Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 10:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности Дубровенского райпо на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• дать организационно - экономическую характеристику райпо;
• выявить сильные и слабые стороны организации;
• проанализировать основные факторы конкурентоспособности райпо;
• определить основные направления повышения конкурентоспособности организации;
• оценить эффективность использования трудовых ресурсов
Введение
1. Конкурентоспособность товара, ее основные параметры и методы изучения
2. Организационно-экономическая характеристика Дубровенского райпо, оценка его сильных и слабых сторон
3. Оценка конкурентоспособности продукции, товара Дубровенского райпо
4. Пути повышения конкурентоспособности продукции (товара) Дубровенского райпо
Заключение
Список использованной литературы
Из данных таблицы 2.4, можно судить о путях формирования прибыли в период от 2004 по 2006 года. Прибыль от операционных доходов и расходов деятельности райпо в 2004 году составила 16,0 млн.р., а в 2005 году прибыль организации по данной статье составил 64,0 млн.р., в 2006 году организация сработала более эффективно и прибыль составила 87,0 млн.р., а удельный вес в прибыли за отчетный период на 2006 год по сравнению с 2005 снизился на 1,92% и составил 39,37%. Что касается прибыли от внереализационных доходов и расходов, то она снизилась в 2006 году по сравнению с 2005 на 71,43% Это говорит о том, что райпо внереализационные доходы и расходы по данным операциям стали использовать менее рационально. Говоря о прибыли отчетного периода, мы видим, что в 2004году она составляла 243,00 млн. р., а в 2005 году она составила 155 млн. р. В 2006 году по сравнению с 2005 годом прибыль за отчетный период увеличилась на 42,58%, что в сумме составило 66 млн.р. Судя по данным таблицы, прибыль организации не так уж велика, поэтому следует уделить внимание тем видам деятельности, где райпо в силах получить максимальную прибыль и пересмотреть свое отношение к нерентабельным видам деятельности.
Для более точного подтверждения рентабельности Дубровенского райпо определим основные показатели рентабельности данной организации и отобразим их в таблице 2.5.
Так как рентабельность организации показывает, на сколько эффективно оно сработало в за данный период времени.
Таблица 2.5. | |||||
Показатели рентабельности Дубровенского райпо за 2004-2006гг. | |||||
млн.руб. | |||||
Показатели |
годы |
Изменение, % (+,-) | |||
2004 |
2005 |
2006 |
2006 к 2005 |
2006 к 2004 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Итоговая рентабельность, % |
1,77 |
0,90 |
1,05 |
0,15 |
-0,71 |
2.Рентабельность продаж, % |
0,93 |
-0,07 |
0,33 |
0,40 |
-0,60 |
3.Рентабельность трудовых ресурсов, % |
|||||
по прибыли за отчетный период |
19,38 |
8,35 |
10,29 |
1,94 |
-9,08 |
по чистой прибыли |
10,68 |
4,85 |
5,03 |
0,18 |
-5,65 |
4.Рентабельность капитала, % |
|||||
по прибыли за отчетный период |
6,35 |
3,52 |
4,10 |
0,59 |
-2,25 |
по чистой прибыли |
3,50 |
2,04 |
2,01 |
-0,04 |
-1,50 |
5.Рентабельность основного капитала, % |
|||||
по прибыли за отчетный период |
10,69 |
6,86 |
8,63 |
1,76 |
-2,06 |
по чистой прибыли |
5,90 |
3,99 |
4,22 |
0,23 |
-1,68 |
6.Рентабельность оборотного капитала, % |
|||||
по прибыли за отчетный период |
15,66 |
7,21 |
7,82 |
0,62 |
-7,84 |
по чистой прибыли |
8,63 |
4,18 |
3,82 |
-0,36 |
-4,81 |
7.Рентабельность расходов на реализацию, % |
5,72 |
-0,41 |
1,92 |
2,34 |
-3,80 |
8.Рентабельность |
|||||
по прибыли за отчетный период |
4,78 |
2,47 |
2,93 |
0,46 |
-1,85 |
по чистой прибыли |
2,63852 |
1,4366 |
1,43358 |
0,00 |
-1,20 |
9.Прибыль за отчетный период |
243 |
155 |
221 |
142,58 |
90,95 |
10.Прибыль от торговой деятельности |
112 |
-11 |
59 |
-536,36 |
52,68 |
11.Чистая прибыль |
134 |
90 |
108 |
120,00 |
80,60 |
12.Фонд заработной платы |
1254,1 |
1855,8 |
2147,1 |
115,70 |
171,21 |
13.Среднегодовая стоимость капитала, в том числе: |
3824,5 |
4409 |
5386,5 |
122,17 |
140,84 |
13.1основного |
2272,5 |
2258 |
2561 |
113,42 |
112,70 |
13.2оборотного |
1552 |
2151 |
2825,5 |
131,36 |
182,06 |
14.Расходы на реализацию |
1957 |
2660 |
3068 |
115,34 |
156,77 |
15.Среднегодовая стоимость экономических ресурсов |
5078,6 |
6264,8 |
7533,6 |
120,25 |
148,34 |
16.Розничный товарооборот |
12089 |
14954 |
18103 |
121,06 |
149,75 |
17.Совокупный объем деятельности |
13737 |
17225 |
20951 |
121,63 |
152,52 |
На основе показателей рентабельности можно сделать выводы о том, что Дубровенское райпо в 2006 году сработало нерентабельно по сравнению с 2004 годом на 0,71 %, а по сравнению с 2005 годом рентабельность увеличлась на 0,15% и составила 1,05%. Если рассматривать отдельно некоторые виды рентабельности, то рентабельность продаж - это отношение прибыли от хозяйственной деятельности к товарообороту, и можно судить о том, что данная рентабельность к 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 0,40% и составила 0,33%, что говорит об уменьшении расходов. Говоря о рентабельности капитала по прибыли за отчетный период, в 2006 году по сравнению с 2005 она увеличилась на 0,59% и составила 4,10% и соответственно рентабельность капитала по чистой прибыли уменьшилась на -0,04% и составила 2,01%; а по сравнению с 2004 годом по прибыли за отчетный период снизилась на -2,25% и, соответственно, рентабельность капитала по чистой прибыли так же снизилась на 1,50%.
Оценку финансового состояния организации можно также дать на основании таких показателей как: коэффициент абсолютной, текущей, промежуточной ликвидности, а также на основании коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, расчет которых представлен в таблице 2.6
Таблица 2.6 | |||||
Показатели оценки финансового состояния Дубровенского райпо за 2005-2006 г.г. | |||||
Показатели |
Значения |
Минимально допустимые значения |
Отклонение от оптимального значения | ||
На 1.01.2005г. |
На 1.01.2006г. |
На 1.01.2005г. |
На 1.01.2006г. | ||
1.Коэффициент абсолютной |
0,12 |
0,10 |
0,05 |
-0,07 |
-0,05 |
2.Коэффициент текущей |
0,22 |
0,18 |
1,5 |
1,28 |
1,32 |
3.Коэффициент промежуточной ликвидности |
0,93 |
0,96 |
1 |
0,07 |
0,04 |
4.Коэффициент обеспеченности |
10,28 |
11,34 |
0,1 |
-10,18 |
-11,24 |
Исходя из полученных коэффициентов, следует, что коэффициент абсолютной ликвидности превысил минимально допустимый размер на 0,07в 2005 году и составил 0,12; а в 2006 году составил 0,10; что на 0,05 выше минимального размера
Коэффициент текущей ликвидности показывает несостоятельность райпо по ликвидации своих краткосрочных обязательств и, судя по коэффициенту эти обязательства, будут долго тяготить организацию. В 2005 году коэффициент текущей ликвидности составил 0,22, а в 2006 году – 0,18.
Коэффициент промежуточной ликвидности в 2005 году составил 0,93, а в 2006 – 0,96 и практически приблизился к минимально допустимому размеру.
Если судить по коэффициенту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, то в 2005 году он превысил минимально допустимое значение в 100 раз и составил 10,28, а в 2006 году - в 110 раз и составил 11,34.
Проведя анализ деятельности Дубровенского райпо можно выделить сильные и слабые стороны. Преимуществом райпо является защищенность от конкурентов, поддержка со стороны государства. А также хорошей репутацией у покупателей. А вот, если говорить о слабых сторонах, то можно выделить следующие: низкий уровень маркетинговой деятельности, недостаточный финансовый потенциал, отсутствие четких стратегических установок и др.
На основе вышеуказанных данных, можно сделать выводы о том, что Дубровенское райпо является организацией не большой по штату, являющееся негосударственным юридическим лицом, обладающим своей собственностью. Основным видом деятельности райпо является торговля. Кроме реализации товаров производимых промышленностью других производителей, райпо снабжает население продукцией собственного производства, также производят закупку сырья и сельскохозяйственной продукции у населения, оказывает разного рода услуги, Что касается товарооборота, то в 2006 году он составил 24663,0 миллионов рублей. Кроме этого расходы на реализации возросли по сравнению с 2005 годом на 32,5%, а по сравнению с 2004 - на 68,1%. Организация должна учесть все эти недостатки и по возможности устранять их.
Так же следует отметить сильные и слабые стороны Дубровенского райпо в таблице 2.7.
Таблица 2.7 | |
Характерестика сильных и слабых сторон Дубровенского райпо. | |
Сильные |
Слабые |
Маркетинг | |
1.Обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке |
1.Слабо развиваются услуги |
2.Наличие достаточного опыта на рынке. |
2.Пренебрежение рекламной |
3.Расширение рынков сбыта |
3.Отсутствие опыта проведения маркетинговых исследований. |
4.Поддержка со стороны |
|
5.Предоставление населению |
Недостаточно широкий ассортимент |
Финансы | |
1.Определенный запас |
Недостаток денежных средств на полное обновление МТБ. |
2.Оптимальный уровень | |
3.Отсутствие задолженности по кредитам. | |
Торговля | |
Наличие современного торгового оборудования. |
Перебои поставки товаров. |
Персонал | |
1.Достаточно высокий уровень квалификации управленческого персонала. |
Отсутствие действенного подхода к стимулированию труда как рабочих, так и управленческого персонала. |
2.Наличие достаточного опыта рабочих. |
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что Дубровенское райпо имеет ряд как сильных, так и слабых сторон. Но, тем не менее, сильных, как видно, гораздо больше чем слабых. Это и позволяет организации держать свою конкурентную позицию на рынке.
Благодаря расширению рынков сбыта, предприятие увеличивает объем продаж, а следовательно и прибыль предприятия.
Оптимальный уровень издержек обращения обеспечивает оптимальную цену товара, тем самым пользуется большим спросом у населения.
Одним из немало важных недостатков у Дубровенского райпо, является недостаточное количество денежных средств на полное обновление МТБ. Это значительно снижает производительность труда, а следовательно и рентабельность предприятия
И все же, имея как сильные, так и слабые стороны, Дубровенское райпо держит свою долю рынка.
3. Оценка конкурентоспособности продукции, товара Дубровенского райпо
Желтая, с5 В условиях…….чистой продукции.
Итак, оценивая Дубровенское райпо, по всем выше изложенным факторам конкурентоспособности, можно сказать, что не все показатели приняты во внимание. То есть, если бы к числу важнейших критериев конкурентоспособности отнести: степень новизны товара, качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, включая рекламу, возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия, динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка, то далеко не все показатели достигнуты.
В случае ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если его продажная цена, дизайн и качество не уступают аналогам, представленным на рынке, что не о всех товарах, относящимся к райпо, можно сказать.
Зеленая, с156 Конкурентоспособность…………….
Так же нельзя сказать, что у Дубровенского райпо есть потенциальная способность возможности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.
Это означает, что в конечном итоге об уровне конкурентоспособности можно судить только по реакции рынка, выражающейся в конкретных продажах товара.
Очень важное значение имеет организация работы рабочего персонала торговых точек райпо. Следует отметить, что уровень знаний или квалификация торговых работников ниже, чем у конкурирующих торговых организаций, а это влечет за собой отталкивание потенциальных покупателей, следовательно снижение прибыли.
Распечатка, с16 В создании…….каждого работника.
Следует также обратить внимание на материально- техническую базу Дубровенского райпо и степень ее оснащенности торговым оборудованием. Не все магазины данной организации оснащены должным холодильным оборудованием, то есть оно находится в плохом техническом состоянии, что влечет за собой снижение качества товара, а также товарные потери.
Ниже предлагается сравнительный анализ конкурентоспособности товара данного райпо с товаром-аналогом Дубровенского хлебозавода №1. В данном случае это хлеб «Осенний» и хлеб «Бородинский» соответсвенно.
Хлеб и хлебобулочные изделия, выпускаемые ОСП Хлебозаводом Дубровенского райпо, пользуются большим спросом у потребителей. Так как цена, качество товара их полностью удовлетворяет.
На данном структурном подразделении также выполняются услуги по принятию заказов по выпечке тортов, пирожных по более низким ценам чем у конкурентов, что так же влияет на репутацию райпо в положительную сторону. Заказы могут приниматься как от покупателя для личного потребления, так и оптовыми закупками посредником.
Упаковка и маркировка выпускаемого товара не только соответствует действующим стандартам Республики Беларусь, но и привлекает своим красочным оформлением покупателей.
Для более наглядного представления конкурентоспособности товара (хлеб «Осенний»), выпускаемого ОСП Хлебозаводом Дубровенского райпо и товара-аналога (хлеб «Бородинский»), выпускаемого Хлебозаводом №1 города Орша, представлен сравнительный анализ в таблице 3.1
Таблица 3.1 | ||||||
Сравнительный анализ конкурентоспособности хлеба "Осенний" и хлеба "Бородинский" | ||||||
Параметры сравнения |
Коэффициент относительной значимости |
хлеб "Осенний" |
хлеб "Бородинский" | |||
Оценка |
Итог оценки |
Оценка |
Итог оценки | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1. Цена |
16 |
9 |
144 |
10 |
160 | |
2. Качество |
17 |
8 |
136 |
5 |
85 | |
3. Состав |
7 |
7 |
49 |
6 |
42 | |
4. Объем сбыта |
5 |
5 |
25 |
4 |
20 | |
5. Каналы сбыта |
9 |
3 |
27 |
7 |
63 | |
6. Упаковка |
8 |
6 |
48 |
8 |
64 | |
7. Реклама |
12 |
4 |
48 |
9 |
108 | |
8. Репутация у потребителя |
26 |
10 |
260 |
3 |
78 | |
Итого |
100 |
737 |
620 | |||
10-бальная система |