Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище. В нашей стране создана мощная современная хлебопекарная промышленность, вырабатывающая более 35 млн. тонн хлебных изделий в год.
ВВЕДЕНИЕ
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище. В нашей стране создана мощная современная хлебопекарная промышленность, вырабатывающая более 35 млн. тонн хлебных изделий в год.
Ассортимент вырабатываемой продукции, представленный предприятиями нашего города, огромен. Сейчас можно приобрести не только различные вида формового и подового хлеба, изделий кондитерского производства, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности.
Расширение ассортимента
этой конкурентоспособной продукции
в современных условиях является
важной народно-хозяйственной задачей.
Наиболее эффективно её можно решить
за счёт использования современных
технологий, рекомендуемых к применению
на предприятиях пищевой промышленности,
позволяющих получить продукцию
высокого качества при низких затратах
на её производство. Применительно
к выпуску хлебобулочных
Поэтому следует отметить, что немаловажным фактором является проведение экспертизы качества хлеба, а также его идентификация.
Основными целями работы являются:
1) изучить методологию проведения экспертизы;
2) провести идентификацию
продукта, в частности, хлеба по
комплексу показателей:
Данная курсовая работа включает
в себя ряд следующих задач: рассмотреть
современное состояние
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Объем российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении с 2007 года по 2010-й медленно сокращался. Однако в 2011 году рынок показал положительную динамику, вырос на 1% и составил немногим более 7,089 млн тонн.
Это связано как с расширением номенклатуры выпускаемой хлебопекарной продукции, изменением структуры потребления продуктов питания под влиянием роста цен, так и с постепенным приближением потребления хлеба к научно обоснованным нормам потребления. По данным Института питания Российской академии медицинских наук, норма потребления хлеба в расчете на человека составляет 100 кг в год. На каждого же жителя России в 2011 году приходилось лишь по 50 кг хлеба и хлебобулочных изделий.
Почти весь объем рынка
в натуральном выражении
В целом, российский рынок
хлеба и хлебобулочных изделий
условно разделяется на два сегмента:
сегмент, включающий в себя продукцию
длительного хранения (изделия с
пониженной влажностью, полуфабрикаты),
и сегмент продукции
Более детально рынок сегментирован
по видам хлеба и хлебобулочных
изделий. На российском рынке хлеба
и хлебобулочных изделий
Самыми популярными видами на рынке хлеба и хлебобулочных изделий по-прежнему являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный из муки высшего сорта, на которые приходится около 80% совокупного объема данного рынка.
За 2010 год розничные продажи хлеба и хлебобулочных изделий выросли по отношению к 2009 году на 8,5% в стоимостном выражении. Розничные продажи увеличились на 29,7 млрд рублей и в четвертом квартале 2010 года достигли 128,7 млрд руб. В трех первых кварталах 2011 года розничные продажи колебались в пределах 95,2-98,7 млрд рублей, а к концу года достигли 145,7 млрд руб. В целом в 2011 году продажи увеличились на 15,1% и составили 436,1 млрд руб.
Ежегодный существенный рост
продаж в четвертом квартале объясняется
тем, что в летние месяцы года потребление
хлеба частично замещается потреблением
фруктов и овощей нового урожая.
В то время как в четвертом
квартале у потребителей возникает
необходимость восполнения
В 2011 году четвертая часть всех розничных продаж хлеба и хлебобулочных изделий – 26,9% – приходилась на Центральный федеральный округ, а пятая часть – 19,4% – на Приволжский федеральный округ. По десятой части приходилось на Сибирский, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Сегмент изделий из пшеничной муки является крупнейшим на российском рынке хлеба и хлебобулочных изделий: его доля в структуре производства в 2010 году превысила 47%. Ржано-пшеничная и пшенично-ржаная продукция формировала более четверти предложения хлебобулочной продукции на рынке. Сдобные хлебобулочные изделия и продукты из ржаной муки занимали в структуре производства соответственно 4,5 и 4,7%. На долю изделий пониженной влажности (сухари, хлебцы, баранки, хлебные палочки, соломка) приходилось немногим более 3%. Продукция диетического назначения в общем объеме производства составляла 1,2%, а пироги, пирожки и пончики – около 0,6%.
Объем российского производства пшеничного хлеба из муки высшего сорта в 2010 году составил 1657,5 тысячи тонн, а хлеба пшеничного из муки 1-го сорта – 1487,8 тысячи тонн. Хлеба пшеничного из муки 2-го сорта было произведено около 147 тысяч тонн, а хлеба из ржаной муки – 331,2 тысячи тонн. Производство хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки достигло 1967,7 тысячи тонн, а диетических хлебобулочных изделий – 83,1 тысячи тонн. Сдобных хлебобулочных изделий было произведено 316 тысяч тонн, пирожков, пирогов и пончиков – 39,8 тысячи тонн. В период с января по сентябрь 2011 года в России было произведено 256,8 тысячи тонн хлебобулочной продукции длительного хранения. В 2011 году объем производства хлебобулочной продукции длительного хранения составил 339,7 тысячи тонн, изделий недлительного хранения - 6573 тысячи тонн [15].
Регионами с наибольшими объемами производства хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки, как и в предыдущие годы, являлись Краснодарский край, Москва, Московская и Ростовская области. Наибольшие объемы хлебобулочных изделий из ржаной муки производились в Кировской и Московской областях, Алтайском крае и Свердловской области. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Нижегородской области производились наибольшие объемы хлебобулочных изделий из смеси ржаной и пшеничной муки.
Крупнейшими российскими
производителями хлеба и
Богатый урожай зерна 2011 года
добавил забот производителям хлеба
и хлебобулочных изделий. Конкуренция
между производителями
В 2011 году в платежеспособном спросе населения на хлеб и хлебобулочные изделия наблюдался незначительный рост. Однако спрос по-прежнему сдвигался в сторону простых массовых сортов хлеба. По-прежнему основным критерием при выборе хлеба для потребителя является его свежесть. На втором месте стоят цена и конкретный производитель. Покупатели большое внимание обращают на наличие различных добавок в продукте. Гораздо меньшее значение имеют вес, размер, форма хлеба и любые рекомендации о его покупке.
В 2011 году продолжилось государственное
регулирование рынка хлеба и
хлебобулочных изделий
Вступление России во Всемирную торговую организацию, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. С точки зрения государственного регулирования рынка возможно его разделение на два крупных сегмента: сегмент натурального хлеба и хлебобулочных изделий и сегмент «хлебосодержащего продукта».
Начало этому процессу
положила отмена обязательной сертификации
продукции, повлекшая за собой ожидания
потребителей о появлении на рынке
хлеба и хлебобулочных изделий
низкокачественной продукции, и
информацию в СМИ о случаях, подтверждающих
такие ожидания. К тому же применение
в изготовлении хлеба и хлебобулочных
изделий, как и мучных кондитерских
изделий ингредиентов-
При этом существующий формат
государственного регулирования отрасли,
нацеленный на поддержание существующего
определенного уровня цен на хлеб
и хлебобулочные изделия, сужает
границы ее возможностей в условиях
рыночной экономики. Дифференциация доходов
населения достаточно высока, платежеспособный
спрос многих категорий граждан
позволяет приобретать
В то же время на фоне определенной стабилизации на внутреннем рынке оживились экспортеры.
Дальнейшее развитие рынка
хлеба и хлебобулочных изделий
будет зависеть от разнообразия и
изменения форм государственного регулирования
продовольственного рынка с учетом
его функционирования в рамках ВТО.
Последующая за ним динамика цен
на хлеб и хлебобулочные изделия
будет зависеть от величины объема
предложения сырья из зерна урожая
2012 года. В целом рынок хлеба
и хлебобулочных изделий
Хлеб составляет значительную часть пищевого рациона человека и является одним из основных источников углеводов и растительного белка в питании. Хлеб на 45-50% состоит из воды. Остальная часть - белки, углеводы, жиры, минеральные соли и витамины. Содержание их, а, следовательно, и пищевая ценность хлеба в большой степени зависят от состава муки, использованной для выпечки, и содержания других веществ, входящих в рецептуру хлеба. Количество углеводов в хлебе колеблется в пределах 42,5-50%, белка 5-9%. Жиры составляют 0,7-1,5%. Калорийность 100 г хлеба равна 220-250 ккал.
Хлеб из муки низших сортов - важный источник витаминов группы В (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота) и некоторых минеральных солей. Съедаемое человеком количество хлеба из ржаной или пшеничной муки почти полностью покрывает суточную потребность человека в никотиновой кислоте, на 2/з - в витамине В1 и на 15-16% - в рибофлавине. Введение в тесто химических разрыхлителей со щелочной реакцией снижает количество тиамина в хлебе. Под влиянием тепловой обработки (выпечка) витамины группы В разрушаются незначительно - на 10-15%.