Исследование конкурентоспособности сливочного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров. На основании изложенного теоретического материала оценивается конкурентоспособность сливочного масла.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Изучить методы исследования и алгоритм оценки конкурентоспособности товара;
Исследовать конкурентоспособность продукции с использованием предложенных методов;
Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ……………………………...

5
1.1 Основные понятия и сущность конкурентоспособности……….
1.2 Факторы, формирующие конкурентоспособность товаров…….
5
10
1.3 Алгоритм оценки конкурентоспособности……………………...
15
ГЛАВА.2 Исследование конкурентоспособности сливочного масла……
21
2.1 Характеристика исследуемого объекта………………………….
21
2.2 Оценка конкурентоспособности сливочного масла…………….
23
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности сливочного масла………………………….

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ! Конкурентоспособность 2012! (Восстановлен).docx

— 84.37 Кб (Скачать файл)

Таким образом, критерии конкурентоспособности  позволяют провести оценочный анализ производимых товаров (услуг), а также  способствуют выработке качественных, либо количественных характеристик продукции.

1.2 Факторы,  формирующие конкурентоспособность

 

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении имеющейся у предприятия в распоряжении продукции.

Конкурентоспособность товара формируется в условиях внутренней среды (предприятия-изготовителя и  предприятия-продавца) и внешней среды – отрасли, страны, мирового рынка. Факторы, воздействующие на уровне предприятия, можно назвать микрофакторами, факторы, воздействующие на уровне отрасли (региона), – мезофакторами, факторы, воздействующие на уровне страны, мирового рынка, – макрофакторами.

Наиболее подробно и комплексно факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

1. Уровень конкурентоспособности  страны (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

2. Уровень конкурентоспособности  отрасли (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

3. Уровень конкурентоспособности  региона (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

4. Уровень конкурентоспособности  организации, выпускаемой товар  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

5. Сила конкуренции на  выходе системы, среди ее конкурентов  (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает  конкурентоспособность товара);

6. Сила конкуренции на  входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других компонентов  (увеличение силы (интенсивности)  конкуренции повышает конкурентоспособность  товара);

7. Сила конкуренции среди  товаров-заменителей (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);

9. Уровень организации  производства, труда и управления  у посредников и потребителей  товаров, выпускаемых системой (повышение  уровня организации повышает  конкурентоспособность товара);

10. Активность контактных  аудиторий (общественных организаций,  общества потребителей, СМИ и  т. д.) (с увеличением активности  контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается).

Факторы внешней среды  схематично представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе

 

К внутренним факторам относятся:

1. Патентоспособность (новизна)  конструкции (структуры, состава);

2. Рациональность организационных  и производственных структур  системы (структура должна отвечать  принципам рационализации структур и процессов);

3. Конкурентоспособность  персонала системы (повышение  конкурентоспособности персонала  повышает конкурентоспособность  товара);

4. Прогрессивность информационных  технологий (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий  повышается конкурентоспособность  товара);

5. Прогрессивность технологических  процессов и оборудования (с увеличением  удельного веса прогрессивных  технологий повышается конкурентоспособность  товара);

6. Научный уровень системы  управления (менеджмента) (с увеличением  количества применяемых научных  подходов, принципов и современных  методов повышается конкурентоспособность  товара);

7. Обоснованность миссии  системы (миссия системы должна  быть ориентирована на достижение  конкурентоспособности системы  и ее товаров).

Говоря о внутренних факторах следует отметить то, что первым основополагающим фактором прибыльности предприятия является притягательность отрасли. Конкурентная стратегия должна разрабатываться на основе всестороннего понимания правил конкурентной борьбы, которые и определяют привлекательность или прибыльность бизнеса. Конечная цель конкурентной стратегии состоит в том, чтобы овладеть этими правилами.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер разработал модель пяти сил, определяющих суть конкурентной борьбы в любой отрасли, представленную на рисунке 2.

 



 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Пять конкурентных сил, определяющих прибыльность отрасли


 

Прибыльность любой отрасли в целом определяется действием вышеописанных пяти сил, поскольку именно они воздействуют на цены, издержки и уровень необходимых инвестиций действующих в отрасли предприятий – все эти элементы являются также составляющими доходности капиталовложений. Рыночная власть покупателей влияет на то, какие цены предприятие может устанавливать на свою продукцию, - точно так же влияет на цены угроза со стороны продуктов – заменителей. Рыночная власть покупателей также определяет размеры издержек и инвестиций – «влиятельные» покупатели требуют дорогостоящего обслуживания. От рыночной власти поставщиков зависит стоимость сырья, оборудования и материалов. Интенсивность соперничества также влияет на цены, равно как и на издержки конкуренции, в таких сферах, как производство, разработка продукта, реклама и торговля. Постоянная угроза появления новых конкурентов ограничивает рост цен и определяет необходимый стартовый уровень инвестиций, что является инструментом сдерживания притока новых конкурентов.

Но не являясь заложником отрасли, применяя те или иные стратегии, предприятие может управлять силами конкуренции. Но если любое предприятие может видоизменять структуру отрасли, это означает, что оно может фундаментально изменить и прибыльность отрасли - к лучшему или худшему. Многие предприятия, избрав успешную стратегию, смогли таким образом изменить правила конкурентной борьбы.

Итак, рассмотрев группировку факторов определяющих конкурентоспособность продукции, можно сделать вывод о том, что факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности продукции. Задача этапа отбора факторов состоит в том, чтобы выявить те факторы, которые оказывают значительное и очень значительное воздействие на конкурентоспособность, и отсеять малозначительные. В основу отбора можно положить известный в менеджменте качества принцип Парето. Согласно ему за эффективное управление отвечает небольшое число факторов (около 20%), которые на 80% отражаются на результатах, т.е. на конкурентоспособности продукции. Таким образом, в следующем параграфе целесообразно смоделировать алгоритм оценки конкурентоспособности товаров.

 

1.3 Алгоритм  оценки конкурентоспособности

 

Функционирование  любого хозяйствующего субъекта сегодня  происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы. Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и  использует ее в своей деятельности для получения преимуществ над  конкурентами. Для оценки результатов  использования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое  проведение анализа конкурентоспособности  предприятия, и в том числе  конкурентоспособности товаров.

В получении информации о  результатах оценки конкурентоспособности  заинтересованы не только товаропроизводители. Она очень нужна потребителям. Во многих странах мира, в том  числе и в России, в руки потребителя  попадают периодические издания, в  которых имеется информация о  сравнительном качестве товаров-аналогов, поступающих на рынок страны. Публикации результатов сравнительного теста  конкурирующих товаров облегчают  потребителям выбор товаров, а производителей стимулируют к выпуску конкурентной продукции.

Блок-схема оценки конкурентоспособности  товаров, включающая 4 этапа представлена на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Блок-схема  этапов оценки конкурентоспособности  товара

 

На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка, которые включают: исследование ёмкости рынка, определение изделий  аналогов, анализ состояния конкуренции, определение уровня цен, тенденций  развития, деятельности конкурентов и круга потребителей.

На основании информации о потребностях покупателей формируются требования к товару.

На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка. Основой для формирования системы показателей конкурентоспособности конкретного товара является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу.

При выборе качественных показателей для оценки конкурентоспособности товара следует учитывать применяемость данных групп показателей. Например, для хлеба не существует показателей безотказности, а для бензина – эргономических показателей.

Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале.

Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.

При выборе конкретных показателей конкурентоспособности предварительно проводится оценка их важности и весомости для конкретного товара. Для определения важности проводится ранжирование выбранных показателей в зависимости от их значимости для потребителя. Расчет коэффициента весомости осуществляется экспертным методом.

На третьем этапе формируется  группа аналогов, устанавливаются значения их показателей, выбирается базовый образец. Выбор аналогов является достаточно сложным моментом оценки, так как от него в определяющей степени зависят её результаты. В качестве аналогов могут рассматриваться любые товары, удовлетворяющие ту же самую потребность и представленные в данном сегменте рынка. При выборе товаров-аналогов надо принимать во внимание, что существует сложившийся единый мировой рынок данного вида продукции, и в качестве аналогов необходимо рассматривать продукцию лучших мировых изготовителей. Эта ситуация напоминает спортивные соревнования: можно быть чемпионом района, что соответствует конкурентоспособности на определенном сегменте регионального рынка, либо чемпионом рынка, что соответствует конкурентоспособности в сравнении с лучшими мировыми аналогами.

На данном этапе важны  классификационные показатели. Они позволяют обосновать правомерность выбора аналогов. По некоторым видам технически сложных товаров классификационные показатели определены в соответствующих документах.

Четвертый этап является наиболее сложным и ответственным. На этом этапе проводится сопоставление показателей оцениваемого и базового образцов, которое выполняется отдельно по качественным и экономическим показателям. На этом этапе проводится расчет комплексного показателя конкурентоспособности, на основании которого делаются выводы. Если предприятие не устраивает значение данного показателя, то производится разработка мер по повышению конкурентоспособности.

Сопоставление значений единичных показателей с их базовыми значениями осуществляется по формулам 1 или 2:

 

 

где – единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру качества изделия;

 – величина i-го параметра качества оцениваемого изделия;

 – величина i-го параметра качества изделия конкурента или базового образца, способного удовлетворить данную потребность.

Из формул 1 и 2 используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТ показатели с уточнением «не менее», применяется формула 1; если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула 2.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности сливочного масла