Керамическая посуда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать полную товароведную характеристику керамических чайников и провести оценку качества по органолептическим и физико – химическим методом керамической посуды .
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть основные сведения керамических чайников и сфере их назначения;
- рассмотреть классификацию и ассортимент керамических чайников;
- рассмотреть потребительские свойства керамических чайников;
- провести оценку качества;
- охарактеризовать маркировку и условия хранения керамической посуды;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретическая часть 6
1.1Общая характеристика керамической посуды 6
1.2Технология производства керамической посуды 7
1.3 Классификация и ассортимент керамической посуды 11
1.4 Требования к качеству керамической посуды 14
1.5Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамической посуды 16
2 Практическая часть 17
2.1 Правило приёмки и методы отбора проб керамической посуды 17
2.2 Органолептические показатели керамической посуды, на примере чайников заварочных 19
2.3 Физика – химические показатели керамической посуды, на примере чайников заварочных
2.4 Маркировка и упаковка керамической посуды , на примере чайников заварочных
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Копия Рамки.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

- крытье с прочисткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка;

- крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.   

Печать наносят на изделие с печатного оттиска  на бумаге, при этом получают графический  однокрасочный рисунок, который  обычно раскрашивают одной или более  красками.

Штамп представляет собой  наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.

Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.

Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.

Живописные работы выполняют кисточкой  или пером ручным способом. В зависимости  от сложности живопись бывает простой  и высокохудожественной.

Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.  

Рисунки в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом.

Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно.

Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены.

Изделия 1-го сорта маркируются  красной краской, 2-го – синей, 3-го – зеленой.

 

        1.3 Классификация и ассортимент керамической посуды

 

Все керамические товары делят на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия грубой керамики имеют неоднородную структуру черепка, различаемую невооруженным взглядом, кроме этого черепок имеет естественную окраску от желтых до коричневых тонов.

Для изделий тонкой керамики характерен спекшийся мелкопористый черепок, с однородной, плотной структурой.

Изделия тонкой керамики включают две  группы:

1- изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия);

2 - изделия с пористым черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).

Твердый фарфор характеризуется высокой  механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых  веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца.

Мягкий фарфор имеет  высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность.

Массы, применяемые в  производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца.

Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

Костяной фарфор изготавливают  из массы, в состав которой кроме  обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической прочностью.

Применяется для изготовления сувенирной посуды.

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как  не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной  твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

Тонкокаменные изделия  имеют окраску, зависящую от природных  свойств глины (светло- серая, кремовая). Эти изделия обладают высокой термической устойчивостью. Изготавливают химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.

Фаянс имеет, белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9—12%. Фаянсовые изделия  докрывают легкоплавкой глазурью. В  состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2—5% полевого шпата.

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают  цветной глазурью.

Полуфарфор по своим  свойствам занимает среднее положение  между фарфором и фаянсом и  в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения.

Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

Керамические изделия  подразделяются на посуду и художественно-декоративные изделия. В свою очередь посуда может быть столового, чайного и кофейного назначения.

Фарфоровые изделия  по толщине стенки делят на обыкновенные с толщиной стенки 2,5 (чашка) — 4 мм и тонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.

В зависимости от размера  керамические изделия делят на мелкие и крупные.

 По форме изделия делят на полые и плоские.

К плоским относятся: блюдца, блюда, тарелки, селедочницы и

другие;

к полым относится: бокалы, чашки, кружки, пиалы , чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.

В зависимости от наличия  глазурного слоя различают фарфоровые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).

По комплектности различают  посуду штучную (одиночную), парную (чашки  с блюдцами), в виде наборов, комплектов, сервизов и гарнитуров.

Наборы – совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок  разного размера.

Комплект – несколько  видов посуды одного назначения, например подарочный комплект из чашки с блюдцем  и тарелки.

Прибор – это набор  или комплект для индивидуального  пользования.

Сервизы – чайные, кофейные, столовые – включают обязательные виды посуды для определенного числа человек.

Гарнитуры – представляют собой совокупность сервизов, наборов  или комплектов, объединенных единым стилевым решением.

Среди внегрупповых изделий  имеются сервизы и гарнитуры  расширенной комплектации. Составы  комплектующих изделий предусмотрены прейскурантом.

По комплектности изделия  бывают штучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции  и формы.

 

1.4 Требования к качеству керамической посуды

 

Основные стандарты, регламентирующие качество керамических бытовых товаров, следующие. Требования к качеству рассматриваются  на примере изделий из фарфора  и фаянса.

Действующие стандарты  предъявляет к фарфоровым изделиям ряд требований, основными из которых являются требования безопасности. К показателям безопасности относят: возможное выделение свинца и кадмия и кислотостойкость черепка. Именно по этим показателям проводится обязательная сертификация.

ГОСТ 28390-89 «Технические условия» нормирует требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям (белизна; просвечиваемость; термостойкость; механическая прочность; водопоглощение; устойчивость на горизонтальной поверхности; соответствие форме). У изделий, предназначенных для выливания жидкости, конструкция не должна допускать разбрызгиваний и подтеканий; крышки изделий не должны падать до полного выливания жидкости из них.

Дефекты внешнего вида подразделяются на дефекты черепка, глазури и  дефекты декорирования.

К дефектам черепка и глазури относят:

- деформацию — искажение формы и размера изделия;

- цек — мельчайшая сетка трещин на глазурном слое;

- осевое смещение деталей;

- подрыв приставных деталей;

- трещины (заглазурованные и незаглазурованные);

- потеки глазури;

- наколы — точечные углубления на поверхности глазури;

- плешины — участки на поверхности изделий, не покрытые глазурью;

- засорки — инородные включения (подглазурные и над-глазурные; царапающие);

- мушки и выплавки — темно-серые или темно-коричневые точки или пятна (образуются примесями соединений железа);

- задувки — участки серо-коричнев ого цвета (от прямого воздействия пламени и золы);

- пузыри и прыщи (вызваны запоздалым выделение газов);

- выбоины, щербины, сколы;

- следы от снятия засорки.

Группа дефектов декорирования  включает такие виды:

- сборку деколи;

- разрыв красок;

- недожог и пережог красок и деколи;

- отслоения краски и деколи;

- царапины на рисунке;

- помарки золотом или краской;

- вскипание краски.

Дефекты данной группы обычно допустимы при условии, что они не портят товарного вида изделия.

Изделия из фаянса могут  иметь следующие специфические  дефекты:

- сухость глазури — шероховатая, матовая поверхность отдельных участков изделия;

- летелый край — отсутствие глазури на небольших участках изделия, характеризуемые резкими не оплавленными границами отскока глазури;

- следы от кассет, полозков, крестиков — наблюдаются данные дефекты на ребрах или оборотной стороне изделий.

В соответствии с действующими стандартами керамическая посуда подразделяется на два сорта — 1-й и 2-й.

  1.5 Маркировка,  упаковка, транспортирование и хранение керамической посуды

 

Каждое фарфоровое и  фаянсовое изделие маркируют  товарным знаком, который наносят  на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким.

При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки  из картона, бумаги и комбинированных  материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный , термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).

Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх  дном помещают на блюдце с лицевой  стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребтельскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки. 

Посуду транспортируют всеми видами транспорта. В основном посуду перевозят в железнодорожных  вагонах и контейнерах, пол которых  выстилают древесной стружкой равномерным  и плотным слоем. Ряды пакетов  тоже прокладывают стружкой. На контейнерах и железнодорожных вагонах завод - изготовитель должен сделать надпись «Осторожно стекло».

Фарфоровые и фаянсовые  изделия хранят в закрытых сухих  помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, легкие  - на верхних. Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук).

2 Практическая часть

 

2.1 Правило приёмки  и методы отбора проб  керамической  посуды

 

Изделия принимают партиями. За партию принимают количества изделий, изготовленных из одного материала при неизменном технологическом режиме      ( но не более 35000 шт. ) и сопровождаемое документом о качестве. Комплектные изделия принимаются поштучно.

Объём выборки следует  устанавливать в зависимости  от объема контролируемый партии или потока продукции.

Метод случайного отбора единиц продукции в выборку зависит  от способа представления продукции  на контроль.

Партия продукции , представленной на контроль , должна быть однородной, чтобы внутри ее, по возможности ,исключалось продукция, изготовленная из различных партий сырья и материалов, в различных производственных условиях и т.д.

Если на контроль будут  представлены недостаточно однородные парии, то их следует подразделить на однородные части.

Информация о работе Керамическая посуда