Факторы , обеспечивающие товароведные характеристики товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные факторы, которые влияют на качество продукции.
Задача курсовой работы выявить :
1. Ассортимент и технологию производства.
2. Основные этапы и стадии технологического цикла.
3. Факторы, формирующие качество товаров.
4. Рассчитать контрольную цифру штрихового кода.
5. Рассчитать показатели ассортимента товаров.
6. Оценить качество товара.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретическая часть 5
1.1 Факторы ,обеспечивающие товароведные характеристики товаров 5
1.2 Основные стадии и этапы технологического цикла 9
1.3 Факторы ,формирующие качество товаров 11
1.4 Управление качеством на этапах жизненного цикла товаров 16
2. Аналитическая часть 19
2.1 Расчет контрольной цифры штрихового кода для определения подлинности товара 19
2.2 Расчет показателя рациональности ассортимента 20
2.3 Определение экономической целесообразности 22
3. Выводы и предложения 24
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая по товароведению1.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

         Основные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству.

        Такое емкое толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле. Разумеется, формы и способы этого управления были совершенно другими и за тысячелетия претерпели многочисленные видоизменения и переоценку ценностей.

        Данная  тема актуальна тем, что качественную  продукцию на сегодняшний день  найти очень сложно.

        Цель  работы – рассмотреть основные факторы, которые влияют на качество продукции.

       Задача  курсовой работы выявить :

  1. Ассортимент и технологию производства.
  2. Основные этапы и стадии технологического цикла.
  3. Факторы, формирующие качество товаров.
  4. Рассчитать контрольную цифру штрихового кода.
  5. Рассчитать показатели ассортимента товаров.
  6. Оценить качество товара.

Объектом изучения являются продовольственные и промышленные товары.

Предметом исследования являются качество и потребительские свойства товаров.

 

 

 

 

                                  Теоретическая часть

1.1 Факторы, обеспечивающие товароведные  характеристики товаров

       Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство. 
Формирующие факторы - комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции. 
        К этой группе относятся спрос, регламентация товароведных характеристик товаров, сырье и материалы, рецептура или конструкция, производственные процессы и коррекция несоответствий. Формирующие факторы имеют наибольшее значение на предтоварной стадии и в меньшей мере - на товарной стадии. 
Спрос - важнейший фактор, влияющий на формирование всех характеристик товаров. Его основу составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью. Данный фактор учитывается на всех этапах предтоварной стадии, в том числе при проектировании и разработке новых товаров. 
        Регламентация товароведных характеристик товаров осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов. Данный фактор обеспечивает разработку "виртуального" товара путем описания его характеристик. Для этого фактора имеет важное значение установление существенных признаков товароведных характеристик, с помощью которых их можно идентифицировать. 
        Средствами регламентации товароведных характеристик являются нормативные и технологические документы, требования которых должны соблюдаться на всех дальнейших этапах и стадиях технологического жизненного цикла.

      Сырье и материалы относятся  к одному из основополагающих  факторов, формирующих качество  товаров. 
       Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. 
      Основное сырье - составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства. 
Например, из проросшего или морозобойного зерна нельзя изготовить хороший хлеб и макаронные изделия, из молока с полынным вкусом невозможно приготовить сметану и творог высокого качества, из несвоевременно обработанной рыбы нельзя приготовить доброкачественный соленый продукт. В зависимости от зрелости ястыков осетровых рыб получают икру разных видов - зернистую, паюсную и ястычную. 
Вспомогательное сырье - составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья и/или готового продукта. 
Например, мука, предназначенная для производства макаронных изделий, должна содержать не менее 28% клейковины. В соленых огурцах содержание специй не должно превышать 8% массы готового продукта. 
На формирование качества свежей или переработанной плодоовощной продукции влияют особенности видов и сортов плодов и овощей, условия выращивания, уборка, товарная обработка и другие факторы. 
Материалы - продукция первичной переработки сырья, предназначенная для вторичной переработки и получения продукции для конечного использования. К ним относятся ткани, кожа, меха, металл, стройматериалы, виноматериалы и др. 
Основные материалы - продукция, используемая для получения новой продукции с другой ассортиментной характеристикой путем конструирования, моделирования, пошива, обработки. При этом продукция приобретает новые потребительские свойства, как правило, без существенных изменений химического состава этих материалов.

Вспомогательные материалы предназначены для  обеспечения сохраняемости товаров, а отделочные - для улучшения эстетических свойств, в том числе внешнего вида, а также формирования стилевого единства. 
Полуфабрикаты - продукция, предназначенная для доведения до готовности с помощью незначительной кулинарной обработки. К ним относят рыбные и мясные полуфабрикаты, продукты быстрого приготовления и т.д. 
Комплектующие изделия - продукция высокой степени готовности использования, требующая для приобретения функционального назначения сборки или сшивания. Например, запасные детали автомобилей, детали сборной мебели. 
Основные комплектующие изделия обеспечивают формирование всех товароведных характеристик товара. Вспомогательные - для соединения основных деталей (шурупы, гайки). Отделочные изделия - для улучшения эстетических свойств товаров. 
Рецептура - совокупность основного и вспомогательного сырья, в установленном соотношении. Она регламентируется технологическими документами. Этот фактор оказывает решающее влияние на ассортиментную принадлежность и качество видов, разновидностей, наименований и торговых марок пищевых продуктов, табачных, товаров бытовой химии и т.д. 
Конструкция - совокупность формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотношение между отдельными элементами, определяемые при разработке изделий. 
Существенное влияние на качество товаров, полученных в процессе переработки, оказывают технология производства и качество труда. Качество готового продукта зависит от уровня автоматизации производства, рецептуры, соблюдения технологического режима, квалификации кадров, управления качеством в течение всего производственного цикла. 
Из перебродившего теста нельзя получить пористый хлеб, незрелый сыр не будет иметь свойственного ему вкуса, запаха, рисунка. Нарушение технологического режима копчения рыбы может вызвать такие пороки, как сырость или ожога. Недостаток жировой фазы в мороженом ведет к образованию в нем крупных кристаллов льда. Внедрение прогрессивных технологий - важное условие повышения качества продукции.

Производитель гарантирует качество выпускаемой  продукции, что подтверждается результатами испытаний, проведенных в лабораториях ОТК в соответствии с нормативной документацией.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  стадии и этапы технологического  цикла

Технологический жизненный  цикл товаров (ТЖЦТ) -совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей. ТЖЦТ включает четыре стадии: предтоварную, товарную, послереализационную и утилизации. Каждой стадии присущи определенные этапы, на которых сначала формируются все товароведные характеристики товаров, а затем и обеспечивается сохранение части из них: качества и количества. Предтоварная стадия - совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском повара. 1 этап - разработка продукции(решили печь торты); 2 этап - заготовка сырья (МТ база, основ, сырьё, вспомогательное сырье); 3 этап - приёмочный контроль сырья и основного и вспомогательного; 4 этап -производство продукции: подготовительный, основной и заключительный; 5 этап - контроль готовой продукции(пропекли или нет, установление сортности, выявление дефектов); Товарная стадия - совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства. В отличие от предтоварной стадии, для которой характерна строгая последовательность этапов и возможность отсутствия некоторых из них в зависимости от новизны товаров, этапы товарной стадии могут менять свою последовательность. Однако. Единственный этап - реализация товаров - всегда является завершающим на этой стадии. Так, формирование товарных партий при наличии заказов на товар может быть начальным этапом, а при отлаженном спросе на первое место выступает хранение и транспортирование; например, перевозка товаров из производственных цехов на склад готовой продукции и хранение. 6 этап - формирование товарных партий (по смене, по накладной); 7 этап - хранение и транспортирование; 8 этап – предреализационная товарная обработка товаров (рыба во льду, пилы - в смазке); 9 этап - этап реализации; Послереализационная стадия - совокупность этапов и операций предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а так же удовлетворение потребностей за счет товароведных характеристик. На этой стадии всем товарам присущ один общий этап -потребление путем однократного или многократного использования (эксплуатации). Два других этапа - послепродажное обслуживание и перепродажа товаров, бывших в употреблении, - характерны только для отдельных видов товаров или особых ситуаций. 10 этап - потребление (эксплуатация); 11 этап - послепродажное обслуживание (тушенку необходимо разогреть, доставка товаров домой); Стадия утилизации товаров и уничтожения - совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Так же установление степени удовлетворенности потребителей товарами. 12 этап - повторное использование либо утилизация (например, замерзший картофель либо выкинуть, либо на крахмал).

 
        

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Факторы, формирующие качество товаров

 Качество продукции

Продукция – это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. 
Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. 
          Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

 Система управления  качеством продукции

Система управления качеством  продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции. Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции. 
         Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. 
         Под управлением качеством продукции следует понимать установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и потреблении. 
       При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

Выработка управляющих решений  производится на основании сопоставления  информации о фактическом состоянии  управляемого процесса с характеристиками его результата, заданного программой управления. 
Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния. 
         Процессы управления с системе управления качеством в общем виде подразделяются на 2 группы:

1) переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества

2)  поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

·        разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;

·        получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

·        принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;

·        выдача управляющего воздействия;

·        получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.

Т.о., в системе управления качеством продукции реализуется принцип обратной связи.

  

 

 

 

 

 

Схема механизма управления качеством  продукции

Принципиальная  схема механизма управления качеством  продукции: 

 

Под фактором повышения  качества продукции понимается причина, конкретная движущая сила процесса создания продукции, способная улучшить один или несколько показателей качества продукции.

Под условием повышения качества продукции понимаются обстоятельства, обстановка, среда, в которых действует фактор.

Под мероприятием повышения качества продукции понимается действие или сумма действий, изменяющих фактор или условия, в которых действует фактор.

 

 

 

 Классификация факторов, влияющих  на качество продукции

Факторы, влияющие на качество продукции:

Технические:

·        вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;

·        состояние технической документации;

·        качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;

·        состояние испытательного оборудования;

·        качество средств измерений и контроля;

·        качество исходных материалов, сырья,  комплектующих.

2. Организационные:

·        обеспеченность материалами, сырьем;

·        техническое обслуживание оборудования, оснастки;

·        планомерность и ритмичность работы;

·        организация работ с поставщиками;

·        организация информационного обеспечения;

·        научная организация труда, культура производства;

·        организация питания и отдыха.

3. Экономические:

·        формы оплаты труда;

·        величина заработной платы;

·        премирование за высококачественный труд;

·        удержания за брак;

·        соотношения между качеством, ценой и себестоимостью продукции.

4. Социальные:

·        состояние воспитательной работы;

·        подбор, расстановка и перемещение кадров;

·        организация учебы;

·        проведение соревнований;

·        взаимоотношения в коллективе;

·        жилищно-бытовые условия;

·        организация отдыха во внерабочее время.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Факторы , обеспечивающие товароведные характеристики товаров