Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:50, доклад
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением С улучшением качеста потребительная стоимость продукта повышается.
Особое место в товароведении продовольственных товаров занимает контроль качества, под которым понимают проверку соответствия показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации. Контроль качества в торговле проводят при приемке, хранении и реализации товаров.
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
Классификация тары и упаковки
Семечковые
Косточковые
ЭКСПЕРТИЗА ЦИТРУСОВЫХ ПЛОДОВ
УБТРОПИЧЕСКИЕ ПЛОДЫ
Три основных типа маргарина
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением С улучшением качеста потребительная стоимость продукта повышается.
Особое место в товароведении
продовольственных товаров
Объектом товароведного исследования является средняя проба, т. е. небольшое количество продукта, взятое для определения качества партии товара. Средняя проба по составу должна быть тождественна всей партии, от которой она отобрана. Техника отбора средней пробы указывается в стандартах на методы испытания.
Методы исследования пищевых продуктов по характеру и способам выполнения подразделяют на органолептические и лабораторные.
Органолептические методы исследования
- это исследования свойств и качества
продуктов, которые проводятся с
помощью органов чувств. В процессе
дегустации при помощи вкуса, обоняния,
зрения и осязания определяются такие
показатели качества товара, как вкус,
запах, цвет (окраска), внешний вид, консистенция.
Органы чувств человека реагируют на
свойства продукта лишь в известных
пределах, определяемых так называемым
порогом ощущения. Так, человек ощущает
соленый вкус, если на 10 мл раствора
приходится не менее 0,05 г соли, а
сладкий - при наличии 0,4 г сахара
на тот же объем. Точно так же существуют
пределы восприятия запаха, света, звука.
Органолептический метод
Лабораторные методы. Для выявления пищевого достоинства, химического состава и безвредности пищевых продуктов пользуются физическими, физико-химическими, химическими, биохимическими и микробиологическими методами исследования. Наиболее полную и верную оценку качества пищевых продуктов можно дать только в результате соединения органолептического и лабораторных методов исследования. К достоинствам лабораторных методов следует отнести точность результатов и возможность выражения их в количественных показателях.
Химическими и биохимическими методами пользуются для количественного и качественного определения отдельных веществ химического состава продуктов. Определение Сахаров, кислот, белков, витаминов, минеральных веществ и других составных веществ продуктов производят этими методами. В торговой практике часто пользуются химическими методами исследования при контроле качества пищевых продуктов на их натуральность, доброкачественность и соответствие стандартам.
Физические и физико-химические методы исследования имеют ряд преимуществ перед химическими благодаря своей быстроте и простоте. Этими методами определяют относительную плотность, температуру плавления, застывания и кипения, структурно-механические свойства, оптические показатели при помощи рефрактометрии, колориметрии, поляриметрии и др. Так, колориметрическим методом можно точно определить интенсивность окраски пищевых продуктов; поляриметрическим- содержание сахара в продуктах; рефрактометрическим - наличие сухих веществ в продуктах и т. д.
Микробиологический метод исследования играет важную роль при исследовании пищевых продуктов. Им выявляется степень микробного обсеменения, количество и вид микробов и плесневых грибов в продуктах питания, наличие бактерий, вызывающих отравления и заболевания. Этим методом в конечном итоге определяют пищевую безвредность продуктов.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.
В практике торговли все
товары разделены на два раздела:
продовольственные и
Продовольственные товары
Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.
В торговой сети продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.
Непродовольственные товары
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.
Классификация тары и упаковки
Основными признаками,
по которым классифицируют
По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).
Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.
Транспортная тара представляет
собой самостоятельную
Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.
Использование упаковочного
материала в качестве одного из основных
признаков классификации
Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.
В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.
Семечковые
Эти плоды формируются из завязи и плодоложа. К ним относят яблоки, груши, айву, рябину, боярышник, мушмулу, шиповник. Плод состоит из кожицы и сочной мякоти, внутри которой расположено гнездо с пятью семенными камерами и семенами.
Семечковые являются самой распространенной группой плодов, которые занимают 50% площади, отведенной под плодовые и ягодные насаждения. Они обладают высокой пищевой ценностью благодаря содержанию Сахаров ( до 9%), витаминов (С, В,, В,, РР) и минеральных веществ (0,6%), прекрасными вкусом и ароматом ввиду наличия органических кислот (до 2%), эфирных масел и дубильных веществ. Содержание пектиновых веществ (до 2%) дает возможность использовать семечковые плоды для кондитерского производства.
Яблоки поздних сроков созревания (заготовляемые после 1 сентября), груши и айву делят на I и II помологические группы.
В зависимости
от качества семечковые плоды
делят на следующие товарные
сорта: яблоки и груши ранних
сроков созревания (заготовляемые
до 1 сентября) и айву - на 1-й и 2-й;
яблоки и груши поздних сроков
созревания - на высший, 1, 2 и 3-й
(для промышленной переработки)
Плоды каждого
товарного сорта должны быть
одного помологического сорта
(кроме 3-го сорта), вполне развившимися,
целыми, чистыми, здоровыми, без
посторонних запахов и
Экспертиза качества семечковых
плодов после изучения сопроводительных
документов, внешнего осмотра партии,
отбора выборки и объединенной пробы
предусматривает ее рассортировку
по показателям технических
Семечковые плоды поступают и хранятся в ящиках: яблоки - по 25-30кг, груши - по 20, айва -по 35кг. Плоды упаковывают в тару рядами одного сорта, одного размера, одной степени зрелости. Каждый ряд выстилают бумагой или стружкой. Хранят свежие плоды в общественном питании до 3 дней при температуре 4°С и относительной влажности воздуха 85-90%.
Косточковые
Плоды косточковых - односемянная сочная костянка. К ним относят вишни, черешни, сливы, алычу, терн, чернослив, абрикосы, персики, кизил. Плод состоит из кожицы и мякоти, внутри которой находится косточка с заключенным в ней ядром.
Косточковые
плоды обладают высокими
Косточковые плоды подразделяют на I и II помологические группы и на 1-й и на 2-й сорта, а персики - на высший, 1-й и 2-й сорта.
Плоды каждого
товарного сорта должны быть
одного помологического сорта,
типичными для него формы и
окраски, вполне развитыми,
Косточковые плоды
упаковывают в ящики-лотки или
решетчатые ящики: вишни,
Экспертиза качества косточковых
плодов. После проверки сопроводительных
документов, внешнего осмотра партии
плодов, отбора проб производится рассортировка
объединенной пробы по показателям
стандарта. В первую очередь определяют
наличие в партии загнивших и
зеленых плодов, отсортированные
плоды взвешивают, определяют процентное
содержание и распространяют на всю
партию. В оставшейся части объединенной
пробы определяют внешний вид, зрелость,
размеры по наибольшему поперечному
диаметру, допустимые отклонения: содержание
плодов без плодоножки, с зажившими
и свежими механическими