Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

ДГос.рег.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

3) проблемы налогового  регулирования деятельности торговых предприятий заключаются в следующем:

-сложность механизма  выбора эффективной системы налогообложения  для организаций и индивидуальных  предпринимателей, занимающихся торговой  деятельностью;

-не эффективный механизм налогообложения доходов (прибыли) предприятий оптово-розничной торговли в Российской Федерации;

-механизмы применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства непоследовательны и несбалансированны с общеустановленным порядком налогообложения, а также наблюдается отсутствие целостности упрощенных режимов и единой методологии определения отдельных показателей.

 

3.2. Разработка рекомендаций по  совершенствованию государственного  регулирования деятельности торговых предприятий

 

Исходя из проведенного анализа по проблемам государственного регулирования торговой деятельности, а именно: качество торгового обслуживания населения, ценового контроля, налогового регулирования, предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.

Постоянный анализ и  мониторинг состояния качества обслуживания населения, позволил бы путём введения ограничений или, наоборот, стимулируя данный процесс, органам государственного регулирования торговли проводить  на любой территории целенаправленную политику, направленную на оптимизацию числа мест продаж, отводимых для продажи отдельных групп товаров. Тем самым можно было бы значительно повысить качество обслуживания покупателей в целом и предотвратить банкротство розничных торговых организаций, вызванных излишней плотностью размещения и торговой сети.

В этой связи возможно использовать следующие рычаги государственного регулирования в части развития процессов и размещения розничной  торговой сети, обеспечивающих приемлемое для потребителей качество торгового обслуживания:

1) продолжить практику  использования дифференцированных  ставок арендной платы в зависимости  от потребностей потребителей  в розничной торговой сети;

2) снижение уровня  дефицитных торговых зон, что  позволит добиться значительного повышения их инвестиционного рейтинга по отношениям к процессам развития розничной торговой сети.

Финансовые механизмы, которые, безусловно, используются сейчас, направлены в основном на увеличение собираемости налогов, изъятий рентного характера, снижение цен на социально значимые товары и услуги, но не на повышение качества торгового обслуживания.

Введение системы дифференцированных арендных ставок позволит привлечь в  торговлю и в сектор логистических  услуг организации и представителей малого бизнеса, для которых существующие арендные ставки делают бизнес экономически нецелесообразным. Региональные и муниципальные власти могут применять дифференцированные арендные ставки на территориях, где выявлен дефицит торговых площадей. Базовая ставка арендной платы за 1 кв. метр арендуемой площади дифференцируется с учетом административной значимости городов и иных населенных пунктов.

Решение проблемы качества торгового обслуживания через эффективное  государственное регулирование  возможно путём решения следующих  моментов:

1) для сокращения уровня  издержек потребления до разумных  пределов, необходимо обеспечение  конкретной торговой зоны необходимым  количеством мест розничной продажи  соответствующей пропускной способности;

2) для увеличения показателя  уровня завершенности покупки, в чем заинтересованы и предприниматели, и покупатели, необходимо повысить контроль качества продаваемых товаров и реализуемых торговых услуг.

Анализ государственного регулирования в части качества торгового обслуживания показал, что  при избыточной торговой сети имеются следующие ограниченные условия выживания на рынке: подавление конкурентов или унификация розничных цен, что приводит к снижению качества торгового обслуживания. Недостаток торговой сети вызывает рост цен, очереди, увеличение издержек потребления, что также негативно сказывается на качестве торгового обслуживания.

В связи с этим предлагается на региональном уровне вернуться к  практике разработки нормативов потребности  в торговых площадях и брать их за основу формирования социальных программ развития конкретных территорий. Имеет смысл определять не только абсолютные параметры потребности в торговых площадях, но и рассчитывать минимально допустимое количество мест продажи.

Для эффективного применения данного механизма необходимо использовать Методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (Приложение к Правилам установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 [27]). В рамках реализации данного механизма необходимо провести оценку обеспеченности населения торговыми площадями различных типов и форматов с целью выставления пригодных для торговых организаций объектов или их частей на тендер или аукцион с объявлением минимальной начальной арендной ставки и указанием профиля организаций, приглашаемых для участия. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов определяются по трем формулам, представленным в указанном приложении. При первом расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 521 кв. метру на 1 тыс. человек. По второй формуле при расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 159 кв. метрам на 1 тыс. человек. По третьей формуле при расчете норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов этот показатель принимается равным 362 кв. метрам на 1 тыс. человек.

Тендеры и аукционы должны быть открытыми (публичными), в соответствии с требованиями федеральных законов  «О защите конкуренции» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд». В случае невозможности сдачи объектов недвижимости в аренду путем проведения торгов в связи с отсутствием соответствующего спроса на такие объекты недвижимости, необходимо предусмотреть использование других инструментов, способных привлечь торговые организации: возможность предоставления дополнительных льгот, таких, как например, нулевая арендная ставка, льготное налогообложение и т.д.

Кроме того, для решения  проблемы дефицита торговых площадей, а также их инфраструктуры необходимо стимулировать инвестиции в торговую недвижимость как со стороны крупных сетевых компаний, так и малого бизнеса. Только многообразие розничных форматов может создать комфортную среду для населения. Потребитель должен иметь возможность выбирать тот формат, который его устраивает и отвечает запросу сегодняшнего дня (См.: приложение 7). Особо важным представляется развитие укорененного малого, в том числе семейного, бизнеса «шаговой доступности», так как это создает здоровую конкурентную среду. Это позволит создать условия для развития относительно узкой товарной специализации малых магазинов с целью повышения индивидуальности обслуживания покупателей, повышения качества товаров и услуг, ориентирования на продажу товаров отечественного производства, в первую очередь малых и средних производителей.

Продовольственная безопасность покупателей базируется на развитии розничной и оптовой торговли всех форматов, обеспечивающих доступ к качественным продуктам питания. Для повышения контроля за качеством продаваемых товаров и реализуемых торговых услуг предлагается вернуться к практике внезапных проверок качества торгового обслуживания населения, которые должны строиться на следующих принципах:

1) исключение плановости таких проверок, чтобы предприниматель не мог подготовиться к ним;

2) назначение за низкое качество торгового обслуживания значительных по своему объёму штрафов, чтобы предпринимателям было выгоднее повышать качество торгового обслуживания населения;

3) часть полученных  штрафов должна идти в фонд  материального поощрения государственных служащих, вскрывающих подобные недостатки, что позволит устранить проблему их подкупа со стороны предпринимателей.

Экономическая доступность  продуктов питания предусматривает  обеспечение достаточного количества продовольствия в максимальном его многообразии по доступным для населения ценам.

В рыночной экономике  цены на товары и услуги являются свободными, их уровень определяется балансом спроса и предложения на рынке. Тем не менее, государственное регулирование  цен необходимо, в настоящее время  государственному регулированию подлежат цены и тарифы более чем на 30 видов продукции (услуг). Ключевым фактором сбалансированного ценообразования в настоящее время является сочетание методов государственного регулирования и развитие конкуренции, внедрение современных технологий, которые обеспечивают стимулирование роста производства и производительности труда.

Обеспечение конкуренции  является одним из ключевых факторов для развития торговли, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям, что способствует и контролю за ценообразованием, так как эффективным средством ограничения роста цен в розничной торговле выступают меры по стимулированию конкуренции между компаниями и между торговыми форматами.

 Антимонопольное законодательство  и работа антимонопольных служб должны быть построены  на принципах недопущения несправедливого использования доминирующей позиции на рынке, недопущения практик, препятствующих свободной конкуренции. При высокой концентрации рынка, предприниматели завышают цены, используя инструменты картельного сговора или  инструменты положительного взаимного реагирования на цены (при конкуренции, напротив, распространена практика отрицательного взаимного реагирования на цены – ценовая конкуренция).

В стратегии развития торговли в Российской Федерации 
на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года было выявлено, что высокая степень концентрации рынка не влияет на уровень цен. Компании, имеющие доминирующее положение на рынке, не обязательно используют практики, ведущие к ущербу интересов потребителей – экономически необоснованному завышению цен. Для недопущения таких практик со стороны компаний, имеющих доминирующее положение на рынке, необходимо проводить исследования рынков и действий компаний, и, при обнаружении индикаторов, свидетельствующих о злоупотреблении компаниями доминирующей позиции и ограничения конкуренции, применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Важным условием для  развития конкуренции в субъектах  Российской Федерации являются региональные программы развития конкуренции на продовольственных рынках, которые  должны предусматривать упрощение условий входа на рынок и ведения предпринимательской деятельности (в том числе, для малого бизнеса), снижение административных барьеров, ликвидацию барьеров в межрегиональном товарообороте. Одним из приоритетных направлений данных программ должно быть обеспечение постоянного мониторинга состояния конкурентной среды и цен на социально значимые группы товаров на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров и принятие оперативных мер для устранения факторов необоснованного роста цен.

Целесообразно ввести законодательный  запрет на применение к поставщикам  штрафов за недопоставки товаров  в случае отказа ритейлера от согласования этих цен при условии, что ритейлер был своевременно и корректно проинформирован о повышении отпускных цен. Как представляется, это поможет избежать сложившейся практики злоупотреблений со стороны недобросовестных сетей.

Таким образом, экономическая доступность товаров повышается при реализации мер развития розничного и оптового звена в комплексе. Возможности для обеспечения ценовой доступности товаров приведены в приложении 8. Согласно данным приложения 8, достижение ценовой доступности товаров возможно через:

1) развитие максимального количества форматов розничной торговли, увеличение количества торговых площадей;

2) развитие системы  оптовых продовольственных рынков;

3) вовлечение в товарооборот  продукции средних и малых  товаропроизводителей;

4) повышение эффективности  логистической цепочки, снижение себестоимости товара;

5) обеспечение целевой  поддержки малообеспеченных граждан,  повышение потребления на душу  населения, увеличение оборота  торговли;

6) общее сдерживание  роста цен.

Создание эффективной  системы налогообложения, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства, является важной задачей государства.

В главе 25 НК РФ содержатся многочисленные положения, устанавливающие для целей исчисления налога на прибыль особые правила учета тех или иных расходных и доходных статей, а также периоды признания доходов и расходов. Кроме того, некоторые нормы устанавливают конкретные правила формирования стоимости отдельных объектов учета. Неполная согласованность положений законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского законодательства на сегодняшний день привела к возникновению множества объективных причин несопоставимости данных о результатах деятельности, формирующихся в бухгалтерскому учете, и показателей налоговой отчетности.

Таким образом, действующий подход к исчислению объекта обложения налогом на прибыль приводит к возникновению существенного несоответствия между фактическим показателем прибыли и расчетным показателем, представляющим собой объект налогообложения. Такой порядок не соответствует принципу экономической обоснованности налога.

Не соблюдается и  другой принцип налогообложения - издержки расчета налога не должны быть существенными. Действующий порядок исчисления налога на прибыль не соответствует  потребностям как организаций в снижении издержек на ведение учета, так и налоговых органов в осуществлении эффективного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации