Исследование конкурентоспособности сливочного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров. На основании изложенного теоретического материала оценивается конкурентоспособность сливочного масла.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Изучить методы исследования и алгоритм оценки конкурентоспособности товара;
Исследовать конкурентоспособность продукции с использованием предложенных методов;
Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ……………………………...

5
1.1 Основные понятия и сущность конкурентоспособности……….
1.2 Факторы, формирующие конкурентоспособность товаров…….
5
10
1.3 Алгоритм оценки конкурентоспособности……………………...
15
ГЛАВА.2 Исследование конкурентоспособности сливочного масла……
21
2.1 Характеристика исследуемого объекта………………………….
21
2.2 Оценка конкурентоспособности сливочного масла…………….
23
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности сливочного масла………………………….

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ! Конкурентоспособность 2012! (Восстановлен).docx

— 84.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

 3

ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ……………………………...

 

 5

1.1 Основные понятия и сущность конкурентоспособности……….

1.2 Факторы, формирующие  конкурентоспособность товаров…….

5

10

1.3 Алгоритм оценки конкурентоспособности……………………...

15

ГЛАВА.2 Исследование конкурентоспособности сливочного масла……

21

2.1 Характеристика исследуемого объекта………………………….

21

2.2 Оценка конкурентоспособности сливочного масла…………….

23

2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности сливочного масла………………………….

 

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…………………….

34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конечная цель всякой фирмы  – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг и от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в мире происходит усиление конкуренции, внедрение все новых технологий, ускорение насыщения спроса, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления организациями и рычагов повышения конкурентоспособности. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность  товара можно определить только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность  понятие относительное, чётко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в  дальнейшем, следует периодически проводить  анализ конкурентоспособности уже  на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной  продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически. Это дает возможность  уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

В итоге можно вовремя  принять то или иное оптимальное  решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д.

Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных факторов и  методов оценки конкурентоспособности  товаров. На основании изложенного  теоретического материала оценивается  конкурентоспособность сливочного масла.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
  • Изучить методы исследования и алгоритм оценки конкурентоспособности товара;
  • Исследовать конкурентоспособность продукции с использованием предложенных методов;
  • Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции.

Структура курсовой работы определена ее целью и поставленными задачами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Работа выполнена на 36 страницах машинописного текста, содержит 3 рисунка, 6 таблиц.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

 

1.1 Основные понятия и  сущность конкурентоспособности

 

В современных  условиях развития экономики важно  не просто «что-то» производить, а  стремиться к качеству и конкурентоспособности  производимой продукции. Конкуренция  является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения.

Конкуренция ─ это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкурентоспособность товара - это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами- конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её.

Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

В маркетинге конкуренция  проявляется в двух формах:

  1. При совершенной конкуренции на рынке присутствует большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (товары). Такая конкуренция характеризуется легкостью вхождения фирм в отрасль, равноправность покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка (конъюнктура, рекламное обеспечение), в выборе поставщиков и клиентов.
  2. При монополистической конкуренции рынок относительно свободен, на нем представлен широкий диапазон цен и многие фирмы продают дифференцированный продукт. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией фирмы здесь не могут получить монопольную прибыль длительное время. При этом фирма обладает контролем над продажей производимого товара; на данном рынке действует значительная неценовая конкуренция.

Конкуренция в маркетинге проявляется также:

    • Как ценовая, когда продавцы товаров и услуг влияют на спрос, главным образом посредством изменения в цене; это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно изменять, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции.
    • Как неценовая, т.е. путем минимизации цены как фактора потребительского спроса, когда товары или услуги выделяются посредством продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов (чем уникальнее товар или услуга с точки зрения потребителей, тем у производителя больше возможности установления более высоких цен по сравнению с конкурирующими товарами).

При изучении сущности конкурентоспособности используется такое понятие как критерий конкурентоспособности, который определяется как качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.

Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.

Оценочные показатели количественно  характеризуют свойства, определяющие качество продукции.

Далее прокомментируем каждый из критериев конкурентоспособности.

Так, критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют  способность продукции удовлетворять  простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность  не быть обманутым изготовителем (продавцом).

Критерий «уровень качества»  позволяет оценить способность  продукции удовлетворять целый  комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических  потребностей за счет пищевых продуктов) и кончая продвинутыми (эстетическими  потребностями, потребностями, отражающими  принадлежность покупателя к определенной социальной группе). Уровень качества представляет собой относительную  характеристику, основанную на сравнении  показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента. Составляющими критерия «уровень качества» являются показатели безопасности, экологические и эстетические показатели. Показатели безопасности и экологические носят обязательный характер и используются для оценки уровня качества всех групп продукции. Соответствие товаров требованиям безопасности и экологии должно подтверждаться сертификатом соответствия. О стабильности качества судят по таким показателям, как уровень забраковки, число возвратов бракованных партий, число рекламаций.

Критерий «потребительская новизна» товара определяет его способность  удовлетворять как явные потребности  за счет улучшения известных показателей, так и скрытые, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать. Предприятие, выпускающее в течение пяти лет одну и ту же продукцию, теряет конкурентоспособность. Для некоторых товаров (учебников, периодических изданий, справочников) и услуг данный критерий является наиболее значимым.

Критерий «информативность»  позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением  получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора. Общими требованиями к товарной информации является достоверность, доступность, достаточность. К обязательным требованиям относят наличие сведений :

  • наименование товара;
  • наименование фирмы-изготовителя и страны-изготовителя;
  • адрес изготовителя;
  • правила и условия безопасного хранения, транспортирования и использования;
  • информация о сертификации
  • сведения об основных потребительских свойствах.

Применение критерия «социальная  адресность» направлено на необходимость  учета в свойствах продукции  индивидуальных потребностей человека или социальной группы. Объектом рассматриваемого критерия являются качество и цена. Степень согласованности характеристик  товара с характеристиками потребностей индивидуума или социальной группы является мерой социальной адресности как критерия конкурентоспособности. Эффект от покупки социально адресного  товара подобен удовольствию от получения  удачно выбранного подарка.

Критерий «имидж» характеризует  репутацию изготовителя (продавца) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска. При одинаковом значении интегрального показателя качества (отношение качество/цена) покупатель отдаёт предпочтение товару с более высоким имиджем.

Наконец, критерий «цена  потребления» отражает потребность  в приобретении и использовании  продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

Исходя из признака назначения, можно различать ограничительные  и оценочные критерии.

Ограничительный критерий – это качественная или количественная характеристика, составляющая основу требования допуска объекта к профессиональной оценке конкурентоспособности. Например, условием допуска к оценке конкурентоспособности сигарет является такая количественная характеристика, как содержание смолы и никотина в соответствии с нормативом безопасности, установленным национальным стандартом или законом.

Оценочный критерий – это качественная или количественная характеристика объекта, осуществляемая на этапе профессиональной и потребительской оценки в целях определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при  оценке конкурентоспособности, следует  различать единичный и комплексный  критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности  представляет собой одну из простых  характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности  состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой  и обобщенный критерии.

Групповой критерий конкурентоспособности  – это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. К групповым критериям относятся: уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности сливочного масла