Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

ДГос.рег.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

Изучение понятия торгового предприятия в данном параграфе, как хозяйствующего субъекта, позволило сделать следующие выводы:

1) торговое предприятие – это основное звено торговли, для которого характерны три признака: а) экономический, означающий осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных фондов; б) организационный, предусматривающий, что предприятие является единым целым с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с уставом; в) правовой, характеризующий предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени;

2) торговые предприятия  характеризуются следующими отличительными  особенностями:

-двойственность выполняемых ими функций;

-взаимное влияние торговых предприятий и на производственные предприятия, и на конечного потребителя;

-торговые предприятия (за исключением предприятий внедомашнего питания) осуществляют только операции по купле-продаже товаров и услуг, не производя их;

-значительное количество торговых предприятий в экономике и относительно небольшие размеры (по всем параметрам);

-проявление тенденции увеличения численности занятых работников в торговых предприятиях;

3) основные классификационные признаки торговых предприятий: форма собственности; вид деятельности; численность занятых работников; специализация; организационно-правовая форма.

 

1.2. Роль государственного  регулирования в деятельности  торговых предприятий

 

Государственное регулирование торговли выражается в создании экономических условий для ее развития, а также в законодательных нормах и предписаниях, контролирующих экономическую деятельность организаций торговли. Система регулирования торговли на государственном уровне призвана способствовать повышению эффективности торговли, создавать условия для активизации ее деятельности; на уровне предприятия – реализовывать оптимальную систему мер по повышению его экономической и социальной эффективности.

Основными принципами регулирования торговли в Российской Федерации являются:

 • обоснованность и объективность применения мер регулирования торговли в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами;

 • исключение неоправданного  вмешательства государства в  регулирование торговли;

 • защита рынка в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров; контроль за качеством торгового обслуживания;

• защита прав и законных интересов граждан, в том числе путем реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения;

• обеспечение свободного перемещения товаров и услуг  потребительского назначения на территории Российской Федерации.

Государственное регулирование торговли осуществляется с помощью системы типовых мер, законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [63, с. 111]. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года [8]. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности [8]. Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом и  объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи. Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования  торговли являются [64, с. 308]:

– становление рыночных отношений в сфере торговли;

– формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

– создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,

– обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается  в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

В качестве социальных приоритетов  государственного регулирования торговли можно считать:

– формирование потребительского рынка;

– обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

– изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

– осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования [65, с. 149].

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования  торговли связаны общие и частные  функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций  регулирования. В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 [24] (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования  торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей [38, с. 118].

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в  условиях реализации социально ориентированной  модели рыночной экономики имеет  социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения  совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики [43, с. 119].

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект – это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной  функции являются также:

– усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

– создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования [43, с. 120]. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

Необходимой формой регулирования  является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы. 

Важным аспектом государственного регулирования торговли является контроль за качеством торгового обслуживания, которое определяется или как минимальное время, затраченное на приобретение товаров, и комфорт обслуживания, или как целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю.

Одной из важных форм регулирования  является также денежно-кредитная. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» [16], содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком.

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот.

Регулирование и контроль торговой деятельности осуществляется также при помощи ценовой политики государства. Ценовая политика государства – это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на оптимальное установление цен на определенные виды товаров и услуг.

Также немало важной формой государственного регулирования сферы  торговли является – лицензирование торговой деятельности. Лицензирование – это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6]. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю: вооружением и военной техникой; оружием и основными частями огнестрельного оружия; патронами к оружию. Следует иметь в виду, что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также наряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляется при помощи введения квот – ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Таким образом, значение и цели государственного регулирования торговли состоят в следующем:

Информация о работе Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации