Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать полную товароведную характеристику керамических чайников и провести оценку качества по органолептическим и физико – химическим методом керамической посуды .
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть основные сведения керамических чайников и сфере их назначения;
- рассмотреть классификацию и ассортимент керамических чайников;
- рассмотреть потребительские свойства керамических чайников;
- провести оценку качества;
- охарактеризовать маркировку и условия хранения керамической посуды;
Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1Общая характеристика керамической посуды 6
1.2Технология производства керамической посуды 7
1.3 Классификация и ассортимент керамической посуды 11
1.4 Требования к качеству керамической посуды 14
1.5Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамической посуды 16
2 Практическая часть 17
2.1 Правило приёмки и методы отбора проб керамической посуды 17
2.2 Органолептические показатели керамической посуды, на примере чайников заварочных 19
2.3 Физика – химические показатели керамической посуды, на примере чайников заварочных
2.4 Маркировка и упаковка керамической посуды , на примере чайников заварочных
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
1 Теоретическая часть
1.1Общая характеристика
1.2Технология производства керамической
посуды
1.3 Классификация и ассортимент керамической посуды 11
1.4 Требования к качеству
1.5Маркировка, упаковка, транспортирование
и хранение керамической посуды
2 Практическая часть
2.1 Правило приёмки и методы
отбора проб керамической
2.2 Органолептические
показатели керамической
2.3 Физика – химические
показатели керамической
2.4 Маркировка и упаковка керамической посуды , на примере чайников заварочных
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Производство керамических изделий – посуды и хозяйственной утвари является, пожалуй наиболее древним занятием человека, именно по характеру черепков, найденных в местах древних поселений археологи определяют их принадлежность к той или иной культуре.
История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.
В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости для хранения продуктов. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины.
При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.
Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.
Несмотря на свою древность, керамика находит свое применение и в 21 веке, при этом наибольшая часть объема производства приходится на керамическую посуду.
Цель курсовой работы - дать полную товароведную характеристику керамических чайников и провести оценку качества по органолептическим и физико – химическим методом керамической посуды .
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть основные сведения керамических чайников и сфере их назначения;
- рассмотреть классификацию и ассортимент керамических чайников;
- рассмотреть потребительские свойства керамических чайников;
- провести оценку качества;
- охарактеризовать маркировку
и условия хранения керамическо
1Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика керамической посуды
Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Основными свойствами керамических изделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.
Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическая устойчивость.
Белизна - способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или с помощью спектрофотометра.
Блеск глазури - способность поверхности изделия зеркально отражать свет – определяется составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе глазури оксидов калия, бария, свинца повышает блеск, а дефекты глазури – наколы, оспины – снижают его.
Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как: имеет плотный спекшийся черепок.
Механическая прочность является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделия. Удельная механическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия.
Твердость глазурного слоя по минералогический шкале Мооса для фарфора составляет 6,5-7,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу).
Фарфоровые глазури являются твердыми , майоликовые — мягкими.
Пористость определяют методом водопоглощения, которая у фарфора составляет 0,01-0,2 %.
Термическая стойкость
характеризует способность
Скорость распространения звуковых волн у фарфоровых изделий высокая выше, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю, фарфоровые изделия издают высокий звук.
Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, применяемых для бытовых фарфоровых изделий должна быть высокой, так как при обработке слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или при нагревание до 60—65 °С они не должны разрушаться.
1.2 Технология производства керамической посуды
Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.
Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.
Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.
Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие красножгущиеся глины.
Каолин – наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.
Отощающими материалами являются кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий при сушке.
Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся полевой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.
Глазуреобразующие материалы (глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные.
Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке керамических изделий. По характеру применения керамические краски подразделяют на подглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски наносят на неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.
Надглазурные — наносят на черепок, покрытый глазурью, закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850 °С.
Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания.
Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм - (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24—26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.
Способ литья из жидкой массы — шликера влажностью 30-35 % гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим способами.
Сушка способствует повышению прочности керамических изделий , сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70—90 ºС.
Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.
Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый
обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950 °С , а второй (политой) — при температуре 1320-1380 °С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны периодического действия).
Декорирование изделий
является завершающей стадией
Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента от 4 до 10 мм).
Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
Крытьё различают следующих видов:
- сплошное — все изделие покрыто равномерным слоем краски;
- полукрытьё — изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше,
- нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия;