Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 01:25, курсовая работа
На всех этапах развития человеческого общества одной из главных задач являлось обеспечение населения достаточным с физиологической точки зрения количеством продуктов питания, которые являются первой жизнедеятельной потребность человека. В общем плане на современном этапе эта проблема выросла в проблему продовольственной безопасности. Проблема качества продукции − одна из наиболее существенных во всем мире. С улучшением качества продукции связаны задачи повышения благосостояния общества, роста эффективности экономики, продовольственной и экологической безопасности, широкого выхода на внешний рынок и участия в международном разделении труда.
Введение…………………………………………………………………………...…4 1 Понятие ассортимента. Свойства и показатели…………………………………6
1.1 Ассортимент товаров. Классификация признака ассортимента товаров и факторы формирования ассортимента…………………………………………………………………………………….6
1.2Свойства и показатели ассортимента……………………………………................................................…9 1.3Управление ассортиментом…………………………………………………….12
2 Понятие качества продовольственных товаров ……………………………..…15
2.1Показатели качества………………………………………………………….15 2.2Уровень качества продовольственных товаров……………………………….17
2.3Дефекты продовольственных продуктов …………………..............................18 2.4 Основные факторы, определяющие качество продовольственных товаров……………………………………………………………………...……….19 3 Современные методы исследования и контроля качества продовольственных товаров……………………………………………………………………................21
3.1 Классификация методов контроля ……………...………………………….....21 3.2 Органолептический метод………………………...……………………………..… 23 3.3 Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов………...26 3.4 Измерительные методы…………..…………………………………………. ...27 4. Исследование качества соков. Идентификация и установление фальсификации…………………………………...………………………………...30 4.1 Идентификация соков ……………………………………………………........30 4.2 Исследование мутности и стабильности фруктовых соков.………………………………………………………………………………..32 4.3Фальсификация соков………………………………………………………......37
4.4Химический состав и пищевая ценность.…...…………………………....…...38
Заключение………………………………………………………… …………...….40
Список использованных источников……………………………
3.2 Органолептический метод
Органолептический метод (от греч. organon — орган и lombano — уловить, чувствовать) широко используется для дегустации (от лат. degusto — пробую на вкус). В последние годы для такой оценки качества товаров применяется понятие «сенсорный анализ». Термины «органолептический» и «сенсорный» являются синонимами. Однако в настоящее время под понятием «сенсорный анализ» подразумевают оценку качества пищевого продукта, проведенную дегустатором, у которых предварительно проверенны органы чувств, с применением методов и условий, гарантирующих точность и воспроизводимость результатов. Таким образом исключается субъективность, свойственная органолептическому методу. Этот метод имеет решающее значение в оценке качества виноградных вин, чая и др., так как с помощью химических анализов очень сложно или почти невозможно определить ничтожно малые количества различных химических веществ продукта, обусловливающих его вкус и аромат. Преимущество этого метода заключается в быстроте определения. Так, для установления качества образца чая достаточно одной минуты. Работники, проводящие органолептическую оценку, должны иметь специальную подготовку и обладать высокой сенсорной чувствительностью, т.е. способностью органов человека к восприятию вкуса, запаха, цвета и т.д. Наименьшая интенсивность импульса, воспринимаемая органами чувств, называется порогом чувствительности. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность дегустатора. Порог чувствительности для разных органов чувств различный [1, с. 120]. Органолептические показания определяют в такой последовательности: сначала определяют внешний вид, затем цвет, запах ,консистенцию и вкус.
При оценке внешнего вида продукта определяют форму, характер поверхности, однородность по размеру, строение разреза, разлома и т. д.
Внешний вид товаров− комплексный показатель, включающих ряд таких единичных показателей, как форма, окраска(цвет), состояние поверхности.
У отдельных товаров комплексный показатель «внешний вид» дополняется специфичными показателями. К ним относят состояние тары(консервы, молоко),упаковки или завертки(карамель, конфеты, шоколад), свежесть(хлеб. плоды, овощи), состояние отдельных компонентов; прозрачность(безалкогольные напитки, осветленные соки ,растительное масло и др.)качество посола(масло сливочное),состояние и толщину глазури.[3,с. 9]
Цвет продукта зависит от его способности отражать (полностью или частично) или пропускать световые лучи различной длины. Световые лучи, отраженные от продукта, попадают на сетчатку глаза, вызывают распад светочувствительных веществ, находящихся в особых образованиях, называемых палочками и колбочками. Продукты распада палочек и колбочек вызывают раздражение окончаний глазного нерва, в результате чего получаются зрительные ощущения. Колбочки чувствительны на цвет. В них основным цветам светового спектра — красному, желтому и голубому — соответствуют три вида клеток, содержащих специфические вещества, чувствительные к одному из этих цветов. Все остальные цвета и оттенки представляют собой сочетание в различных соотношениях трех главных. Цвет продукта определяют при освещенности продукта 100—200 люксов.
С помощью органов зрения определяют не только цвет (окраску) продуктов, но и их прозрачность (мутность), блеск, а также внешний вид товара, его форму, консистенцию, характер упаковки и т.д. При оценке качества многих продуктов питания зрительные ощущения являются главными, например оценку качества свежих плодов начинают с их внешнего вида (окраски, формы).
Запах — это любые ощущения, воспринимаемые
органами обоняния. Под словом «аромат»
понимают приятное ощущение запаха продукта.
При оценке качества вин, спиртных напитков
определяют совокупность ощущений вкуса
и запаха, называемую букетом продукта.
3.3 Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов.
Наиболее распространенным видом органолептической оценки качества продуктов, применяемым в торговле и пищевой промышленности, является балльная система. Она позволяет получать сравнимые результаты, выраженные условными показателями — баллами. Сущность этой системы состоит в том, что каждый показатель качества продукта в зависимости от значимости его оценки характеризуется определенным количеством баллов. Сумма баллов характеризует общее качество данного продукта. Существуют две формы балльной оценки: первая — при построении балльной системы учитывают только органолептические признаки продукта (внешний вид, цвет, форма, вкус, запах и т.д.); вторая — наряду с органолептическими учитывают данные химического состава и некоторые технические данные. Используется 10-, 30-, 100-балльные системы). Во всех балльных системах максимальное число баллов (40— %) отводится на вкус и запах продукта. При построении балльной системы устанавливается шкала скидок для каждого показателя в зависимости от вида имеющегося порока; оставшиеся баллы суммируют. На основании полученной суммы баллов образец относят к тому или иному товарному сорту. Например, для оценки сливочного масла принята 100-балльная система: вкус и запах — 50; консистенция, обработка, внешний вид — 25; цвет — 5; посолка — 10; упаковка 10; итого — 100 баллов. Масло относится к высшему сорту, если получит высшую оценку — 88—100 баллов, в том числе по вкусу и запаху — не менее 41. Недостатком почти всех применяемых в настоящее время балльных систем является то, что большинство баллов не используется, они находятся в так называемой "мертвой зоне". Например, в приведенном выше примере используются только верхние 20 баллов, так как масло, оцененное менее 80 баллов, не пригодно к употреблению. Поэтому в настоящее время используются унифицированные балльные системы. В них каждый балл шкалы должен соответствовать определенному уровню качества; каждому баллу должна соответствовать словесная характеристика качества; количество баллов шкалы должно быть ограничено. Лучшей шкалой считается 5-балльная; баллом 5 обозначается отличное качество, баллом 4 — хорошее, баллом 3 — удовлетворительное, баллом 2 — качество, едва удовлетворительное, но допускаемое, баллом 1 — неудовлетворительное. Введением полуторных чисел в 5-балльную шкалу ее можно расширить до девяти уровней качества: 1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т.д [7,c.200].
Измерение — это определение значения физической величины опытным путем с помощью специальных средств измерений. Измерением физической величины является операция, в результате которой определяется, во сколько раз измеряемая величина больше или меньше соответствующей величины, принятой за единицу.
Количественное содержание свойства в контролируемом объекте является размером физической величины. Числовую оценку этого размера называют значением физической величины.
Значение физической величины определяется измерением. По способу получения числового значения данной величины все измерения подразделяют на прямые, косвенные, совокупные, совместные.
Прямое измерение — такой вид измерений, когда искомое значение измеряемой величины можно найти непосредственно из опытных данных, т. е. сравнением ее с единицей физической величины или по показаниям приборов, градуированных в этих единицах. При прямом измерении объект исследования (зерно, мука, крупа, печенье, масло и др.) приводят во взаимодействие с прибором и по его показаниям проводят отсчет значения измеряемой величины. Уравнение, описывающее прямые измерения, имеет вид:
К = µ∙х,
где К — значение измеряемой величины; µ — цена деления шкалы;х−отсчет по индикатору.
Косвенные измерения — вид измерений, когда искомое значение измеряемой величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям. Например, значения активной кислотности молока рН с помощью усредненных таблиц можно перевести в единицы титруемой кислотности Т.
Совокупные измерения — одновременные измерения нескольких неодноименных величин, при которых искомое значение измеряемой величины определяется путем решения системы уравнений, получаемой при прямых измерениях различных сочетаний данных величин.
Совместные измерения — одновременные измерения нескольких неоднородных величин для нахождения зависимости между ними. Они широко применяются при измерении качественных показателей, например для анализа состава и определения свойств сложных, многокомпонентных смесей.
Метод измерений
— это совокупность приемов использования
принципов и средств измерений. Измерительн
Химические методы используются для количественного и качественного определения в продуктах Сахаров, крахмала, клетчатки, жиров, азотистых соединений, витаминов, воды и др. Это методы аналитической, органической химии, основанные на химических свойствах веществ, способности их принимать участие в какой-либо специфической химической реакции. Например, определение кислотности методом титрования основано на способности щелочи нейтрализовать свободные кислоты и кислые соли, находящиеся в растворе.
Биохимические исследования при хранении продуктов питания состоят в определении выделения ими СО2, что характеризует активность ферментов при дыхании продуктов питания [2,c. 208].
Физические и физико-химические методы исследования:
Биологические методы имеют важное значение для определения пищевой полноценности продукта. Их подразделяют на физиологические и микробиологические.
Информация о работе Ассортимент, требования к качеству и экспертиза соков