Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель работы – изучение эстетических свойств шоколада. Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:
Изучить потребительские свойства товаров;
Изучить эстетические свойства потребительских товаров и методы их оценки;
Изучить состав и основные свойства шоколада;
Провести оценку эстетических свойств шоколада.
Введение 3
Глава 1. Эстетические свойства потребительских товаров 4
1.1. Свойства потребительских товаров 4
1.2. Эстетические свойства потребительских товаров 10
1.3. Оценка эстетических свойств 17
Глава 2. Оценка эстетических свойств шоколада 21
2.1. Состав и методы производства шоколада 21
2.2. Требования к качеству шоколада 26
2.3. Оценка эстетических свойств шоколада 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Применение заменителей какао-масла позволяет снизить затраты, при этом качество изделий не изменяется, а иногда и улучшается. Используя жиры-заменители какао-масла, можно также увеличить срок хранения изделий и предотвратить жировое поседение шоколадных изделий, особенно с высоким содержанием какао тертого. Они придают шоколаду необходимые свойства, такие, как твердость и хрупкость при температуре окружающей среды, блеск, быстрое и достаточное плавление во рту.
Требования к качеству шоколада, предусматриваются нормативной документацией для шоколада и кондитерских изделий. Основным из них является: ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия».
В зависимости от рецептуры и технологии шоколад изгопзплнют: обыкновенный с добавлениями и без добавлений:
Органолептические требования к качеству шоколада представлены в таблице 2.1:
Таблица 2.1 – Органолептические показатели качества шоколада
Шоколад должен иметь твердую консистенцию и однородную структуру (пористый шоколад — ячеистую). Форма шоколадных плиток должна быть правильной, с четким рисунком, без деформации. Поверхность шоколада — блестящая, у орехового и молочного шоколада допускается матовая поверхность. Незначительные дефекты, не портящие внешнего вида шоколада, такие, как крошка, пузырьки, царапины, пятна, проникновение жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность, не являются браковочным признаком. Не допускается поседение шоколада.
Стандартные требования по физико-химическим показателям шоколада указаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Физико-химические показатели качества шоколада
Степень измельчения у десертного шоколада без добавлений должна быть не менее 97%, с добавлениями — не менее 96%. У обыкновенного шоколада степень измельчения ниже, чем у десертного, и должна быть не менее 92%.
Шоколад в виде батонов с начинкой должен содержать не менее 35% начинки; для шоколада, масса нетто которого свыше 50 г, содержание начинки — не менее 20%.
Массовые доли сахара, жира, начинки и влаги в шоколаде должны быть в соответствии с расчетным содержанием по рецептуре с учетом допускаемых отклонений.
Массовая доля общего
сахара (в пересчете на сахарозу)
в диабетическом шоколаде
Влажность шоколада
без добавлений и десертного
с добавлениями не должна
В шоколаде ограничивают
содержание клетчатки: в
Нормируют также содержание добавлений. Целые и дробленые орехи и фрукты должны быть равномерно распределены в шоколадной массе.
Факторы, формирующие качество шоколада: сырье, материалы, технология производства и качество труда.
Сырье и материалы оказывают непосредственное влияние на качество шоколада. Ароматизирующие и вкусовые вещества, заменители сахара, применяемые для изготовления шоколада, должны быть разрешены к применению Министерством здравоохранения.
Качество готового шоколада зависит от уровня автоматизации производства, рецептуры, соблюдения технологического режима, квалификации кадров, управления качеством в течение всего производственного цикла. Внедрение прогрессивных технологий — важное условие повышения качества шоколада.
К факторам, сохраняющим качество продовольственных товаров, относятся: тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.
В соответствии с ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия», к упаковке предъявляют следующие требования:
Маркировка на шоколаде в плитках массой нетто более 50 г, на коробках и пачках с шоколадом должна содержать следующие сведения: наименование продукта; товарный знак изготовителя (при наличии); наименование предприятия-изготовителя и его юридический адрес; состав основных компонентов; массу нетто; дату выработки и дату упаковывания; срок хранения и срок годности; сведения о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта; указание действующего стандарта; информацию о подтверждении соответствия; данные о пищевых добавках, ароматизаторах.
При маркировке шоколада массой менее 50 г не указывается состав основных компонентов, сведения о пищевой и энергетической ценности, дата выработки.
На завернутом диабетическом шоколаде дополнительно указывают: содержание ксилита или сорбита и общего сахара; надпись «Употребляется по назначению врача»; предельную суточную норму потребления ксилита, сорбита — не более 30 г; символ, характеризующий принадлежность продукта к группе диетических изделий.
При транспортировании
и хранении качество шоколада
не остается без изменений,
поэтому надо создавать
Шоколад должен
храниться при температуре не
выше +18° и относительной
Не допускается хранить
шоколад совместно с
Гарантийные сроки хранения шоколада при соответствующих условиях хранения со дня изготовления составляют: 6 мес. - без добавлений, с добавлением спирта, завернутого фасованного; 3 мес. - с добавлениями; с начинками и диабетического, завернутого и фасованного; 4 мес. - без добавлений весового незавернутого; 2 мес. - с добавлениями весового незавернутого; 1 мес. - белого.
Эстетические свойства удовлетворяют эстетические потребности человека, показателями эстетических свойств шоколада служат: внешний (товарный) вид, целостность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Все эти показатели в основном, относятся к упаковке и упаковочным материалам шоколада.
Немаловажное значение
имеют фирменный стиль,
Для проведения оценки эстетических качеств шоколада необходимо сравнить эстетические свойства несколько видов шоколада разных производителей:
На упаковке шоколада с орехами присутствует зеленый цвет, так как он ассоциируется у потребителей с данной добавкой. Кроме того упаковка каждого производителя шоколада имеет свои отличительный черты, что помогает отличать шоколад одного производителя от другого. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что все представленные образцы имеют высокие эстетические свойства: обладают приятным внешним видом, высокой информационной выразительностью и определенными отличительными чертами.
Качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Потребительная стоимость, или потребительская ценность товара, показывает степень удовлетворения конкретных нужд человека своими свойствами. Потребительские свойства товара — это свойства, которые обуславливают его полезность в процессе эксплуатации и потребления.
Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей потребительские свойства и показатели качества подразделяются на группы: по назначению, надежности, эргономическим, эстетическим, экологическим, по безопасности и по другим признакам.
Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.
Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.
Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.
Эстетические свойства подразделяются на следующие группы: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.
Все эти показатели, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.
Шоколад — термин, обозначающий различные виды кондитерских продуктов, изготавливаемых с использованием плодов какао.
Шоколад должен иметь твердую консистенцию и однородную структуру (пористый шоколад — ячеистую). Форма шоколадных плиток должна быть правильной, с четким рисунком, без деформации. Поверхность шоколада — блестящая, у орехового и молочного шоколада допускается матовая поверхность.
Эстетические свойства удовлетворяют эстетические потребности человека, показателями эстетических свойств шоколада служат: внешний (товарный) вид, целостность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения. Все эти показатели в основном, относятся к упаковке и упаковочным материалам шоколада.
Для проведения оценки эстетических качеств шоколада было проведено сравнение эстетических свойств нескольких видов шоколада разных производителей. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что все представленные образцы имели высокие эстетические свойства: обладают приятным внешним видом, высокой информационной выразительностью и определенными отличительными чертами.
Информация о работе Эстетические свойства потребительских товаров и их оценка