Маркировка товаров (отдельных групп или видов),ее значимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Маркировка товаров.Понятие о маркировке, ее виды……………………....5
2.Структура маркировки………………………………………….………………9
3.Требования к маркировке пищевых продуктов……….……………………..15
4.Особенности маркировки различных видов пищевых продуктов………….17
5.Виды и структура штрихового кода……………………………………….....21
6.Маркировка подакцизных товаров………………………………..………….24
7.Значимость маркировки…………………………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

реферат по товароведению 2013.docx

— 179.64 Кб (Скачать файл)

 

Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные  для идентификации отдельных  или совокупных характеристик товара. Информационные знаки характерны в  основном для производственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует  специальной расшифровки.

 

Информационным знакам свойственны  краткость, выразительность, наглядность  и быстрая узнаваемость.

 

Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

 

Выразительность и наглядность  информационных знаков обусловливаются  их формой, цветом, сочетанием отдельных  символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных  знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви  для молодежи содержат символы известных  спортивных обществ, команд и т.д.

 

Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения  которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных  изделий.

 

Товарный знак – обозначение, по которому можно отличить товар  одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков, и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения  товаров» от 23.09.1992 г.

 

 

 

 

Знаки соответствия — это  обозначения, которые наносятся  на товар и (или) упаковку для подтверждения  соответствия качества товара требованиям  нормативных или технических  докумен тов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального  знака соответствия может служить  знак европейского экономического сообщества "СЕ" (рис. 3)

 

 

 

Манипуляционные знаки наносят  в основном на транспортную тару или  упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис. 4).

 

 

Экологические знаки наносятся  на те товары, которые могут нанести  вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении  товара.

 

Экологический знак "Зеленая  точка" (рис. 6 а) применяется в  системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает  на возможность ее переработки или  возврата. Продукция, маркированная  знаком "Голубой ангел" (рис. 6 б), соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует  экологическую безопасность. Другие экологические знаки информируют  потребителя о различных показателях  экологических свойств реализуемых  товаров, что нередко служит основным критерием их выбора.

 

товароведный маркировка пищевой продукт

 

 

Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов (рис.1).

 

Штриховой код наносится  на транспортную или потребительскую  упаковку многих импортных и отечественных  товаров типографским способом или  с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. C помощью  штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN (см. рисунок).

 

Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается  свой номер, состоящий чаще всего  из 13 цифр (EAN-13). Возьмем, к примеру, цифровой код: 5601721110013. Первые две цифры (56) означают страну происхождения (изготовителя или  продавца) продукта, следующие пять (01721) - предприятие-изготовитель, еще  пять (11001) - наименование товара, его  потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (3) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером

 

 

Для кода товара:

 

1 цифра: наименование товара,

 

2 цифра: потребительские  свойства,

 

3 цифра: размеры, масса, 

 

4 цифра: ингредиенты,

 

5 цифра: цвет.

 

Первые 3 цифры кода EAN называются префиксом Национальной организации. Существует заблуждение, что по первым цифрам штрихового кода можно определить страну происхождения товара. Такое  мнение является ошибочным.

 

Штриховой код не может  служить свидетельством страны происхождения  товара. По префиксу можно определить только в какой Национальной организации  зарегистрировано то или иное предприятие.

 

Система EAN·UCC по своему статусу  является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных  актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды.

 

 

Предприятие имеет право  определить в Национальную организацию  какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько  Национальных организаций одновременно. Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные  средства в разные страны, вступила в национальные организации –  члены GS1стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим штриховым кодом (например, для России с префиксами 460, для Бельгии- с префиксами 540-549 и т.д.).

 

Регистрационный номер, полученный Вашим предприятием в ЮНИСКАН/ GS1 Russia (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером.

 

 

3. Требования к маркировке пищевых  продуктов

 

Требования к маркировке пищевых продуктов устанавливаются  ГОСТами на упаковку и маркировку. Они касаются в основном текстовой  части. Следует указать, что единство маркировки является обязательным требованием  согласно ст. 7 Федерального закона "О  стандартизации".В связи с этим все информационные данные на маркировке могут быть подразделены на определяющие и дополнительные. .

 

К определяющим данным для  всех видов пищевых продуктов  относятся: наименование продукта или  его вида, сорт (при наличии деления  на сорта), масса нетто или вместимость (объем), обозначение нормативного документа  на данный вид продукции. Эти требования следует считать обязательными  для маркировки всех пищевых продуктов.

 

Дополнительные данные на маркировке потребительской тары могут  включать сведения о пищевой ценности, условии и сроке хранения, номер  смены и дату выработки, рецептуру, а также краткую характеристику продукта.

 

На маркировке алкогольных  напитков указываются: наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель, крепость, содержание сахара, номер  бригады, даты розлива.

 

Маркировка консервов, наносимая  на донышко жестяных банок, включает: индекс отрасли промышленности или  системы, в которую входит предприятие, идентификационный номер предприятия  по ОКПО, ассортиментный номер или  знак консервов по ОКП (Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции), номер смены и дату выработки.

 

Информационные данные текстового элемента маркировки могут дополняться  рисунками и информационными  знаками, которые также относятся  к дополнительным. Среди них особо  следует отметить указание на маркировке знака соответствия, который является необязательным, но очень важным, так  как служит одним из способов подтверждения  соответствия по показателям безопасности при отсутствии сертификата.

 

Маркировка пищевых продуктов  размещается в основном на упаковке, так как указание большого количества информационных данных на самом товаре затруднительно. Непосредственно на продуктах маркировка осуществляется путем клеймения штампами, печатями (мясо) или вдавливания букв (сыры), но возможности такой маркировки ограничены. Маркировка наносится на транспортную и потребительскую  тару, причем многие информационные данные, особенно основополагающие, являются дублирующими. Такое дублирование вполне оправдано, так как позволяет  идентифицировать товар без вскрытия транспортной тары, а также после  освобождения от нее (разупаковывания).

 

К дополнительным данным на маркировке транспортной тары относятся: номер укладчика, дата упаковки, номер  банки (только для мясных, мясорастительных, рыбных консервов и пресервов  из рыбы и морепродуктов), количество единиц (бутылок, банок, штук и т.п.) в  таре. Для продуктов в стеклянной таре должен быть указан манипуляционный  знак "Осторожно, хрупкое!" На маркировке транспортной тары для сушеных овощей с пониженной влажностью дополнительно  указывается массовая доля влаги. На транспортной таре с консервами наносятся  манипуляционные знаки: "Верх, не кантовать", "Боится сырости", "Боится нагрева".

 

 

4. Особенности маркировки различных  видов пищевых продуктов

Особенности маркировки консервов

 

Маркировка консервов, а  также перечень информационных данных на ней определяются видом упаковки и местом размещения этих данных на упаковке.

 

Для консервов применяется  металлическая, стеклянная и полимерная тара. Общими для всех видов тары носителями маркировки являются этикетки, которые приклеиваются к банкам или наносятся литографическим  способом на корпус или крышку. Перечень определяющей и дополнительной информации на этикетках был приведен ранее. Кроме того, на крышку и (или) донышко  наносятся условные обозначения, несущие  определенную информацию о консервах, полнота которой на разных видах  тары неодинакова.

 

На крышках нелитографированных  металлических банок большинства  видов консервов наносят знаки  условных обозначений в два или  три ряда в зависимости от площади  крышки в следующем порядке: число  даты выработки — две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0); месяц выработки — две цифры ( до девятого включительно впереди  ставится 0); год выработки - две последние  цифры; номер смены — одна цифра, ассортиментный номер — одна—три цифры. Для мясных консервов высшего  сорта к ассортиментному номеру добавляют букву "В

 

Условные обозначения  индекса системы:

 

М — молочная промышленность;

 

А — мясная' промышленность;

 

КП — пищевая промышленность;

 

К — плодоовощное хозяйство;

 

ЦС - потребкооперация;

 

МС — сельскохозяйственная промышленность

 

ЛХ — лесное хозяйство;

 

Р — рыбная промышленность.

 

По индексу системы  иногда можно определить и группу консервов (мясные, рыбные, плодоовощные, молочные), если индекс промышленности совпадает с видом консервов, однако этот критерий ненадежный, так  как предприятия разных систем могут  выпускать консервы разных групп (например, индекс КП могут иметь и мясные, и плодоовощные консервы).

 

Пример.

 

150896 или 150896 или 150896

 

1 183 А 15 1 183 на крышке 1 183

 

А 15 на донышке А 15

 

Расшифровка условных обозначений: консервы выпущены 15 августа 1996 г. первой сменой. Ассортиментный номер консервов  — 183. Предприятие-изготовитель имеет  номер пятнадцатый мясной промышленности.

 

На крышки литографированных  банок наносят методом рельефного маркирования или несмываемой краской  следующие условные обозначения: дату (число, месяц, год) выработки консервов  и номер смены.

 

Пример.

 

250896 2508

 

1 или 96 1

 

Расшифровка: консервы выработаны 25 августа 1996 г. первой сменой. Различия в полноте информации условных обозначений  на литографированных и нелитографированных  банках объясняются идентифицирующим назначением маркировки. В этом отношении  консервы выделяются из большинства  пищевых продуктов наличием четкой идентификации не только наименования продукта и предприятия-изготовителя, но и каждой товарной партии, определяемой датой выработки и номером  смены.

 

Нанесенные на крышку и  донышко банки методом рельефного маркирования или несмываемой краской  условные обозначения полностью  исключают возможность фальсификации  по принадлежности к конкретной товарной партии.

 

На нелитографированных  банках условные обозначения на крышке содержат дублирующую информацию (сведения о наименовании в виде ассортиментного  номера, о предприятии-изготовителе), что позволяет полностью идентифицировать консервы даже при утрате бумажной этикетки или ее замене в случае фальсификации.

 

На литографированных  банках этикетка нанесена несмываемой  краской, поэтому не может быть утрачена. Это позволяет исключить дублирующую  информацию в условных обозначениях на крышке и донышке.

 

4.2 Ветеринарная и товароведная  маркировка мяса и мясопродуктов

 

Товарные клейма и штампы наиболее часто используются для  ветеринарного и товароведного  клеймения мяса и мясопродуктов (субпродуктов) всех видов сельскохозяйственных и диких животных, в том числе  птицы. Клеймение ветеринарными  клеймами и штампами носит обязательный характер и регулируется Федеральным  законом "О ветеринарии", Инструкцией  по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Главветупром Минсельхоза  России 1 сентября 1992 г. и Инструкцией  по товароведческой маркировке мяса, утвержденной Комитетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

Клеймение мяса и мясопродуктов  овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и фельдшеры, находящиеся  в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети, прошедшие аттестацию в установленном  порядке.

Информация о работе Маркировка товаров (отдельных групп или видов),ее значимость