Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 16:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить потребительские свойства и пищевую ценность фруктово-ягодных кондитерских изделий.
В задачи работы входят:
1.Изучить ассортимент и значение для питания фруктово-ягодных кондитерских изделий;
2. Обобщить номенклатуру потребительских свойств и показателей качества фруктово-ягодных кондитерских изделий;
3. Изучить факторы, влияющие на формирование и сохранение качества и потребительских свойств фруктово-ягодных кондитерских изделий на стадиях технологического цикла;
4. Описать виды, формы и средства товарной информации, используемые для фруктово-ягодных кондитерских изделий;
5. Охарактеризовать методы определения показателей качества фруктово-ягодных кондитерских изделий;
Приведем пример маркировки зефира «Красный пищевик». Основополагающей информацией является:
- наименование
предприятия изготовителя –
- наименование – «Зефир бело-розовый»;
- СТБ 2016;
- состав;
- условия и сроки хранения;
- пищевая ценность;
- энергетическая ценность;
- дата изготовления.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, ТНПА о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п.
Коммерческая информация для приведенного образца:
- штриховой код – 4810322004718.
4.1 Потребительская товарная информация
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.
Потребительская информация для приведенного образца:
- пищевая ценность в 100 г зефира: белки – 1 г; жиры – 0 г; углеводы – 78 г;
- энергетическая ценность 100 г маргарина –1260кДж (300 ккал);
- состав: сахар, пюре яблочное( яблоки, консервант Е220, патока, желирующий аген пектин, белок яичный, регулятор кислотности: цитрат натрия,кислота лимонная, ароматизатор сливочно-ванильный, краситель пищевой натуральный кармин). Может содержать муку пшеничную. - условия хранения: 3мес
- дата изготовления указана на лицевой стороне этикетки;
- товарный знак изготовителя.
Таблица 15 -. Анализ информации для потребителя о мармеладе реализуемом на потребительском рынке
Наименование продукта |
Мармелад лимонные дольки |
Мармелад малиновый |
Мармелад Аромат кактуса |
Мармелад желейный формовой «Зоопарк» | |
Наименование и место нахождение изготовителя |
ООО «МосТрестКондитер» Россия, 111024, г. Москва, 2 кабельный проезд, д.1 |
ОАО "Ударница" 119049, Россия Шаболовка ул., 13, г. Москва, |
ОАО "Красный Мозырянин" 247800, РБ Гомельская обл, г.Наровля, ул.Фабричная, 2 |
ОАО «Красный пищевик» 213800, РБ Могилевская область, Бобруйск г., , Бахарова ул., 145 | |
Масса нетто |
300г |
325г |
100г |
100г | |
Товарный знак |
имеется |
имеется |
имеется |
имеется | |
Состав продукта |
Сахар-песок, патока карамельная, желирующие агенты- пектин, агар; регуляторы кислотности- кислота лимонная, цитрат натрия, белок яичный сухой, ароматизаторидентичный натеральному «Апельсин», краситель «Солнечный закат». |
Сахар, сироп глюкозы, желатин, концентрированные фруктовые соки (банановый, ананасовый, апельсиновый, манго, маракуйя) 3%, кислота(лимонная кислота), натуральные ароматизаторы, концентраты, глазирователи. |
Глюкозный сироп, сахар, желатин, декстроза, фруктовый сок из концентратов фруктовых соков, лимонная кислота, фруктовые и растительные концентраты, ароматизаторы идентичные натуральным |
Сахар-песок, сироп глюкозы, желирующие агенты- пектин, фруктовые и растительные концентраты, ароматизаторы идентичные натуральным | |
Пищевая ценность |
Углеводы- 85,7. Калорийность 318ккал. |
Белки-3,7г Углеводы-81,0г Жиры-0,2г Калорийность 347ккал |
Белки- 6,9г Углеводы- 75г Жиры- 0,1г Калорийность328ккал |
Белки-3,8г Углеводы-84г Жиры-0,1г Калорйность 337ккал | |
Условия хранения |
Хранить при температуре 15+/-5градусов по Цельсию и относительной влажности воздуха 80+\-5% |
Хранить при температуре от 5 до 25градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более75% |
Хранить при температуре не более +25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более70% |
Хранить при температуре не более +25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более70% | |
Срок годности |
Годен до 05.07.15г |
Годен до 03.09.15г |
Годен до 19.08.15г |
Годен до 20.09.15г | |
Дата изготовления |
05.01.15г |
03.03.15г |
19.05.15г |
12.03.15г | |
Информация о подтверждении соответствия |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Проведя анализ информации для потребителя о мармеладе можно сделать следующий вывод, что во всех данных образцах информация для потребителя отвечает требованиям СТБ 1100-2007 .
На упаковочной единице с диабетическим мармеладом дополнительно указывают: содержание (расчётное) в граммах в 100 г продукта: ксилита (сорбита), общего сахара (в пересчёте на сахарозу); надпись: «Употребляется по назначению врача»; суточную норму потребления ксилита (сорбита) – не более 30 г; символ, характеризующий принадлежность мармелада к группе диабетических изделий.
На упаковочной единице массой нетто до 150 г должно быть обозначено: наименование предприятия изготовителя и его местонахождение; наименование мармелада; масса нетто.
Допускается маркировку на пакетах из целлофана и полимерных плёнок заменять вложенным внутрь ярлыком с маркировкой, нанесённой типографическим способом.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.
Словесная информация наиболее доступна, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России и РБ).
К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость: для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время . Для нашего примера – наименование, информация о составе и т.д.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО). Для нашего примера – масса нетто, пищевая ценность, сроки хранения и т.д.
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. Для нашего примера – изображение торговой марки изготовителя.
К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Штриховая информация – информация в виде штрихового кода - знака, предназначенного для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Для нашего примера – штриховой код – 4810333004718.
Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, ТНПА, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий – на коммерческую.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д».
Первое «Д» – достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.
Второе «Д» – доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.
В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.
Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.
Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию.
Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов.
Третье «Д» – достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность.
Излишняя информация– это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки – информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.
Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также стандартами на продукцию.
К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфичные требования.
Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора; сохраняемость при транспортировании.
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
Текст – это форма письменной информации и наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50–100 %.
В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50 % всей товарной информации на маркировке.
Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В торговой маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Удельный вес товарной информации ИЗ колеблется в пределах от 0 до 30 % всей товарной информации на маркировке.
Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товарные или кассовые чеки.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила продажи регламентируют также наличие и правильное оформление ценников .
5.Характеристика методов определения показателей качества фруктово-ягодных кондитерских изделий
Качество фруктово-ягодных кондитерских изделий оценивается по органолептическим, физико-химическим показателям
Для органолептической оценки мармелада разных предприятий изготовителей требовалось оценить органолептические показатели мармелада в следующей последовательности: Вкус, запах и цвет, консистенция, форма, поверхность (таблица 15).
Таблица 17 Результаты исследований по органолептическим показателям мармелада.
Наименование показателя |
Мармелад лимонные дольки |
Мармелад малиновый |
Мармелад Аромат кактуса |
Мармелад желейный формовой «Зоопарк» |
Вкус |
Лимонный, ярко-выраженный, кисло-сладкий |
Фруктовый и посторонним вкусом |
Фруктовый ярко-выражен- ный, без постороннего привкуса |
Фруктовый ярко-выражен- ный, без постороннего привкуса |
Запах |
Выраженный, лимонный |
Фруктовый, слабо-выраженный |
Ярко-выраженный фруктовый |
Ярко-выраженный фруктовый |
Цвет |
Желтый, насыщенный |
Разноцветный |
Разноцветный |
Разноцветный |
Консистенция |
Хрупкая, ломкая, нетянущаяся. |
Равномерная, резинистая, с хрупкой корочкой |
Резинистая свойственная мармеладу, упругая |
Мягкая, пластичная, упругая |
Форма |
В виде дольки |
Соответствует форме фруктов |
Полукруглая, без деформации |
Фигурки животных |
Поверхность |
Обсыпанная сахаром |
Гладкая |
Гладкая, глянцевая |
Гладкая |