Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:31, дипломная работа
Керамическими бытовыми товарами, или бытовой керамикой, называют изделия культурно-бытового назначения из глинистых материалов с различными минеральными добавками, обожженные до камневидного состояния. Для улучшения потребительных свойств керамические изделия в большинстве случаев покрывают тонким (0,1—0,3 мм) стекловидным слоем — глазурью. К керамическим относят изделия, получаемые из глинистых веществ.
В настоящее время основу фарфоровой и фаянсовой промышленности составляют мощные современные заводы. На смену ручному формированию изделий пришли автоматы и полуавтоматы.
Введение
Глава 1 «Товароведно- коммерческая характеристика бытовых керамических изделий.»
1.1 Сырьё для изготовления керамических изделий
1.2 Производство фарфоровых и фаянсовых изделий
1.3 Отличительные признаки фарфора и фаянса
1.4 Декорирование керамических изделий
1.5 Классификация и ассортимент керамического товара
1.6 Ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды
1.7 Ассортимент майоликовых изделий
1.8 Ассортимент изделий из полуфарфора
1.9 Гончарные изделия
Выводы
Глава 2 «Экспертиза бытовых керамических изделий»
Упаковка
Маркировка
Транспортировка
Хранение керамических товаров
Оценка качества керамических товаров
Выводы
Заключение
Примечания
Список источников информации
Важнейшие физико-механические и химические свойства керамики, определяющие потребительную ценность изделий, обусловлены особенностями ее состава и строения.
Классический состав массы твердого фарфора включают: 50% глинистых веществ (в основном каолина), 25% полевого шпата, 25% кварца. Твердый фарфор получают из массы, содержащей 50% глины и каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. Это классический состав, который может быть изменен в зависимости от вида исходных материалов. Наиболее рациональный состав твердого фарфора — 55% глинистых веществ и по 22,5% кварца и полевого шпата. Особенностью твердого фарфора является малое содержание оснований и повышенное количество глинозема.
Для получения плотного спекшегося черепка твердый фарфор обжигают при повышенной температуре —1350—1400°С.
Для твердого фарфора коэффициент
кислотности равен 1,1—1,3, по мере перехода
к мягкому фарфору он возрастает
до 1,68—1,75. С повышением коэффициента
кислотности увеличивается
Твердый фарфор характеризуется
повышенным содержанием в массе
каолина и глины, что придает
ему высокую белизну, обусловливает
образование кристаллической
Для мягкого полевошпатового фарфора содержание глинистых компонентов уменьшают на 5—8%, увеличивая соответственно количество вводимого полевого шпата. Мягкий костяной фарфор имеет в массе вместо полевого шпата 43—50% костяной муки. Глазурь для фарфора во всех случаях тугоплавкая, полевошпатовая.
В массе для получения мягкого фарфора содержится больше плавней и меньше глины и каолина. При увеличении в массе плавней количество стекловидной фазы в черепке возрастает и повышается и просвечиваемость. Масса для получения мягкого фарфора содержит 25—30% каолина и глины, 20—45% кварца и 30—36% полевого шпата. Иногда добавляют 1,5—2,5% мела и 1,2—4,0% окиси цинка.
Кристаллическая фаза (высокая прочность)- незначительна. Прочность и термическая стойкость мягкий фарфор - ниже. Обжиг его ведут при более низкой температуре — 1250—1300°С.
Разновидностями мягкого фарфора являются фриттовый, костяной, бисквитный и др.
Фриттовый фарфор получают из массы, не содержащей кварц, полевой шпат и пластичные материалы. Состав его: 75—80% фритты, 17% мела и около 8% отмученного мергеля. Фритта — это тонкоизмельченный сплав песка, гипса, соды, поваренной соли, калийной селитры и аммиачных квасцов. Этот фарфор занимает промежуточное положение между твердым фарфором и стеклом. Для придания пластичности при формовании в смесь добавляют специальные клеящие вещества. Фриттовый фарфор не получил широкого распространения ввиду сложности производства быстрым размягчением черепка, малой термической стойкости и высокой стоимости(деформация изделия). Трудности производства обусловлены быстрым размягчением черепка, что приводит к деформации изделий. Для глазурования применяют легкоплавкую глазурь. Краски, наносимые на такие изделия, сплавляются с глазурью и имеют высокий блеск и красивые тона.
В состав костяного фарфора входит от 20 до 60% костяной муки, каолина 20-45%, иногда частично заменяют пластичной беложгущейся глиной.
По свойствам этот фарфор занимает промежуточное место между твердым и фриттовым фарфором. Обжиг проводят до полного спекания черепка. Особенностью костяного фарфора является высокая просвечиваемость. Для глазурования используют боросвинцовую фриттованную глазурь.
Бисквитный фарфор не покрывают глазурью, имеет мягкий матовый блеск. Состав: глинистые материалы (33—36%), кварц (45%) и фритты (24%) или без нее.
Для получения фарфоровых изделий с высокой прочностью, малым термическим расширением и хорошей термостойкостью в состав массы вводят корунд, тальк, циркон, окись бериллия и др. Свойства изделий взаимосвязаны: повышение одного из показателей свойств часто приводит к снижению или повышению других, например, повышение просвечиваемости черепка сопровождается понижением механической прочности.
1.3 Отличительные признаки фарфора и фаянса
Фарфор — это особый вид керамики (то есть изделий из глины с особыми добавками, прошедшей обжиг), обладающий рядом замечательных свойств (рис 1.). Прежде всего, фарфор непроницаем для жидкостей и газов, что даёт возможность производить фарфоровую посуду. Он обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью и электроизоляционными свойствами.
Фарфор применяют не только для изготовления высококачественной посуды и художественно-декоративных изделий, но также и при создании санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и прочих утилитарных предметов.
Плотность фарфоровых изделий больше фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса — пористый.
Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях.
Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса — белый с желтоватым, сероватым оттенком.
При ударе о край
фарфоровые изделия издают
Термостойкость глазури
фарфора выдерживает резкие колебания
температур без растрескивания. Глазурь
фаянса имеет более низкие пределы
термостойкости, может быть растрескивание
глазури при высокой
Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса. Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы. Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветной глазурью. Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.
Фаянсовая посуда (рис 2) относится к разряду керамической посуды. Само слово фаянс произошло от названия города Фаэнца в Италии, где активно выпускалась керамическая посуда разных видов.
Черепок (обожжённая масса для изготовления изделий) фаянса характеризуется такими качествами как мелкопористость, хрупкость, плотность. Фаянсовая посуда внутри, как правило, белого цвета, снаружи покрыта бесцветной или цветной глазурью.
В состав всей фаянсовой посуды обязательно входят такие вещества как огнеупорная белая глина и кварц.
Отличительные признаки
Фаянсовая посуда отличается от фарфоровой более низкой степенью белизны, меньшей прочностью, большей толщиной стенок, а также плавностью форм готовых изделий.
Фаянсовая посуда не может хранить тепло пищи так же долго, как фарфоровая.
Фаянсовая посуда не выдерживает высокие температуры, в отличие от изделий из толстого фарфора. Фарфоровую посуду можно мыть в горячей воде, а у фаянсовой в таком случае может потрескаться вся эмаль.
Чтобы различить фаянсовую и фарфоровую посуду, надо постучать по краю тарелки. Фарфоровая - издаст отчётливый длительный гул, в то время как фаянсовая отзовётся глухим звуком.
Но, несмотря на преимущества фарфоровой посуды, спрос на фаянсовые изделия не падает и множество кружек и тарелок, продаваемых сегодня в России, изготовлено именно из фаянса.
1.4 Декорирование керамических изделий
Керамические изделия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра и т.д.
Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, 1 лента — полосы, которые наносят золотом или краской (усик — 1 мм, отводка — 1—3 мм, лента — более 3 мм). (рис 3)
Живопись. Живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти. (рис 4)
Крытье. Изделия покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее, с прочисткой. Крытье сплошное — все изделие покрывается равномерно краской; полукрытье — поверхность изделия закрашена полоской шириной до 20 мм и более. При нисходящем крытье делают постепенный переход от сплошного слоя краски на нет. Крытье с прочисткой — в сплошном крытье оставляют не закрашенные участки различных форм. (рис 5)
Печать — графический, преимущественно однокрасочный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек. (рис 6)
Трафарет — рисунок наносят с помощью пульверизатора через трафарет. При использовании одного трафарета рисунок одноцветный, нескольких трафаретов — многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены. (рис 7)
Штамп — однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.(рис 8)
Декалькомания (деколь) — однокрасочный или многокрасочный рисунок; наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати — одноцветным контуром. (рис 9)
Шелкографию широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки. (рис 10)
Фотокерамика — украшение в виде портретов, пейзажей, перенесенное на изделие с фотопластинок. (рис 11)
Дополнительные виды дорисовок
украшений: пестрение — частичная
разрисовка рисунка краской или
золотом для подчеркивания
Арабеска — узкий бортовой орнамент краской или золотом, нанесенный от руки. (рис 12)
Блики — рельефные мазки бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.
В зависимости от характера расположения на изделиях рисунки подразделяют на букет, раскидные, бортовые и сплошные. Букет состоит из лепков или рисунков до трех включительно; раскидные — из лепков или рисунков от пяти и более; бортовые — чаще всего по борту изделия орнаментальное непрерывное украшение. Все рисунки наносят на изделие как отдельно, так и в различном сочетании. Рисунки на керамике делят на группы в зависимости от сложности. Изделия из фарфора и фаянса без разделок называются «белье».
1.5 Классификация и ассортимент керамического товара
Керамические бытовые товары классифицируют по виду керамики, способу формования, виду декорирования, форме, размеру и комплектности.
В качестве базовой классификации
можно рассматривать
Посуда подразделяется на подгруппы:
• столовую — для подачи пищи (салатники, селедочницы, блюда), для принятия пищи (тарелки глубокие, мелкие пирожковые, для вторых блюд, подставные);
• чайную (чайники заварочные и доливные; молочники; сливочники; вазы для фруктов, варенья; конфетницы; чашки; блюдца; тарелки десертные; розетки);
• кофейную;
• прочие изделия (полоскательницы, пепельницы, салфетницы).
В художественно-декоративных
изделиях различают декоративно-
Изделия из фаянса представлены столовой посудой для подачи пищи и напитков и для принятия пищи и напитков. К основным видам этой посуды относят: тарелки, миски, наборы для пельменей и вареников и т. п.
Из полуфарфора изготовляют
столовую посуду, хозяйственную посуду
и декоративно-утилитарные
Изделия из майолики подразделяются
на декоративно-утилитарные и
Для изделий из гончарной керамики принято выделять три подгруппы: кухонную посуду; хозяйственную посуду и художественно-декоративные изделия.
1.6 Ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды
Фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам.
По назначению фарфорово-фаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).
Виды посуды весьма разнообразны. Так, к чайной посуде относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц. В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.