Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:37, дипломная работа
Молочная промышленность является одной из важнейших среди перерабатывающих пищевых отраслей народного хозяйства.
Становление и развитие промышленности связаны с развитием научных основ технологии, а также с развитием таких дисциплин как химия, физика, биохимия, микробиология и других.
В нашей стране выпускается широкий ассортимент мороженого, различающегося по типовой обработке, по химическому составу, с внесением или не внесения наполнителей.
Мороженое обладает высокой пищевой ценностью. Оно содержит молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества и витамины, легко усвояется организмом. Основной процесс, определяющий структуру и консистенцию готового продукта - это фрезерование смеси.
Введение………………………………………………………………..6
Глава 1. Направление совершенствования ассортимента и
современные подходы к качеству мороженого
1.1 Состояние производства в России, особенности предложения…8
1.2 Системы классификации мороженого……………………………15
1.3 Сырье и технология изготовления………………………………..17
1.4 Факторы сохраняющие качество……………………………….…21
1.5 Анализ НТД………………………………………………………...31
Глава 2. Исследование ассортимента и качества мороженого
на примере магазина «Азария»
2.1Общая характеристика предприятия и его конкурентоспособность………………………………………………….…39
2.2Общая характеристика ассортимента на предприятии………....41
2.3Анализ ассортимента по показателям……………………….…..45
2.4Контроль качества мороженого……………………………….....50
2.5Экспертиза качества (на примере нескольких образцов)…..…..53
Заключение……………………………………………………..……..62
Список используемых источников……………………………..……64
Во многих европейских странах рынки мороженого практически полностью принадлежат двум мировым гигантам: Unilever и Nestle.
Местные производители занимают незначительные доли рынка.
Сегодня четырнадцать крупных российских производителей занимают половину отечественного рынка. Что остается на долю всех остальных? Средняя стоимость мороженого составляет $1,5 за кг, и значит, годовой объем рынка составляет около $376 млн. При рентабельности бизнеса 15% все мелкие предприятия в общей сложности могут заработать $42,3 млн. в год. Для обновления производственной базы и продвижения на рынок этих денег явно недостаточно. Поэтому специалисты справедливо прогнозируют дальнейшее укрупнение рынка. Естественно, что часть мелких компаний, не выдержав такой жесткой конкуренции, будут вынуждены уйти. Часть поглотят крупные компании.
Некоторые эксперты считают, что предстоит передел рынка в связи с возвращением на российский рынок в этом году компании Unilever. Однако, по мнению Александра Саулина, конкуренция со стороны этого мирового гиганта нашим не страшна.
То, что Unilever тратит большие деньги на телевизионную рекламу, еще не означает автоматического успеха. По критерию «узнаваемость марки» они могут быть на первом месте. Но не факт, что люди станут покупать их мороженое.
Появление же совершенно новых игроков на рынке эксперты, опрошенные «СБ», считают маловероятным.
Самое популярное оборудование в России: Линии горизонтальной экструзии для получения мороженого в виде трубочки со взбитой глазурью и тортов типа «Венетта».
Производители:
«Тетра Пак Хойер», «Грам», «Шнобер», «Хензе», завод «Лига».
Эскимогенераторы и установки вертикальной экструзии для выпуска глазированного мороженого.
Производители: «Грам», «Тетра Пак Хойер», «Текно-Айс», завод «Лига».
Пресс-формы для автоматов по производству вафельных стаканчиков.
Производители: «Алькор», завод «Лига».
Дозаторы и джемопитатели.
Производители: «Грам», «Тетра Пак Хойер», «Текно-Айс», завод «Лига», «Катта 27», завод «Универсал» при Коломенском хладокомбинате.
Исследования Союза мороженщиков России
Среди основных нынешних тенденций российского рынка мороженого следует отметить активизацию поглощений и объединений.
Основные события последнего времени: образование единой компании «Айсберги» на базе компаний «Рамзай», «Сервис-Холод» и «Айс-Фили», и кроме того, покупка фабрики «Волшебный фонарь»; покупка фирмой «Талосто» молочного комбината в Озерах,
компании «Метелица» и Подольского хладокомбината;
приобретение компанией «Инмарко» Тульского хладокомбината;
покупка «АльтерВЕСТом» ЗАО «Эскимо Фили» и ЗАО «Сервис Фили». Вырос уровень консолидации рынка – 10 наиболее крупных предприятий произвели в 2006 году половину всего объема российского мороженого
Сформировалась группа лидеров – в первую пятерку входят ОАО «Инмарко» (г. Новосибирск), ЗАО «Талосто» (Петербург), концерн «Русский холод», ООО «Нестле Жуковское мороженое» (Московская обл.), группа компаний «Айсберри». Растет доля их продаж в торговых сетях крупных городов.
В результате крупные, эффективно работающие предприятия становятся еще более мощными, а мелкие, слабо оснащенные закрываются либо скупаются. Это привело к сокращению числа производителей мороженого, по оценкам Союза мороженщиков России - до 250 (десять лет назад их число достигало 350). Их можно объединить в три группы: фабрики мороженого на хладокомбинатах – 60; фабрики мороженого на молочных и других пищевых предприятиях – 180; новые фабрики, построенные специально для производства мороженого, – 10.
Производство мороженого: Объем производства мороженого в России в 2014 году вырос на 2% по сравнению с предыдущим годом и составил 412 тысяч тонн. За 9 месяцев 2014 года общий объем производства составил 347 тысяч тонн, что на 5,1% больше, чем за соответствующий период 2006 года. Наибольший прирост производства отмечался в Приволжском округе – 113%, Сибирском – 108,1% и Центральном – 104,7%. Крупные компании, такие как «Талосто», «Инмарко», «Русский холод» и другие, имеют прирост производства от 20 до 30%. В 2014 году экспорт мороженого составил 12,8 тысячи тонн, импорт – 5,4 тысячи тонн.
1.2 Системы классификации мороженого
Мороженое — сложная многофазная система. Вещества, входящие в состав мороженого, находятся в виде истинных и коллоидных растворов и эмульсий. Истинные растворы образуют соли, лактоза и сахароза.
В виде коллоидных растворов в мороженом присутствуют молочные белки (а также соевые белки, если в смеси содержится соя), стабилизаторы и некоторое количество фосфата кальция.
Эмульсию в мороженом образуют жиры. После замораживания мороженое состоит из кристаллов льда (в некоторых случаях с небольшим количеством кристаллов лактозы), маленьких пузырьков воздуха, агломерированных частиц жира, белка, стабилизатора, которые распределены в плазме.
Мороженое вырабатывают из смесей различного состава, число компонентов которых достигает 200 и более.
Для приготовления смесей мороженого используют молоко и молочные продукты, плоды, ягоды, сахарозу и другие подсластители, стабилизаторы, в некоторых случаях яичные продукты, вкусовые и ароматические вещества, красители.
По способам выработки мороженое подразделяют на закаленное, мягкое, домашнее.
Мягким называют мороженое, вырабатываемое в основном на предприятиях общественного питания и употребляемое в пищу сразу же после выхода из фрезера (с температурой —5...—7°С).
По консистенции и внешнему виду оно напоминает кремообразную массу. В настоящее время, когда на рынке появились готовые сухие смеси, содержащие высокоэффективные комплексные стабилизаторы-эмульгаторы, ароматизаторы, красители, позволяющие быстро приготовить мороженое [7].
Ассортимент мороженого, выпускаемого промышленностью представлен в таблице 1:
Таблица 1- Ассортимент мороженого, выпускаемого промышленностью
Мороженое |
Массовая доля, %, не менее | ||
молочного жира |
сахарозы |
сухих веществ | |
Мороженое основных видов | |||
Молочное: |
|||
без наполнителя, с орехами, изюмом, кофейное, с цикорием |
3,5 |
15,5 |
29 |
крем-брюле, шоколадное |
3,5 |
16,5 |
30 |
с плодами и ягодами |
2,8 |
16 |
29 |
Сливочное: |
|||
без наполнителя, с орехами, изюмом, кофейное, с цикорием |
10 |
14 |
34 |
крем-брюле, шоколадное |
10 |
15 |
35 |
с плодами и ягодами |
8 |
15 |
33 |
Пломбир: |
|||
без наполнителя, с орехами, изюмом, кофейное, с цикорием |
15 |
14 |
39 |
крем-брюле, шоколадное |
15 |
16 |
41 |
с плодами и ягодами |
12 |
15 |
37 |
Плодово-ягодное |
- |
27,2 |
30 |
Мороженое любительских видов | |||
«Морозко» сливочное |
8 |
14 |
32 |
Фруктовый лед |
- |
27 |
27 |
1.3 Сырье и технология изготовления
Современное мороженое - это замороженный сладкий продукт, полученный путем взбивания и последующего замораживания смеси на молочной основе.
В качестве основного сырья для производства мороженого используются:
Кроме стабилизаторов, в производстве мороженого часто применяются еще два вида технологических добавок - пищевые красители и эмульгаторы.
Эмульгаторы - это вещества, в основном, липиды, которые обладают способностью связывать водно-жировую смесь, обеспечивая стойкость эмульсии. Благодаря их использованию мороженое сохраняет свою пышную структуру даже при таянии. Эмульгаторы также необходимы и при изготовлении глазури.
В настоящее время многими предприятиями
при производстве мороженого применяется стабилизатор-
Его использование в мороженом дает следующие преимущества:
Важная составляющая мороженого - это глазурь. Она бывает шоколадной, молочно-шоколадной, белой, фруктовой.
Основные компоненты глазури: какао-масло, растительный жир, сахарная пудра, какао-порошок, эмульгаторы, молоко сухое, ароматизаторы.
Что касается упаковки, то в качестве "первичной упаковки" для многих сортов мороженого традиционно используются вафли.
В основном - сахарные трубочки, вафельные стаканчики и вафли листовые.
Вафельные изделия должны иметь равномерную окраску, быть хрустящими на вкус и хорошо пропеченными.
Технология изготовления мороженого
Технологический процесс производства мороженого из молочного сырья включает следующие операции:
Информация о работе Ассортимент реализуемого мороженого в магазинах