Эстетические свойства потребительских товаров и их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение эстетических свойств шоколада. Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:
Изучить потребительские свойства товаров;
Изучить эстетические свойства потребительских товаров и методы их оценки;
Изучить состав и основные свойства шоколада;
Провести оценку эстетических свойств шоколада.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эстетические свойства потребительских товаров 4
1.1. Свойства потребительских товаров 4
1.2. Эстетические свойства потребительских товаров 10
1.3. Оценка эстетических свойств 17
Глава 2. Оценка эстетических свойств шоколада 21
2.1. Состав и методы производства шоколада 21
2.2. Требования к качеству шоколада 26
2.3. Оценка эстетических свойств шоколада 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Товароведение_К41_Бессонова.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Показателями безопасности могут являться качественные характеристики, например, наличие блокирующих устройств, ремней безопасности, аварийной сигнализации.

Показатели экономичности  — это группа показателей, характеризующая  затраты на эксплуатацию или потребление  товара. Показатели экономичности учитываются при расчете интегрального показателя качества товара.

Затраты потребителя  товара складываются из эксплуатационных издержек и капитальных вложений. Эксплуатационные издержки включают издержки на капитальные и средние ремонты, запасные части, смазочные или другие эксплуатационные материалы и т.д. Капитальные вложения потребителей расходуются на приобретение, монтаж, установку, наладку, настройку товара. В ряде случаев капитальные затраты потребителей расходуются на различные сооружения, необходимость которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления.

Полные затраты потребителя  рассчитываются с помощью формулы  приведенных затрат. Для этого  эксплуатационные издержки суммируются  с капитальными вложениями, сначала  в масштабе года, затем всего срока службы в годах.

Экономия на полных затратах потребителей товара определяется посредством  вычитания полных затрат по его использованию  из скорректированных полных затрат для аналога.

Показатели экономичности  имеют важное значение для покупателей  при выборе и эксплуатации товара, поскольку рациональное использование денежных средств является тенденцией современного потребления товаров. Показатели экономичности являются не только показателями качества, но и показателями конкурентоспособности товара.

 

1.2. Эстетические свойства потребительских товаров

 

Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные подгруппы эстетических свойств можно рассматривать как разновидности отдельных единичных или комплекса показателей внешнего вида в сочетании с другими показателями (например, целостность композиции как сочетание формы, размеров изделия и его отдельных деталей, внутренней структуры, мода — как сочетание формы, размерных характеристик отдельных частей товара, отделки и/или украшений поверхности, а также конструкции). Однако в литературе целостность, моду, стиль, дизайн, информационную выразительность принято выделять в качестве самостоятельных подгрупп.

Эстетические свойства подразделяются на следующие группы: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.

Информационная выразительность  — это возможность объекта  отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).

Рациональность формы  — это выявление в форме  объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).

Целостность композиции — характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.). Она включает выяснение логики построения формы объекта в соответствии с его назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме объекта его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность); обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).

Совершенство производственного  исполнения — характеризует его  товарный вид и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.

Например, эстетическими  показателями фарфоровой и фаянсовой  посуды являются белизна (%), показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения (балл), точность воспроизведения образца (эталона) (балл), точность воспроизведения авторского образца (балл), степень совершенства формы (балл), степень совершенства декора (балл), степень целостности композиции (балл), показатель блеска заглазурованной поверхности.

Все эти показатели, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.

Информационная выразительность (информативность) характеризует способность  товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Информативность формы складывается из следующих показателей: художественно-образная выразительность (знаковость), оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде.

Знаковость — эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара социально значимой информации (назначение, изящество, образ-ассоциация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость — это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение изделий, отражать национальные особенности и характерные черты продукции данного предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и праздничная должна различаться образной характеристикой, создаваемой формой, пропорциями, характером декора и колористическим решением. Различия должны быть настолько ощутимы, чтобы характер использования не вызывал сомнений.

Оригинальность —  эстетический показатель, характеризующий  своеобразие формы, выделяющей данный товар из аналогичных. Оригинальность весьма существенна в ряду эстетических показателей, тем более что создать оригинальную форму бытовых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т.е. соответствовать назначению и характеру материала, обеспечивать удобства.

Стилевое соответствие — эстетический показатель, характеризующий  устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенному  историческому этапу развития общества. В пределах стиля могут сменяться стилевые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.

Соответствие моде —  эстетический показатель, характеризующий  внешний вид товара и временно господствующие эстетические вкусы. Для  одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде — важный эстетический показатель, определяющий характер спроса и удовлетворение потребностей.

Рациональность формы  — комплексный показатель, характеризующий  соответствие формы объективным  условиям производства и эксплуатации товара, а также его функционально-конструктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей: функциональная, конструктивная, технологическая и материальная обусловленность, эргономическая приспособленность.

Функциональная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его назначению. Форма изделий должна безошибочно указывать на их назначение. Так, силуэт, пропорции, колористическое решение, характер отделки одежды для молодежи существенно отличаются от тех же показателей одежды для взрослых и ясно свидетельствуют о ее возрастной принадлежности.

Конструктивная обусловленность  — эстетический показатель, характеризующий  соответствие формы товара его конструктивному  решению. В конструкции сковороды, например, следует предусматривать возможность использования ее для жаренья, тушения, варки на пару и выпечки; достаточную толщину дна и стенок, чтобы предупредить пригорание пищи; форму крышки и плотность ее прилегания, чтобы обеспечить достаточное парообразование, и т.д.

Технологическая обусловленность  — эстетический показатель, характеризующий  соответствие формы товара применяемым  материалам и технологии. Внешние  очертания и пластика формы должны соответствовать свойствам материала. Если для изделий из металла возможны и оправданны жесткие формы с резкими переходами от одной части к другой, то для изделий из стекла и керамики, которые формуют в пластичном состоянии, предпочтительнее плавные линии контура, большие радиусы сопряжения деталей. Пластика формы определяется также и методом изготовления изделий. Например, стеклянные изделия, изготовляемые методом свободного формования, имеют более мягкие, текучие формы, чем прессованные.

Материальная обусловленность  — эстетический показатель, характеризующий  соответствие материала функциональному назначению и условиям потребления товара. Материал, из которого изготовлено изделие, по своим физико-химическим свойствам должен отвечать функциональной задаче: быть гигиеничным, термически устойчивым, иметь оптимальные теплопроводность и теплоемкость. Желательно, чтобы материал отличался декоративностью.

Эргономическая приспособленность, т.е. соответствие эргономическим требованиям, — эстетический показатель, характеризующий  способность формы изделия создавать  максимальные удобства при использовании. Форма сковороды должна обеспечивать удобный захват и удерживание с учетом ее массы с продуктами, удобный захват и удерживание крышки, удобную установку сковороды с крышкой на плиту и в духовой шкаф, легкость вынимания пищи, чистки и мытья, исключать возможность травмирования о ручку, корпус, крышку.

Целостность композиции — комплексный показатель, характеризующий  гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов  формы и согласованность изделия  с ансамблем других товаров. Он включает в себя единичные показатели: организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и декоративность, упорядоченность графических и изобразительных элементов.

Организованность объемно-пространственной структуры — эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Изделия должны быть масштабны человеку, а изделия, функционирующие в интерьере, — масштабны другим изделиям интерьера. В структуре изделия выделяют главные и второстепенные детали. Характер и размеры формы второстепенных деталей надлежит увязывать с характером и размерами формы главных деталей. В пространственно-сложных изделиях следует избегать деталей с самостоятельными композиционными осями. Организованность объемно-пространственной структуры достигается с помощью средств композиции.

Тектоничность — эстетический показатель, характеризующий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала (ясная тектоника, неясная тектоника). Форма любого изделия должна быть тектоничной, т. е. в форме должна отражаться работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, которые являются несущими, должна выражать прочность и возможность выдержать нагрузку. Несомые части должны быть более легкими. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формования. Изделия из пластмасс должны смотреться пластмассовыми, изготовленными как одна деталь. Изделия из дерева требуют склеивания деталей или соединения их другими способами, что также должно отражаться в форме. В любых случаях при нарушении связи конструкция — материал — форма изделие не может быть композиционно целостным.

Пластичность — эстетический показатель, характеризующий взаимопереходы и  связи объемов, плоскостей, элементов  и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульптурная форма с мягкими переходами основных образующих. В пластике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соединение элементов. Необходимо соблюдать закономерности построения сложных поверхностей, чтобы световые блики не располагались хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности формы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.

Колорит и декоративность — эстетические показатели, характеризующие взаимосвязь  цветовых сочетаний и особенности  использования декоративных свойств материалов. Цвет должен быть увязан с назначением и общей композицией формы. Он логически дополняет и завершает всю композицию, подчеркивает особенности объемно-пространственной структуры и тектоники изделий. Посредством цвета можно выделить или ослабить элементы формы, соподчинить и объединить ее элементы, выявить масштабность. Цвет позволяет улучшить не совсем удачные пропорции, обострить или сделать нейтральным характер формы. Так, пластичность формы становится более богатой при использовании цветового нюанса. А форма сложной структуры усиливается цветовым контрастом. Чрезвычайно важным условием целостности и выразительности композиции является цветовая гармония, т.е. такая комбинация цветов, которая производит впечатление единства, согласованности и созвучия, создает нужную образность вещи, раскрывает ее содержание.

Информация о работе Эстетические свойства потребительских товаров и их оценка