Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

ДГос.рег.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время политика органов  власти и регионов вследствие неоднозначности  их позиции характеризуется колебаниями  от уровня необходимости влияния  на экономическое развитие региона до уровня отсутствия властного вмешательства.

До последнего времени регулирование  отрасли торговли в России характеризовалось  низкой степенью вмешательства со стороны  государства:

  • -в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
  • -отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
  • -отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;
  • -отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;
  • -слабое вмешательство со стороны ФАС России;
  • -отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;
  • -отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
  • -существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов, как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Для потребителей основным положительным  фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Действующую нормативную  правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют: недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли; избыточность правового регулирования.

М.Е. Брылева отмечает, что имеются некоторые пробелы  в налоговом законодательстве. В качестве примера автор приводит отсутствие в налоговых целях по некоторым категориям товаров установленных величин потерь, включаемых в себестоимость и связанных, в частности, с боем тары при транспортировке [42, с. 66]. Например, в Налоговом кодексе (глава 25) нет прямого запрета на отнесение таких потерь на себестоимость, тем не менее, налоговые органы считают такое отнесение неправомерным, поскольку для целей налогообложения к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норма естественной убили, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814 [29], нормы естественной убыли разрабатываются министерствами и ведомствами по отраслям экономики.

Законодательство даже федерального уровня представляет собой довольно обширную базу разрозненных документов в части санитарно-эпидемиологического  надзора. В нашей стране нет единого кодекса по санитарной безопасности, который мог бы применяться ко всем предприятиям, состоящим в цепочке производства и дистрибуции продуктов питания. Лицензионные требования, предъявляемые к отдельным торговым организациям, как справедливо отмечает М.Е. Брылева, зачастую представляют собой необоснованные барьеры, ограничивающие доступ к рынку и тормозящие его развития [42, с. 67].

Сектор продовольственной  торговли зачастую вынужден неэффективно использовать торговые площади, так  как существует запрет на размещение продуктов питания и бытовой  химии на полках, расположенных друг против друга (п. 5.6 Санитарно-эпидемиологических требований) [36]. Подобное положение при сегодняшнем уровне развития производственных технологий и, что более важно, технологий упаковки не вполне целесообразно.

К снижающим эффективность  сектора торговли, как отмечает С.В. Сысоева, относится и запрет на выставление продукции на полки в упаковке производителя. Так, например, по оценкам экспертов, снятие подобного запрета позволило бы повысить эффективность торговых партнеров в три раза [68, с. 188].

М.Е. Брылева, справедливо  указывает на тот факт, что в  российском законодательстве, относящегося к сфере торговли, до сих пор существуют пробелы. Например, не наблюдается должного уровня регулирования интернет-торговли и электронной системы платежей [42, с. 68]. Отсутствие должного внимания к регулированию деятельности таких каналов ставит традиционные торговые организации, как правило, осуществляющие торговлю через стационарные торговые точки, в относительно невыгодное положение. Так, к примеру, отсутствие необходимого регулирования и должных проверок деятельности интернет-магазинов приводит к существенным налоговым неплатежам, к продаже контрафактной и контрабандной продукции, нарушающей права законных правообладателей и способной нанести вред здоровью и жизни потребителей.

Существует проблема регулирования качества торгового обслуживания населения. Эффективное выполнение торговлей функций по обслуживанию населения с формированием системы государственного регулирования качества торгового обслуживания населения на всей территории Российской Федерации. Современное гипертрофированное развитие торговой сети не идет на пользу потребителям, так как при избыточной торговой сети имеются следующие варианты выживания на потребительском рынке: подавление конкурентов или унификация розничных цен. Эти варианты приводят к снижению качества торгового обслуживания населения.

В первом случае этому  будет способствовать рост издержек потребления из-за сокращения мест продажи как закономерного исхода конкурентной борьбы. Во втором потенциальных  покупателей ждёт сокращения ассортимента предлагаемых товаров и услуг ввиду низкой экономической эффективности работы розничной торговой сети как следствия её избыточности, что приведёт к снижению интенсивности покупательских потоков. Недостаток же торговой сети вызывает рост цен, очереди, увеличение издержек потребления и иные негативные явления, также способствующие снижению качества обслуживания населения.

В финансово-экономической  системе центральной проблемой  воздействия на рынок можно считать и государственное регулирование цен. Рыночная экономика предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Но не всегда такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен только на некоторые товары и услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о торговле в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное  регулирование цен на отдельные  виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе  установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

В настоящее  время государственному регулированию  подлежат цены и тарифы более чем  на 30 видов продукции (услуг). В основном государственное регулирование цен основывается на федеральных законах таких как  «О естественных монополиях» [20], «О газоснабжении в Российской Федерации» [19],  «Об электроэнергетике» [14], «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [21], «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [13] и других.

Кроме того, государственное  регулирование цен в настоящее  время определяется Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [25] (с последующими изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [30], которыми установлены правовые основы государственной ценовой политики в условиях рынка. Постановлением Правительства от 15 июля 2010 года № 530 [26] был утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

Предложения по государственному регулированию роста цен не вошли в новый проект Закона о торговле. Однако данная тема продолжает интенсивно обсуждаться, причём в качестве объектов ценового регулирования рассматривается, как правило, предельный уровень торговых наценок в торговой сети или даже по всей цепи поставок.

Таким образом, законодательство и административные процедуры, регулирующие различные аспекты торговой деятельности в РФ, характеризуются несколькими проблемными областями.

Резюмируя материал второй главы дипломного проекта, акцентируем  внимание на основных выводах:

1) государственное регулирование деятельности торговых предприятий в РФ осуществляют следующие органы: Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров;

2) регулирование деятельности торговых предприятий осуществляется посредством разнообразных инструментов, среди которых. наиболее важными являются: программы, планы, стандарты, тарифы, лицензирование, квотирование, налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы, государственные заказы, займы, дотации, субсидии, прогнозы, индикативные нормативы и др.;

3) были выявлены следующие проблемы государственного регулирования торговой деятельности:

Во-первых, некоторые  аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными.

Во-вторых, отдельные  положения нормативно-правовых актов  допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата. Дополнительную проблему создает отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями.

В-третьих, отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты торговой деятельности, содержат пункты, противоречащие друг другу.

В-четвертых, некоторые  аспекты торговли остаются вне внимания регулирующих органов. Помимо законодательных  ограничений, дополнительным препятствием для развития торговли выступают сложность, запутанность и длительность процедур, связанных с регистрацией и ведением торговой деятельности.

В-пятых, была обозначена проблема качества обслуживания потребителя.

В-шестых, существует проблема государственного регулирования роста цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Анализ проблем  государственного регулирования  деятельности торговых предприятий

 

Регулирование отрасли торговли в России характеризуется достаточно высокой степенью вмешательства со стороны государства, тем не менее, как было выявлено в предыдущей главе, существует проблемы данного регулирования. Объём работы не позволяет детально проанализировать все существующие проблемы государственного регулирования торговой деятельности, остановимся на наиболее проблемных вопросах:

1) проблема качества  обслуживания потребителей в  розничной торговле;

2) проблема отсутствия  ценового контроля;

3) проблема налогового  регулирования торговой деятельности.

Прежде чем понять, что нужно предпринять для  решения вышеуказанных проблем, проведём их анализ.

Решение проблемы качества обслуживания населения лежит в  плоскости анализа эффективности  государственного регулирования торговой деятельности по двум основным направлениям:

1) обеспечение конкретной торговой зоны должным количеством мест розничной продажи соответствующей пропускной способности, что позволит до разумных пределов сократить уровень издержек потребления;

2) контроль качества продаваемых товаров и реализуемых торговых услуг, что реально позволит увеличить показатель уровня завершенности покупки, в чем, безусловно, объективно заинтересованы предприниматели, и обслуживаемые ими клиенты.

Наиболее важными факторами  для оценки потенциальными потребителями качества торгового обслуживания являются оптимальность размещения торговой сети и радиус обслуживания магазинов определенного формата. По мнению Т.И. Николаевой [58, с. 79-80], в качестве определяющего фактора для оценки потенциальными потребителями качество торгового обслуживания являются оптимальность размещения торговой сети и радиус обслуживания, рассчитываемый в зависимости от площади территории, на которую они распространяют своё влияние.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации