Маркировка как средство товарной информации, удостоверяющие качество товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование видов и содержания документов, удостоверяющих качество товаров. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие определение качества товара
2. Исследовать методологическую основу определения качества товаров, работ и услуг
3. Рассмотреть и проанализировать Виды и содержание документов, удостоверяющих качество товаров

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Определение качества товара…………………………………………………..6
1.1 Способы определения качества товаров, работ и услуг………………....6
2 Виды и содержание документов, удостоверяющих качество товаров……..11
3 Маркировка как средство товарной информации, удостоверяющие качество товаров……………………………………………………………………………20
3.1 Функции маркировки………………………………………………….….22
3.2 Структура товарной маркировки…………………………………….…..23
3.3 Виды маркировки………………………………………………………25
3.3.1 Производственная маркировка……………………………...………25
3.3.2 Торговая маркировка………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список используемой литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по предринимательск.docx

— 365.31 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших для  реализационных договоров является условие о качестве продаваемых  товаров. Под качеством принято  понимать совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять ус­тановленные или предполагаемые потребности.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техни­ческом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систе­му правового регулирования качества. Закон ввел ряд но­вых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, между­народный стандарт, национальный стандарт, оценка соот­ветствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедре­ния в коммерческую практику.

Закон предусматривает издание  общих и специальных технических  регламентов. Они принимаются международ­ным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для ис­полнения требования к объектам технического регулирова­ния (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные техни­ческие регламенты устанавливают требования к отдель­ным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламен­тов. Всего до 2007 г. предусматривается издать 350—400 тех­нических регламентов.

Предусмотрен отказ от централизованного определения  качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими прин­ципами стандартизации названы добровольность примене­ния стандартов и недопустимость их противоречия требо­ваниям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.

Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации и стан­дарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тыс. таких стандартов, принятых Международной орга­низацией по стандартизации (ИСО).

Проекты национальных стандартов могут разрабаты­ваться любыми субъектами, которые вносят их на утвержде­ние Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандар­та, может направить его на экспертизу в названную Феде­ральную службу, которая дает свое заключение по проекту.

Национальные стандарты  и стандарты организаций применяются  независимо от страны или места происхож­дения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило озна­чает также возможность применения одной организаци­ей стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его на­звание, номер и дату утверждения.

Другим инструментом регулирования  качества, подлежа­щим применению в торговом обороте, является сертифика­ция или, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям. Изготовитель или про­давец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инстру­ментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.

Подтверждение соответствия качества заявленным тре­бованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на про­верке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертифи­кации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013, предусматривал необходимость сер­тификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сер­тификация проводится органом по сертификации с провер­кой самих товаров, а в необходимых случаях — даже нали­чия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.

Наряду с этим обязательное подтверждение соответ­ствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766, осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган по сертифи­кации. К декларации прилагаются техническая документа­ция, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистра­ции Федеральной службой по техническому регулирова­нию и метрологии. Зарегистрированная декларация слу­жит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.

Добровольное сертифицирование производится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объедине­ние организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых докумен­тов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых догово­ров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.

Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертифи­кацию; предоставляет заявителю право на применение зна­ка соответствия, если это предусмотрено системой добро­вольной сертификации, в которую входит заявитель.

Товары, сертифицированные  на соответствие нацио­нальному стандарту, могут маркироваться знаком соответ­ствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертифика­ции, определяется самой системой добровольной сертифи­кации. Остальные товары, соответствие которых заявлен­ным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О технической регулировании», маркируются знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображе­ние устанавливается Правительством РФ.

Закупаемые по импорту  товары, подлежащие обязатель­ной сертификации, должны быть предварительно сертифи­цированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стан­дартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помой­кой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно скупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огром­ные прибыли.

Как распределяются обязанности  по обеспечению каче­ства между субъектами торгового оборота? По смыслу зако­на, изготовитель и оптовая организация-продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стан­дарту или условиям договора, а также правильное исполь­зование сертификата соответствия, декларации о соответ­ствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертифи­ката соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом то­варе, когда сертификация обязательна либо когда ее доб­ровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.

Требования стандартов и  способы подтверждения соот­ветствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК вообще не упоминает о стандартах и не предусматривает механизмы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандар­тизации и договорная работа оказались оторваны друг от друга. В немалой степени по этой причине в последние годы контролирующими органами отмечается ухудшение каче­ства российских товаров.

Для привязки в договорах  показателей качества това­ров к требованиям стандартов могут использоваться сле­дующие приемы:

1) если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта, а также наименование организации, утвердившей стандарт;

2) при отсутствии у  покупателя текста стандарта  следу­ет предусматривать обязанность его высылки вместе с дого­вором или в иной установленный срок, например в десяти­дневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем пре­дусмотрено, они не могут проверить товар по всему переч­ню установленных в нем требований;

3) при согласии руководствоваться  стандартом в догово­ре необходимо конкретно указывать марки, сортность, дру­гие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями ка­чества;

4) в случае разработки  стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько  последова­тельно улучшающихся уровней качества, надлежит уста­навливать в договоре сроки начала поставки изделий улуч­шенных модификаций;

5) должен быть конкретно  определен порядок удостове­рения продавцом соответствия товара установленным тре­бованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.

ГК не только не содержит упоминаний о стандарте, но даже не требует обязательного определения  в договорах ус­ловия о качестве. Статья 469 ГК устанавливает, что при от­сутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать товар, пригодный для целей обычного использова­ния такого товара. Подобный способ определения качества приемлем для стран с общей высокой культурой производ­ства. Он непригоден для России, где пока низок уровень качества большинства товаров. Поэтому в каждом реализа­ционном договоре следует определять качественные харак­теристики товара. Это может делаться путем отсылки к по­казателям соответствующего стандарта, а когда стандарт отсутствует — путем непосредственного определения тре­бований к качеству в договоре.

Улучшение качества — одна из важнейших общегосудар­ственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление пер­восортных товаров, будет обречено на экономическую зави­симость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран, однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество насла­ивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции меж­ду товаропроизводителями.

В деле улучшения качества важно учитывать и исполь­зовать правовые возможности, регулятивный потенциал договора. Современной России требуется не просто поддер­жание качества на уровне стандартов, поскольку отече­ственные стандарты в основном закрепляют низкие показа­тели качества, тогда как необходимо последовательное улучшение качества большинства производимых товаров. Именно договору, а не системе стандартизации, которая в отрыве от договоров малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной задачи.

Как же использовать договор  для содействия улучше­нию качества?

Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует  ГК. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие  о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.

При необходимости детального определения качествен­ных показателей товара они могут излагаться в техничес­ком описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.

Одним из способов регулирования  качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным  образцам. Такой порядок удобен при  реализации срав­нительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломби­руется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная органи­зация проводит проверку полученных покупателем изде­лий на соответствие образцу.

Для поставщиков всегда положительные  результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (а для оптовых  организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупа­тели обычно отдают предпочтение товарам, качественные ха­рактеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необ­ходимую часть конкурентной стратегии фирмы.

При отсутствии стандартов в договоре должны опреде­ляться основные показатели качества товаров. Покупа­телям следует до закупки выяснять, какие недостатки наи­более часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких де­фектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.

Информация о работе Маркировка как средство товарной информации, удостоверяющие качество товаров