Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:03, реферат

Описание работы

Согласно мировым и национальным стандартам (ДСТУ) под Качеством продукции понимают совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целевым назначением. Пищевые продукты должны удовлетворять потребности человека в полноценном питании, а именно в энергии и пищевых веществах. Свойством продукции называют объективную особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении этой продукции. Комплекс полезных свойств и составляет качество продукции.

Содержание работы

Классификация и номенклатура показателей качества и безопасности пищевых продуктов………………………………………………………...2 Понятие о сертификации продукции…………..………………………………6 Нормативно - правовые основы сертификации………………………….……7
Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия……………………………….……………………16
Порядок выдачи и степени защиты сертификата соответствия системы ГОСТ Р…………………………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Метрология.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Классификация и номенклатура показателей  качества и безопасности пищевых  продуктов………………………………………………………...2 Понятие о сертификации продукции…………..………………………………6 Нормативно - правовые основы сертификации………………………….……7

Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия……………………………….……………………16

Порядок выдачи и степени защиты сертификата соответствия системы  ГОСТ Р…………………………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………….26

 

 

  1. Классификация и номенклатура показателей качества и безопасности пищевых продуктов

 

Согласно мировым и  национальным стандартам (ДСТУ) под Качеством продукции понимают совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целевым назначением. Пищевые продукты должны удовлетворять потребности человека в полноценном питании, а именно в энергии и пищевых веществах. Свойством продукции называют объективную особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении этой продукции. Комплекс полезных свойств и составляет качество продукции.

Уровень качества продукции  можно определить конкретно, используя  для этого определенные показатели. Показателем качества называют количественную характеристику свойств продукции. Различают единичные и комплексные показатели качества.

Если показатель качества характеризует какое-то одно простое  свойство продукции, то он называется Единичным, а если – несколько простых свойств или одно сложное, то это Комплексный Показатель качества.

Любой единичный показатель качества имеет Наименование, по которому определяется оцениваемое свойство продукта, и конкретное Числовое значение, по которому и получают представление об уровне качества, сравнив его с нормами стандарта.

Выделяют Фактические (действительные) значения показателей качества, которые определяются по стандартной методике из отобранных средних проб продукции, и Регламентируемые (Базовые), то есть нормы стандартов. Уровень качества устанавливается сравниванием действительного и стандартного значений показателей.

Комплексными показателями качества являются товарный Сорт или товарный Класс продукции. Это ее градация по нескольким единичным показателям качества. Чтобы отнести продукцию к тому или иному товарному сорту или классу, необходимо определить все единичные показатели качества, нормируемые стандартом. Чем выше сорт (класс) продукции, тем выше ее цена при реализации. Если хотя бы по одному показателю продукция не отвечает требованиям данного сорта (класса), она переводится в более низкий товарный сорт (класс) или же признается нестандартной.

Качество сырья и готовых  изделий определяют органолептическими и лабораторными (химическими и  физическими) методами.

Пользуясь органолептическими методами, с помощью органов чувств определяют внешний вид, цвет, вкус, запах, а также консистенцию вещества.

При лабораторных методах с помощью  реактивов и приборов определяют тот или иной показатель качества продукта (влажность, кислотность, плотность и др.), связанный с его химическими или физическими свойствами.

Органолептический анализ менее точен, чем лабораторный, но выполняется быстро и имеет весьма важное значение при оценке пищевых продуктов. При поступлении продуктов на завод или в торговую сеть сначала оценивают его органолептически, а затем при помощи лабораторного анализа. Если при органолептической оценке установлено, что продукт не доброкачественен, то его лабораторный анализ не производят.

Контроль качества сырья, поступающего на хлебопекарное предприятие, осуществляется работниками производственной технологической лаборатории (ПТЛ). ПТЛ проводит проверку соответствия качества сырья нормам, установленным действующей нормативной документацией.

Анализ основного и дополнительного  сырья проводится по методам, предусмотренным  действующими стандартами, техническими условиями или утвержденными инструкциями.

При наличии расхождений в данных анализа ПТЛ и предприятия-поставщика на предприятии пищевой промышленности организуется комиссия с участием представителей поставщика для совместного отбора проб и проведения контрольных анализов.

Качество пищевой продукции  оценивают в соответствии с требованиями нормативной документации по органолептическим  и физико-химическим показателям. Показатели безопасности продукции отражаются в сертификатах соответствия.

Контроль качества готовой продукции  производится на основе предписаний стандарта для производимого продукта. Из-за особой важности отдельно контролируют готовую продукцию экспортных поставок. Контроль производится взятием слепой пробы при ее хранении, а также при отгрузке готовой продукции в сеть розничной торговли. Контролируют условия хранения продукции в складском помещении.

Контроль качества поступающих  вспомогательных материалов производится взятием пробы из партии и слепой пробы, фиксацией обратной информации. Оценка качества поступающей тары на птицеперерабатывающие предприятия осуществляется взятием пробы из партии или слепой пробы, фиксацией обратной информации.

Контроль качества готовой продукции  включает оценку качества и анализ пробы на основе объективных показателей. Однако продукция из птицы в своем большинстве обладает такими особыми свойствами, оценка которых производится субъективным путем, но даже на основе такой субъективной оценки необходимо дать заключение о качестве партии продукта или сырья для переработки. Для оценки качества одной партии и в целом всей продукции возникает потребность все более широкого применения математико-статистического аппарата.

Контроль за обеспечением безопасности пищевой продукции  в России основан на принципах и требованиях первого международного стандарта по безопасности пищевых продуктов – ИСО 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000:2007). Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120, одной из своих целей так же ставит обеспечение безопасности пищевых продуктов. В ней утверждается, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. В доктрине говорится о необходимости исключения бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги; о необходимости продолжения гармонизации с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании. Говорится и о совершенствовании системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной методической базы.

Обеспечение безопасности пищевой продукции соответствует  положениям Федеральных Законов  РФ №29 –ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. и  №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.

 

  1. Понятие о сертификации продукции.

По определению международной  организации по стандартизации ИСО, сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством  сертификата соответствия или знака  соответствия, что изделие или  услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

В Российской Федерации  правовые основы сертификации продукции  установлены Законом «О сертификации продукции и услуг» (в редакции 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ). Согласно этому закону, сертификация продукции -- процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Если в международном договоре РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по сертификации, то применяются правила международного договора.

Сертификация осуществляется в целях:

-создания условий  для деятельности предприятий  и предпринимателей на едином  товарном рынке Российской Федерации,  а также для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле;

-содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-защиты потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

-контроля безопасности  продукции для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества;

-подтверждения показателей  качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация получила настолько широкое распространение  в промышленно развитых странах, что без сертификата соответствия невозможен сбыт продукции на рынках данных стран.

В зависимости от содержания сертификации, объема проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции, участия (или неучастия) в них сторонних организаций сертификация подразделяется на самосертификацию (или заявление поставщика о соответствии) и сертификацию третьей стороной -- независимой организацией по сертификации, которая может иметь обязательный или добровольный характер.

Самосертификация непосредственно  связана с введением на предприятиях высокоэффективных систем качества продукции. На всех крупных промышленных предприятиях, осуществляющих самосертификацию, на правах самостоятельных подразделений создаются службы качества. Они разрабатывают руководства по обеспечению качества на предприятии, содержащие указания о распределении ответственности между специалистами различных подразделений предприятия по вопросам качества, описание действующей системы качества, а также программу качества. В отличие от самосертификации сертификация третьей стороной предусматривает участие сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий, осуществляют испытания образцов, надзор за состоянием технологических процессов и системы качества.

2.1 Нормативно - правовые основы сертификации

Закон "О защите прав потребителей" принятый в 1992 году, установил права потребителей на:

- приобретение товаров работ и услуг, надлежащего качества;

- права на безопасность товаров,  работ и услуг для жизни  и здоровья;

- получение информации о товарах  и их изготовителях и просвещение;

- государственную и общественную  защиту их интересов.

Согласно Закону:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Эти понятия, применяемые в Законе, не носят всеобщего характера.

Структура и содержание Закона "О защите прав потребителей":

Общие положения:

- Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

- Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей, на информацию об изготовители (исполнители, продавце) и о товарах  (работах, услугах).

- Качество товара (работы, услуги).

- Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар.

- Обязанность изготовителя  обеспечить возможность ремонта  и технического обслуживания  товара.

- Право потребителя  на безопасность товара (работы, услуги).

- Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую  информацию о товаре и за  нарушение прав потребителей.

- Компенсация морального  вреда.

- Судебная защита потребителей  и др.

Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям:

- Последствия продажи  товара ненадлежащего качества.

- Сроки предъявления  потребителем требований в отношении  недостатков товаров.

- Устранение недостатков  и замена товара ненадлежащего  качества.

- Замена товара ненадлежащего качества.

- Сроки удовлетворения  отдельных требований потребителя.

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг):

- Сроки выполнения  работ, услуг и устранения недостатков.

- Последствия нарушения  исполнителем сроков выполнения работ, порядок расчетов.

- Права потребителей  при обнаружении недостатков.

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация