Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование видов и содержания документов, удостоверяющих качество товаров. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие определение качества товара
2. Исследовать методологическую основу определения качества товаров, работ и услуг
3. Рассмотреть и проанализировать Виды и содержание документов, удостоверяющих качество товаров
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Определение качества товара…………………………………………………..6
1.1 Способы определения качества товаров, работ и услуг………………....6
2 Виды и содержание документов, удостоверяющих качество товаров……..11
3 Маркировка как средство товарной информации, удостоверяющие качество товаров……………………………………………………………………………20
3.1 Функции маркировки………………………………………………….….22
3.2 Структура товарной маркировки…………………………………….…..23
3.3 Виды маркировки………………………………………………………25
3.3.1 Производственная маркировка……………………………...………25
3.3.2 Торговая маркировка………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список используемой литературы……………………………………………...31
Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.
Закон предусматривает издание
общих и специальных
Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими принципами стандартизации названы добровольность применения стандартов и недопустимость их противоречия требованиям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.
Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стандарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тыс. таких стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО).
Проекты национальных стандартов могут разрабатываться любыми субъектами, которые вносят их на утверждение Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандарта, может направить его на экспертизу в названную Федеральную службу, которая дает свое заключение по проекту.
Национальные стандарты
и стандарты организаций
Другим инструментом регулирования качества, подлежащим применению в торговом обороте, является сертификация или, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям. Изготовитель или продавец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инструментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.
Подтверждение соответствия качества заявленным требованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на проверке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013, предусматривал необходимость сертификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сертификация проводится органом по сертификации с проверкой самих товаров, а в необходимых случаях — даже наличия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.
Наряду с этим обязательное подтверждение соответствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766, осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган по сертификации. К декларации прилагаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии. Зарегистрированная декларация служит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.
Добровольное сертифицирование производится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объединение организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых документов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых договоров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.
Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертификацию; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, если это предусмотрено системой добровольной сертификации, в которую входит заявитель.
Товары, сертифицированные на соответствие национальному стандарту, могут маркироваться знаком соответствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертификации, определяется самой системой добровольной сертификации. Остальные товары, соответствие которых заявленным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О технической регулировании», маркируются знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображение устанавливается Правительством РФ.
Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязательной сертификации, должны быть предварительно сертифицированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стандартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помойкой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно скупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огромные прибыли.
Как распределяются обязанности по обеспечению качества между субъектами торгового оборота? По смыслу закона, изготовитель и оптовая организация-продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стандарту или условиям договора, а также правильное использование сертификата соответствия, декларации о соответствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом товаре, когда сертификация обязательна либо когда ее добровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.
Требования стандартов и
способы подтверждения соот
Для привязки в договорах показателей качества товаров к требованиям стандартов могут использоваться следующие приемы:
1) если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта, а также наименование организации, утвердившей стандарт;
2) при отсутствии у покупателя текста стандарта следует предусматривать обязанность его высылки вместе с договором или в иной установленный срок, например в десятидневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем предусмотрено, они не могут проверить товар по всему перечню установленных в нем требований;
3) при согласии
4) в случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последовательно улучшающихся уровней качества, надлежит устанавливать в договоре сроки начала поставки изделий улучшенных модификаций;
5) должен быть конкретно
определен порядок удостове
ГК не только не содержит
упоминаний о стандарте, но даже не
требует обязательного
Улучшение качества — одна из важнейших общегосударственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление первосортных товаров, будет обречено на экономическую зависимость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран, однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество наслаивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
В деле улучшения качества
важно учитывать и исполь
Как же использовать договор для содействия улучшению качества?
Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.
При необходимости детального определения качественных показателей товара они могут излагаться в техническом описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.
Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации сравнительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломбируется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная организация проводит проверку полученных покупателем изделий на соответствие образцу.
Для поставщиков всегда положительные результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (а для оптовых организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупатели обычно отдают предпочтение товарам, качественные характеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необходимую часть конкурентной стратегии фирмы.
При отсутствии стандартов в договоре должны определяться основные показатели качества товаров. Покупателям следует до закупки выяснять, какие недостатки наиболее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.
Информация о работе Маркировка как средство товарной информации, удостоверяющие качество товаров