Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 10:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности Дубровенского райпо на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• дать организационно - экономическую характеристику райпо;
• выявить сильные и слабые стороны организации;
• проанализировать основные факторы конкурентоспособности райпо;
• определить основные направления повышения конкурентоспособности организации;
• оценить эффективность использования трудовых ресурсов
Введение
1. Конкурентоспособность товара, ее основные параметры и методы изучения
2. Организационно-экономическая характеристика Дубровенского райпо, оценка его сильных и слабых сторон
3. Оценка конкурентоспособности продукции, товара Дубровенского райпо
4. Пути повышения конкурентоспособности продукции (товара) Дубровенского райпо
Заключение
Список использованной литературы
Содержание |
|
Введение |
|
1. Конкурентоспособность товара, ее основные параметры и методы изучения |
|
2. Организационно-экономическая |
|
3. Оценка конкурентоспособности продукции, товара Дубровенского райпо |
|
4. Пути повышения |
|
Заключение |
|
Список использованной литературы |
|
Приложения |
Введение
Одним из основных условий эффективного функционирования организации в условиях рынка является обеспечение его конкурентоспособности. Понятие "конкурентоспособность организации" включает комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на потребительском рынке.
Потребительская кооперация, как многоотраслевая система, сможет выиграть в конкурентной борьбе с вновь образующимися хозяйственными субъектами при условии высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости собственных организаций и предприятий. Конкуренция представляет собой совокупность процессов, в основе которых лежит стремление отдельных предприятий улучшить или стабилизировать свое положение на рынке.
Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с продукцией конкурентов при реализации.
Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности Дубровенского райпо на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования является Дубровенское райпо Витебского ОПС.
Предметом исследования являются конкурентоспособность товара.
Основой выполнения работы являются:
Данная курсовая работа состоит из 4 частей: 1 часть – Конкурентоспособность товара: современные методы оценки, в которой содержатся теоретические основы данной темы; 2 часть – организационно - экономическая характеристика Дубровенского райпо, в которой дается краткая характеристика основных экономических показателей райпо; 3 часть – анализ основных факторов конкурентоспособности Дубровенского райпо, в которой проводится факторный анализ конкурентоспособности Дубровенского райпо; 4 часть – основные направления повышения конкурентоспособности товаров Дубровенского райпо.
Данная курсовая работа содержит 43 страницы печатного текста, 9 таблиц, 3 рисунка, 22 литературных источника и 21 приложение.
1. Конкурентоспособность товара, ее основные параметры и методы изучения
Формирование рыночной экономики предполагает наличие конкуренции между отдельными отраслями, организациями и предприятиями базирующимися на разных формах собственности.
Конкуренция — одна из главных черт рыночного метода хозяйствования. Она создает условия для самореализации личности в экономической среде путем разработки конкурентоспособных товаров и услуг.
С точки зрения рынка конкуренция представляет собой ряд экономических и организационных условий соперничества старого с новым, приносящим очевидные преимущества в издержках производства и качестве. Конкуренция проявляется в противоборстве производителей за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое через увеличение доли отдельного товаропроизводителя на рынке. Для успешного противоборства необходимо не только выпускать высококачественную продукцию, но и постоянно повышать технический уровень производства. Прибыль можно увеличить как за счет новой, ранее не производимой продукции, так и путем модернизации ее производства.
Количество и удельный вес производителей на рынке позволяют классифицировать конкуренцию и выделить следующие ее виды: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Различают три вида конкуренции:
Для оценка конкурентоспособности продукта необходимо применить сравнительную по принципу «лучше - хуже», а чаше всего относительную характеристику. С одной стороны, сравнения могут быть парными и множественными, а с другой – индивидуальными и комплексными (многофакторными). Характеристика вариантов сравнительных оценок дана ниже. К множественному сравнению можно отнести ранжирование.
Таблица 1.1 | ||
Варианты сравнительных оценок | ||
Сравнение по числу признаков |
Сравнение по числу объектов | |
| Парное |
Множественное |
Индивидуальное |
Два объекта по одному признаку |
Один с несколькими по одному признаку |
Комплексное (многофакторное) |
Два объекта по нескольким признакам |
Один с несколькими по нескольким признакам |
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя). Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. То есть конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Она определяется рядом факторов, важнейшие из которых — издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
К важнейшим факторам конкурентоспособности следует отнести:
Таким образом, чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более, благоприятные предпосылки оно имеет для успешной деятельности.
При оценке степени конкурентоспособности учитываются следующие аспекты:
Хозяйство будет конкурентоспособным на рынке сбыта, если его товар обеспечивает рентабельность 20 % и выше.
При оценке конкурентоспособности могут учитываться следующие модели экономического развития:
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически (рис. 1), в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.
Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить — невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.
Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления. Как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становился решающим, хотя новый товар продавался по существенно более высокой цене.
Рис 1. Типовая схема оценки конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис. 2).
Рис. 2. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или высококонкурентный товар.
Комплексный маркетинговый анализ конкурентов позволяет также выявить и перенять у них передовые методы управления производством и сбытом товаров. Это направление реализуется в так называемом бенчмаркинге (англ. benclimarkiiig), основное назначение которого — постоянное исследование наилучшей практики и ее применение с целью повышения конкурентоспособности организации. [7, с. 186]
Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации, которую можно разделить на две группы: количественную, или формальную, и качественную.
Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о следующих аспектах деятельности конкурентов: