Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на материалах магазина отделочных материалов «Армада») и определение его соответствия потребительским требованиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………...
Теоретические основы исследования ассортимента лакокрасочных материалов………………………………………………………………
Состояние и перспективы развития товарного предложения ЛКМ на мировом и отечественном рынке…………………………
Классификация лакокрасочных материалов: по ОКП, ТН ВЭД, стандартная, учебная………………………………………………...
Показатели ассортимента и использование при анализе оптимальности ассортимента……………………………………….
Исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на примере магазина «Армада»)…………………………………………..
Особенности формирования ассортимента ЛКМ на предприятии.
Характеристика ассортимента эмалей……………………………...
Характеристика ассортимента воднодисперсионных красок…….
Характеристика ассортимента прочих ЛКМ………………………
Анализ структуры торгового ассортимента ЛКМ…………………
Выводы и предложения…………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………
Ситуация на российском рынке ЛКМ в январе-сентябре 2005г. по сравнению с тем же периодом предшествующего года представлена в таблице 1.3.:
Таблица 1.3 – Российский рынок ЛКМ в январе-сентябре 2005г. по сравнению с тем же периодом предшествующего года (тыс.т.)
Показатель |
9 мес. 2004 г. |
9 мес. 2005 г. |
Производство |
544,9 |
564,5 (+3,6%) |
- Экспорт |
68,6 |
57,8 (-15,7%) |
+Импорт |
247,7 |
257,7 (+4,0%) |
Внутреннее потребление |
724,0 |
764,4 (+5,6%) |
Количество отечественных ЛКМ на рынке |
476,3 (65,8% от всех ЛКМ) |
506,7 (+6,4%) (66,3% от всех ЛКМ) |
Таким образом, первые 9 месяцев 2005 г. характеризовались увеличением потребления ЛКМ, причем в основном потребление возрастало за счет ЛКМ российского производства [26, С. 4-5].
Но, как отмечают сами участники рынка, данные официальной статистики существенно занижены, так как основаны исключительно на информации по основным предприятиям и не учитывают огромного количества мелких кустарных производителей ЛКМ.
По оценкам компании «Эмпилс», реальные объемы производства ЛКМ в России составляют не менее 650-700 тыс. тонн в год, а потребления — 800-850 тыс. тонн (в стоимостном выражении это порядка 1-1,1 млрд. долларов). Примерно половина всей продукции приходится на 10 крупнейших предприятий, основными из которых являются ЗАО «Эмпилс» (Ростов-на-Дону, 16,2% от общего объема произведенных в России ЛКМ), ООО «ТЕКС» (Санкт-Петербург, 12,7%), ОАО «Лакокраска» (Ярославль, 7,3%), ОАО «Русские краски» со своим брендом «Ярославские краски» (Ярославль, 7,2%) и Черкесское ХПО (8%), работающее преимущественно на промышленном рынке [32].
Доля импортных ЛКМ в России составляет 20-25%. В первую очередь импортируются ЛКМ, производство которых или отсутствует, или недостаточно для обеспечения потребностей рынка. Импортную продукцию отличает более высокая цена, качество продукции (стойкость, качество нанесения и пр.), более широкий ассортимент и экологическая чистота продукции. Основной поток импорта в Россию идет из Германии, Финляндии, Беларуси, Эстонии, Литвы, США и Кореи [7].
По данным Федеральной таможенной службы, импорт ЛКМ в Россию в январе-сентябре 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года вырос на 4% в количественном выражении и на 28% в стоимостном, однако рост объемов импорта ЛКМ происходит лишь за счет увеличения поставок в одной группе ЛКМ – грунтовки и шпатлевки малярные. Следует отметить, что впервые в I полугодии 2005 г. импорт ЛКМ из одной страны (Финляндии) составил в количественном выражении более половины (50,2%) всего российского импорта ЛКМ, причем доля (по количеству) грунтовок и шпатлевок малярных в поставках из Финляндии составила 92,9% [25, С. 6; 26, С. 5].
Одним из важнейших направлений деятельности российских лакокрасочных предприятий является в настоящее время экспорт продукции. Он осуществляется главным образом в страны СНГ и Балтии.
На протяжении последних лет объемы экспортных поставок из России увеличиваются. Но изменение объемов экспорта по номенклатуре неравномерно: наибольший прирост экспорта наблюдается в сегменте продукции, произведенной на конденсационных смолах, а также в сегменте водно-дисперсионных материалов.
По данным Федеральной таможенной службы РФ наблюдается тенденции к увеличению средней экспортной цены (с 871,9 до 954,4 дол./т.), что может свидетельствовать о более высоком качестве поставляемых на экспорт ЛКМ. Именно в дорогом сегменте рынка наблюдается наибольшая конкуренция с импортными ЛКМ [31, С. 8; 34, С. 45].
Учитывая, что среднедушевое потребление ЛКМ в развитых странах составляет 15-20 кг, а в России – только 6-7 кг, отечественный рынок далек от насыщения. В соответствии с последними макроэкономическими прогнозами объем потребления ЛКМ в России в последующие годы будет увеличиваться на 3-5%. По прогнозам ряда известных специалистов отрасли, в ближайшие 5 лет емкость российского рынка ЛКМ увеличится по сравнению с современным уровнем не менее чем на 50%, составив около 1,5 млн. тонн [7; 36, С. 24].
Вступив в XXI век, лакокрасочная промышленность встретилась с новыми обстоятельствами:
В частности, в лакокрасочной промышленности развитых индустриальных стран просматриваются следующие тенденции:
Уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу при изготовлении и применении лакокрасочной продукции может быть достигнуто двумя путями. Первый предполагает использование инженерно-технических решений, в частности, оптимизацию процесса окраски, автоматизацию оборудования, совершенствование систем рециркуляции и очистки отходов. Второй путь – это внедрение новых видов ЛКМ, оптимизация рецептур и освоение современных технологий [9, С. 163].
Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил. Классификация играет важную роль в любой человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов [37, С. 15].
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, совершенствования системы стандартизации товаров [33, С. 24].
В современном мире практически во всех сферах производственной и социальной деятельности широко используются методы классификации и кодирования информации. Совокупность общероссийских классификаторов образует Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) [12, С.51].
Общероссийский классификатор продукции (далее — ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
В данном классификаторе предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам [1, С.1-2].
В Общероссийском классификаторе продукции ОКП-005-93 лакокрасочные материалы находятся в 23–м классе – «Материалы лакокрасочные, полуфабрикаты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии». Материалы лакокрасочные представлены в 8–м подклассе – «Товары бытовой химии» и сосредоточены в восьмой группе.
В названном классификаторе лакокрасочные материалы сгруппированы, прежде всего, по природе пленкообразователя, а также по видовому ассортименту: лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах (код 23 8810); лаки и эмали на эфирах целлюлозы (код 23 8820); лаки и политуры спиртовые (код 23 8830); краски водно-дисперсионные (23 8840); краски масляные (23 8850); лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на полимеризационных смолах (код 23 8860); олифы (код 23 8870); краски художественные (код 23 8880); растворители, разбавители, смывки и прочие материалы (код 23 8890).
Классификация лакокрасочных материалов в ОКП-005-93 завершается на четвертой ступени классификационного деления и по виду продукции не подразделяется [1, С. 137].
Для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Классификационные группировки отдельных видов продукции выделяются для товаров, которые в достаточной степени представлены в международной торговле. Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции» [12, С.55].
В ТН ВЭД РФ лакокрасочные материалы сосредоточены в VI разделе «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности», в 32 группе: «Экстракты дубильные или красильные; танины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; типографская краска, чернила, тушь». 32 группа товарной номенклатуры включает кроме собственно лакокрасочных материалов еще и пигменты, красители, типографские краски и другую аналогичную продукцию.
Государственным таможенным комитетом России при оценке объемов внешнеторговых операций рассматриваются три товарные позиции по лакокрасочной продукции, которые идентифицируются следующими кодами ТН ВЭД:
3208 — краски, эмали и грунтовки на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в неводной среде;
3209 — краски и лаки (включая эмали и политуры) на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в водной среде;
3214 — замазки, мастики, грунтовки и шпатлевки для малярных работ, неогнеупорные составы для подготовки поверхностей фасадов.
При проведении внешнеторговых операций для идентификации порошковых красок используется несколько товарных кодов, часть из которых относится к подгруппам 32-й группы, часть входит в 38-ю группу (прочие химические продукты), часть — в 39-ю группу (полимерные материалы и изделия из них).
Прочим масляным краскам и лакам (включая эмали, политуры и клеевые краски) присваивается код ТН ВЭД – 3210 [3; 23].
Классификация товаров по ТН ВЭД не может быть применена в торговле и товароведении ввиду своей узкой специализации. Она разработана для работников таможни.
Общероссийский классификатор продукции и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности используются для сертификации продукции [30, С. 6].
Стандартная классификация лакокрасочных материалов представлена в ГОСТ 9825-73 «Материалы лакокрасочные. Термины, определения и обозначения». В соответствии с этим ГОСТом по химическому составу (роду пленкообразующего вещества) основные лакокрасочные материалы делятся в соответствии с приложением А.
По преимущественному назначению (применительно к условиям эксплуатации покрытий) основные покрывные лакокрасочные материалы (лаки, эмали, краски) делятся на группы, приведенные в таблице 1.4.:
Таблица 1.4 – Деление основных покрывных лакокрасочных материалов по преимущественному назначению
Группа лакокрасочных материалов |
Обозначение групп |
Преимущественное назначение |
Атмосферостойкие |
1 |
Покрытия, стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках |
Ограниченно атмосферостойкие |
2 |
Покрытия, эксплуатируемые под навесом и внутри неотапливаемых и отапливаемых помещений в различных климатических условиях |
Водостойкие |
4 |
Покрытия, стойкие к действию пресной воды и ее паров, а также морской воды |
Специальные |
5 |
Покрытия, обладающие специфическими свойствами; стойкие к рентгеновским и другим излучениям, светящиеся, терморегулирующие, противообрастающие, для пропитки тканей, окрашивания кожи, резины, пластмасс, гигиенические, противоскользящие и т.п. |
Продолжение таблицы 1.4 | ||
Маслобензостойкие |
6 |
Покрытия, стойкие к воздействию минеральных масел и консистентных смазок, бензина, керосина и других нефтяных продуктов |
Химически стойкие |
7 |
Покрытия, стойкие к воздействию кислот, щелочей и других жидких химических реагентов или их паров |
Термостойкие |
8 |
Покрытия, стойкие к воздействию повышенных температур |
Электроизоляционные и электропроводные |
9 |
Покрытия, подвергающиеся
воздействию электрических |
Консервационные |
3 |
Лакокрасочные покрытия,
применяемые для временной |