Идентификация и фальсификация чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Значимость и актуальность идентификации товаров подтверждается тем, что в России этот вид деятельности за последние десятилетия стал объектом регламентирования в ряде нормативных документов: федеральных законах, стандартах и Правилах по сертификации. Целью данной работы является исследование идентификационных признаков и выявление способов фальсификации на примере чая 2 [19].
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
― изучить общие сведения о фальсификации товаров;
― выявить методы идентификации;
― дать общую товароведную характеристику чая;
― сделать анализ способов фальсификации чая;

Содержание работы

Введение 3-5
1 Понятия и виды идентификации и фальсификации
1.1 Общие сведения о фальсификации товаров 6-9
1.2 Методы идентификации товаров 10-12
2 Анализ способов фальсификации чая
2.1 Общая товароведная характеристика чая 13-16
2.2 Анализ способов фальсификации 16-20
3 Направления совершенствования идентификации и предотвращения возможных способов фальсификации
3.1 Обзор рынка чая 21-23
3.2 Направления совершенствования методов идентификации чая 23-25
Заключение 26-29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

1. органолептический метод: оценка вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на более низкую экстрактивность, пустоту вкуса, отсутствие терпкости, характерной для чая. При добавлении лимона интенсивность окраски быстро снижается, и настой становится слабоокрашенным.

2.физико-химический метод: установление пониженного содержания экстрактивных веществ.

К качественной фальсификации относится также замена скрученных чаинок на листья других растений. Однако разработанной технологии скручивания и ферментации для такого сырья не имеется и поэтому очень легко идентифицировать такую подделку. Добавляют такие  растительные заменители как, высушенные листья кипрея, бадана, вишни, тополя, ивы, дуба, камелии и др20 [19].

Органолептические методы выявления такой подделки является оценка по вкусу и запаху, визуальный осмотр заваренных листьев. Поскольку эти листья не подвергаются скручиванию, то экстрактивность настоя очень низка и вместо темно-коричнево-красного цвета появляется зеленый. Вместо характерного чайного аромата появляется запах сена, пропаренного веника и т.п.

Физико-химические методы: установление пониженного содержания экстрактивных веществ, резкое снижение содержания кофеина.

Для увеличения интенсивности настоя и повышения экстрактивности различных подделок чай может фальсифицироваться различными чужеродными для него веществами или компонентами. С этой целью в чай добавляют жженый сахар (сахарный колер), соду, высушенную свеклу или свекольный сок, различные пищевые красители и ароматизаторы.

Ассортиментная фальсификация встречается значительно реже и достигается путём замены чая растительным сырьем схожего внешнего вида, замена высококачественных наименований чая чаем с пониженным качеством, производящимся в том же регионе или же, наоборот, в других регионах.

Для обнаружения такого фальсификата проводят оценку вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на наличие грубого вкуса и слабого аромата, чересчур темного или, наоборот, слабого цвета настоя, его непрозрачность и мутность. Чаинки неровные, плохо скрученные (характерно для низших сортов), встречаются светло-коричневые огрубевшие побеги. Отсутствует «золотой» типе. При добавлении лимона интенсивность цвета сильно изменяется, и не появляются красные оттенки, характерные для высококачественных видов чая, а только коричневые, характерные для жареного (грузинского) чая. Чаинки при разваривании имеют параметры, не характерные для листьев индийской разновидности чайного растения. Определяют качественный состав катехинов, сахаров, морфологическое строение листьев21 [16].

  При фальсификации информации о чае часто искажаются следующие данные:

    • наименование;
    • страна происхождения;
    • фирма-изготовитель товара;
    • количество.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

    • каким способом изготовлены печатные документы;
    • имеются ли подчистки, исправления в документе;
    • является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю.

Однако виды фальсификации чаёв, методы и характер фальсифицированного продукта в разных странах различны.

Если, например, в Западной Европе, в том числе в Англии, в XIX - начале XX века был распространён такой вид "фальсификации", как подмес к чаю ржавых металлических опилок, которые сильно увеличивали вес каждой пачки, но при этом никоим образом не затронуть качество продукта и даже не нанести вреда здоровью покупателя, то в России методы фальсификации, наряду с вышеприведёнными и примитивным обвесом, всегда отличались разнообразием, изощренностью обмана, а главное, как правило, наносили вред здоровью покупателя22 [21].

 

ГЛАВА 3. Направления совершенствования идентификации и предотвращения возможных способов фальсификации

 

3.1 ОБЗОР РЫНКА ЧАЯ

 

Россия входит в число крупнейших потребителей чая наряду с Индией и Англией, считаясь при этом крупнейшей страной-импортером чая. Средняя оценка объема российского рынка чая колеблется от 160 до 220 тыс. тонн в год. 

По уровню потребления этого горячего напитка наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире: сегодня на одного россиянина приходится более килограмма, а по некоторым данным, даже более 2 килограммов чая в год. Это и неудивительно, ведь в России чай пьет более 98% населения.

Наибольшей популярностью у наших сограждан пользуется традиционный черный чай (≈90%), второе по популярности место занимает зеленый чай (≈7−8%), а третье — все остальные виды чая (≈2−3%). Широкое распространение зеленого чая в России обусловлено, в первую очередь, стремлением современного человека к здоровому образу жизни, а также постоянно растущим интересом к японской и китайской культуре. Постоянно растет спрос и на всевозможные «нетрадиционные» чаи: травяные, фруктовые и ароматизированные, а также на чай без кофеина23 [17].

Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется.

Основной страной-поставщиком черного чая в Россию по итогам 2012 года стала Шри-Ланка, на долю которой пришлось 36% в натуральном и 44% в стоимостном выражении. На втором месте в поставках черного чая находится Индия с долей в 26% в натуральном и 21% в стоимостном выражении. Замыкает тройку лидеров Кения с долей в структуре импорта в 12% как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Основным поставщиком зеленого чая в Россию по итогам 2012 г. стал Китай, на долю которого пришлось 75% импорта зеленого чая в натуральном и 65% в стоимостном выражении. На втором месте с долей в 9% как в натуральном, так и в стоимостном выражении находится Шри-Ланка. Замыкает тройку лидеров с долей в 5% в натуральном и 9% в стоимостном выражении Германия, которая реэкспортирует в Россию продукцию с добавленной стоимостью24 [17].

В России насчитывается более 1000 фирм, в сфере деятельности которых чайное направление занимает одно из приоритетных мест. Около половины всего объема чая приходится на наиболее известные марки.

В настоящее время на российском рынке чая ведущие позиции занимают  три крупнейших производителя: Unilever, Компания «Май» и «Орими-трейд».

Unilever принадлежат бренды  чая «Беседа», Brooke Bond, Lipton; компании  «Май» — «Лисма», «Майский чай», Curtis; компании «Орими-Трейд» — «Принцессы (Нури, Канди, Гита, Ява)», Tess, Greenfield.

 «Орими-Трейд» обладает  самой большей долей рынка  — по разным оценкам, от 20 до 30%, Компания «Май» — примерно 15-17%, Unilever — 12-13%. Чуть отстает от них  британская компания Ahmad Tea Ltd. (ТМ Ahmad Tea) занимает 11-12 процентов. А группа чайных компаний "Сапсан" (ТМ Akbar, Gordon, "Дворцовые тайны") имеет около 9 процентов чайного рынка страны.

Этим пяти компаниям принадлежит 80 процентов рынка в натуральном выражении и 77 процентов – в стоимостном (данные агентства "КредИнформ Северо-Запад"). Остальные 20-25 процентов рынка занимают средние и небольшие производители – "Императорский чай", "Гранд", "Унция", "Кофейная кантата" 25 [18].

Кроме них  присутствуют и компании, чьи позиции на рынках других стран гораздо сильнее: примером служит Twinings. Интересны цейлонские производители, ориентированные на производство чая практически только для России и некоторых других стран СНГ: Riston и Dilmah. Также стоит отметить компанию ООО «Максимум подарков», которая наряду с чаем (марка Hilltop) производит всякие разные подарочные сувенирные побрякушки.

В целом, российский рынок чая достаточно консолидирован и представлен рядом игроков, занимающих ведущие позиции, как на внутреннем, так и на внешнеторговом рынках. На данный момент российский рынок близок к насыщению. Для привлечения покупателей фактор цены становится не столько значительным, поэтому производители все чаще прибегают к инновациям в упаковке и фасовке чая. Также развитие, по мнению экспертов, получает сегмент premium.

По оценкам BusinesStat, объём поставок чая в страну продолжит расти в период 2013-2017 года.

В 2017 г импорт чая превысит 205 тысяч тонн, из которых почти 80% составит сырьевой чай и более 20% готовая продукция, предназначенная для розничной торговли 26 [18].

 

3.2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

 

Рыночные реформы кардинально изменили ситуацию на отечественном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Однако сегодняшнее состояние рынка очень хорошо характеризует известная поговорка "Много — не значит хорошо".

Развитие технологий производства пищевых продуктов, значительное расширение предлагаемого ассортимента и наличие на рынке большого количества вспомогательных материалов, включая различные добавки и генетически модифицированные ингредиенты, определяет необходимость контроля не только параметров безопасности и качества. Высокая стоимость лучших сортов чая, ограниченность его выращивания, создают предпосылки для многочисленных способов его фальсификации.

Чаще всего подделывают не сам чай, а сорт чая, то есть, покупая чай, на упаковке которого написано «высший сорт»   потребители приобретаю чай низшего сорта и, следовательно,  качества.

Самым распространенным путем фальсификации этикетки является ее копирование и маркировка поддельного продукта, который, к тому же, выбрасывается на рынок по более низкой цене (а качество мы можем только представить). В последние годы техника и технологии производства этикеточной продукции развиваются достаточно быстрыми темпами, в связи с интенсивным ростом рынка потребительских товаров.

Для защиты потребителей от подделок многие производители совершенствуют упаковку, вводят дополнительные элементы защиты. Например, названия чая или фирменный знак изготовителя пишутся выпуклыми буквами. Если провести пальцем по названным элементам, вы ощутите выпуклость.

Для того чтобы потребитель сам мог идентифицировать чай по органолептическим признакам на боковой стороне пачки чая имеется небольшое «окошко», которое позволяет покупателю увидеть либо специальный фольгированный пакет, идеально сохраняющий все вкусовые свойства чайного листа или же сами листочки чая упакованные в прозрачный пакетик. Ценителям хорошего чая очень важно иметь дополнительные гарантии свежести сырья и его качества.

Чтобы оградить себя от фальсификации многие производители выпускают чай в жестяных банках. Так как это дорогостоящее производство то эти чай редко подделывают.

При выпуске контрафактной продукции имитируется фирменный стиль упаковки торговых марок чая, пользующихся высоким спросом у потребителей. В наименовании чая часто заменяется одна или несколько букв, что при визуальном восприятии обеспечивает сходство до степени смешения. Ярким примером является чай «DIMAH», имитирующий популярную марку «DILMAH».  Чтобы защитить покупателей от такой подделки нужно самому потребителю быть внимательным при чтении упаковки27 [19].

На более высоком государственном уровне необходимо  разработать Положение и расширить нормативно-документальную базу по борьбе с выпуском фальсифицированной продукции содержащий перечень показателей, с помощью которых можно будет достаточно объективно  оценить качество, а главное подлинность чая. Также нужно предусмотреть  увеличение штрафов и санкции в отношении физических и юридических лиц подделывающих продукцию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время наша страна превратилась в чаеимпортирующую державу. Импортом чая в нашу страну занимаются сегодня полторы тысячи фирм. К сожалению, большинство из них ввозят некачественный товар. Количество фальсифицированного чая измеряется сотнями тонн.

 Термин «фальсифицированная  продукция (пищевые продукты, материалы  и изделия)» определен в Федеральном  законе «О качестве и безопасности  пищевых продуктов» как «умышленно  измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной» 28 [2].

При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих).

При фальсификации продовольственных товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров:

ассортиментная (видовая); качественная; количественная; стоимостная; информационная и комплексная.

Выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах является идентификацией.

Идентификация - это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.

В соответствии с поставленными целями идентификационной  экспертизы товара идентификацию подразделяют на следующие виды:

― потребительская;

― товарно-партионная (товарной партии);

― ассортиментная (видовая);

― сортовая;

― специальная29 [9, с.46-47].

Целью данной работы является исследование идентификационных признаков и выявление способов их фальсификации на примере чая.

Чай — один из наиболее распространенных напитков у народов, населяющих нашу планету.

Информация о работе Идентификация и фальсификация чая