией, существует определенная взаимосвязь, выраженная в потребительской стоимости продукции, которая ведет в конечном итоге к эффективности использования ее .
Для уточнения сущности качества и особенно потребительской стоимости товара важно учесть, что номенклатура изделий — это не количественная, а качественная категория, так как определяется она различными целевыми основными свойствами (рис.1.1). Повышение качества может происходить по горизонтали (расширение зоны удовлетворяемых потребностей) и вертикали (более глубокое удовлетворение потребности).
Несмотря на определенные и существенные различия категорий качества и потребительской ценности, в их основе лежат свойства, благодаря которым товар (предмет потребления) удовлетворяет общественно необходимые потребности человека и общества.
Таким образом, потребительная стоимость продукции и ее качество могут быть раскрыты только через систему потребительных свойств.
Важнейшим в настоящее время является вопрос о взаимозаменяемости продукции, который может быть решен только путем сопоставления существенных свойств продукции.
Рис. 1.1 Удовлетворение потребностей человека (общества) в процессе потребления (эксплуатации) товаров
Рассмотрение потребительных свойств включает выяснение причинно-следственных связей между существенными, определяющими факторами производства и потребления, так как управление качеством продукции только путем управления факторами, влияющими на потребительные свойства этой продукции.
Поскольку именно потребительные свойства являются материальной субстанцией потребительской стоимости и качества товара, необходимо сформулировать особенности этих свойств:
- в основе потребительных свойств лежат объективно существующие материальные свойства товара;
- в абстрактном виде, вне связи с процессом удовлетворения потребностей, эти свойства нельзя рассматривать как потребительные;
- потенциально существующие потребительные свойства начинают проявляться только в процессе удовлетворения потребностей, т.е. с момента перехода в сферу потребления (отсюда вытекает важность обеспечения этого перехода);
- конкретное проявление потребительных свойств зависит от условий удовлетворения потребностей человека, которые включают как физическую, так и социальную среду;
- потребительные свойства образуют определенную иерархическую систему, а не только совокупность.
Любой предмет, в том числе товар, имеет огромное количество различных телесных свойств. Каков же основной критерий принадлежности их к числу потребительных? В качестве такого критерия может быть только адекватность этих свойств общественно необходимым потребностям, удовлетворяемым в условиях соответствующей физической и общественной среды. Все потребности можно поделить на три группы: физические, интеллектуальные и социальные.
Предметы потребления отбирались, а затем целенаправленно создавались именно с такими свойствами, которые наиболее полно обеспечивали бы удовлетворение потребностей именно в данной среде. Степень удовлетворения потребностей может быть различна и зависит как от уровня потребностей, так и от потребительских свойств. В связи с этим большое значение приобретают изучение потребностей, факторов их формирования, повышение роли потребителей в формировании требований к товарам, совершенствование изучения и прогнозирования спроса на них.
2. ОЦЕНКА ТОВАРОВЕДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МУЖСКОЙ МОДЕЛЬНОЙ ОБУВИ
Основными видами, представленной в магазине ООО «Монро» домашней обуви являются туфли различных конструкций (с низкими, средними, высокими берцами; с различной отделкой – декоративными строчками, перфорацией, просечкой; без пяточной части и закрытые, типа мокасин). Доля в реализации мужской обуви составляла в 2005 году 9,4 %, в 2006 году – 10,9 %. В 2006 году наблюдалось значительной увеличение объема реализации домашней обуви на 23,9 % по сравнению с 2001 годом, а доля в общем объеме реализации данной обуви составила 17,1 %. Это можно объяснить тем, что предложенная в магазине ООО «Монро» мужская обувь закупается у отечественных производителей. Данная обувь отличается высоким качеством и доступной ценой, поэтому пользуется спросом .
Рис. 2.1. Доля в предложении и реализации мужской модельной обуви
Доля в предложении и реализации мужской модельной обуви представлена на рис. 2.1. Доля в реализации данной обуви составляла 2004 году 33,0 %, в 2005 году наблюдалось незначительное увеличение доли модельной обуви в общем объеме реализации, в 2006 году доля в реализации модельной обуви сократилась до 30,4 %.
Анализируя данные таблицы 2.2 видно, что наименьшую доля в предложении в 2004-2006 гг. занимала домашняя обувь. Так, в 2004 году доля в предложении домашней обуви занимала 10,4 %, в 2005 году – 8,3 %, а в 2006 году – 12,5 % от общего объема предложения.
В сложившейся ситуации товароведам ООО «Монро» рекомендуется увеличить объем закупок модельной обуви, что приведет к расширению ассортимента обуви и привлечению в магазин потребителей средневозрастной группы.
Гигиенические свойства. Важными товароведными характеристиками обуви являются ее гигиенические свойства.
Пока для изготовления основных деталей обуви применялась натуральная кожа, обладающая высокими гигиеническими свойствами, вопрос о комфортности обуви не был столь острым. Единственным критерием гигиеничности обуви было просто ощущение удобства при ее использовании.
В отечественной промышленности выпуск обуви на подошве из искусственных материалов составляет более 70 % от общего выпуска, около 12 % обуви изготовляют с верхом из искусственных и синтетических материалов. Поэтому следует более глубоко изучить гигиенические свойства обуви и материалов, а также иметь возможность количественно оценивать эти свойства.
При этом следует отметить, что применение синтетических материалов для деталей низа не привело к заметному ухудшению комфортности обуви. Дискомфорт обуви в основном отмечается при использовании искусственных и синтетических материалов для деталей верха.
Нельзя сказать, что в настоящее время имеется система четких критериев оценки гигиенических свойств как обуви в целом, так и материалов для деталей обуви. А. Д. Зайончковский считает, что можно выделить две группы таких критериев. Первая группа или не зависит от свойств материалов верха, или зависит от них в малой степени, а определяется в основном конструкцией обуви. К ней относятся внутренние размеры и форма обуви, гибкость, масса. Ко второй группе относятся показатели, которые связаны не только с конструкцией, но и со свойствами материалов верха: тепло- и влагозащитные, паро- и воздухопроницаемость, электризуемость, санитарно-токсикологи-ческие свойства материалов верха и подкладочных.
Институтом гигиены имени А. Н. Сысина предложено оценивать материалы и обувь по физико-гигиеническим, физиолого-гигиеническим, санитарно-химическим и санитарно-токсикологическим свойствам.
Физико-гигиенические
Физиолого-гигиеническое исследование основано на изучении процессов терморегуляции и теплообмена при эксплуатации обуви.
При санитарно-химической оценке
гигиенических свойств изучаютс
Санитарно-токсикологические исследования проводят для изучения биологического действия малых концентраций химических веществ на стопу и организм в целом при длительном контакте с ними.
Влагообменные свойства. Влагообменные (влагопроводные) свойства обуви, определяющие ее способность поглощать выделяемую стопой влагу и выводить ее наружу, имеют большое практическое значение.
В процессе
жизнедеятельности организма
Испарение потовыделений с поверхности стопы возможно, если относительная влажность воздуха в обуви достаточно низкая и лишь в малой степени превышает влажность наружного воздуха. Следовательно, для создания нормальных условий функционирования стопы и всего организма человека необходимо, чтобы стопа находилась в среде, имеющей определенную температуру и влажность, т. е. чтобы у поверхности стопы был микроклимат.
Исследования показали, что в большинстве случаев относительная влажность воздуха внутриобувного пространства не превышает 60—75 % и лишь при интенсивной физической работе и температуре наружного воздуха 30 °С может подниматься до 90—95%. Повышенное выделение пота и вообще ощущение влажности в обуви при этом могут и не наступать, если обувь и прежде всего ее верх отличается большой паро-проницаемостью, благодаря которой содержание паров в обуви быстро выравнивается. Однако одной паропроницаемости для создания нормального микроклимата в обуви недостаточно. Но во всех случаях явление конденсации влаги на внутренней поверхности обуви и на поверхности чулок или носков (внутренняя обувь) недопустимо.
Материал для верха обуви с удовлетворительными гигиеническими свойствами должен обладать способностью сорбировать влагу при тесном соприкосновении с влажной поверхностью носка (чулка). Это высказывание подтверждается работами М. Г. Любича, установившим, что намокание вкладной стельки тем больше, чем плотнее она прилегает к плантарной поверхности стопы. Поэтому больше намокают пяточная и пучково-носочная части стельки, наиболее плотно прилегающие к стопе.
При интенсивном выделении пота поверхность обуви покрывается белыми пятнами — налетами соли, его главной составной части. Выход соли на поверхность обуви возможен только вследствие миграции жидкого пота (а не его паров) на поверхность обуви и испарения с этой поверхности.