Оценка качества товаров на примере ООО «Рубин» за 2009-2011 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ субъективных методов оценки показателей качества продукции на примере ООО «Рубин».
Для реализации цели для решения поставлены следующие задачи:
на основании литературных данных изучить субъективные и объективные методы оценки показателей качества;
провести анализ субъективных методов оценки показателей качества продукции на примере ООО «Рубин».
подвести итоги работы, сделать выводы.

Содержание работы

Введение. 3
1. Методы оценки показателей качества товаров, понятие и сущность качества 5
1.1 Понятие и сущность качества товаров 5
1.2 Номенклатура показателей качества товаров 6
1.3 Объективные и субъективные методы определения показателей качества 10
2.Оценка качества товаров на примере ООО «Рубин» за 2009-2011 г. 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Рубин» 18
2.2 Субъективные методы оценки показателей качества товаров ООО «Рубин» 22
3. Недостатки и пути повышения качества товаров 25
3.1 Основные недостатки субъективных методов на предприятии ООО «Рубин» 25
3.2 Пути повышения качества товаров 27
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложение 1 36
Приложение 2 42

Файлы: 1 файл

Курсовая товарка.docx

— 138.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение. 3

1. Методы  оценки показателей качества  товаров, понятие и сущность  качества 5

1.1 Понятие  и сущность качества товаров 5

1.2 Номенклатура  показателей качества товаров 6

1.3 Объективные  и субъективные методы определения  показателей качества 10

2.Оценка качества  товаров на примере ООО «Рубин»  за 2009-2011 г. 18

2.1 Организационно-экономическая  характеристика деятельности предприятия  ООО «Рубин» 18

2.2 Субъективные  методы оценки показателей качества  товаров ООО «Рубин» 22

3. Недостатки  и пути повышения качества  товаров 25

3.1 Основные  недостатки субъективных методов  на предприятии ООО «Рубин» 25

3.2 Пути повышения  качества товаров 27

Заключение 31

Список используемой литературы 33

Приложение 1 36

Приложение 2 42

 

 

 

Введение.

 

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. Она не относилась к разряду  простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. А выходом из такого рода кризиса, которым, как показывает опыт многих стран, является именно качество.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства [3, С.301].

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая  наука и практика сформировали общие  признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться  в каждой из них.

Актуальность темы курсовой работы, подчеркивается тем, что показатели качества, являются основной категорией потребительских ценностей продукции, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них - сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. Качество производимой продукции - это ключ к возрождению отечественных предприятий и улучшению качества жизни людей в стране. А если сказать проще: качество - это когда в магазин возвращаются не товары, а покупатели.

Целью курсовой работы является анализ субъективных методов оценки показателей качества продукции на примере ООО «Рубин».

Для реализации цели для  решения поставлены следующие задачи:

  • на основании литературных данных изучить субъективные и объективные методы оценки показателей качества;
  • провести анализ субъективных методов оценки показателей качества продукции на примере ООО «Рубин».
  • подвести итоги работы, сделать выводы.

Объект исследования - деятельность розничного торгового предприятия ООО «Рубин».

Предмет исследования - субъективные и объективные методы оценки показателей качества.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются учебные  пособия и литература по управлению качеством, а также классические и современные экономические  теории по развитию рыночных отношений и нормативные документы в области качества продукции.

 

1. Методы оценки показателей  качества товаров, понятие и  сущность качества

1.1 Понятие и сущность  качества товаров

 

Согласно  ГОСТ 15467-79 качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Международный стандарт ИСО 8402:1994 «Управление качеством и  обеспечение качества - Словарь» определяет требования к качеству как выражение  отдельных потребностей или их перевод  в набор количественно или  качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы  дать возможность их реализации и  проверки.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Из этого определения  следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами, которые необходимо установить или  измерить.

Свойство продукции - объективная  особенность продукции, которая  может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные  свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Действия, осуществляемые при  создании и эксплуатации или потреблении  продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества, называется управлением  качества продукции. 

В нашей стране требования к качеству продукции сложились в рамках системы стандартов «Система показателей качества продукции» (СПКП). Установленные для группы продукции требования к качеству учитываются при разработке продукции, постановке ее на производство, оценке и определении конкурентоспособности.

На качество продовольственных  товаров влияют следующие факторы:

  • факторы сферы производства (условия выращивания растениеводческой продукции, качество сырья, полуфабрикатов, материалов, технологии, оборудование, труда производителей);
  • факторы сферы распределения (качество хранения, транспортировки и реализации);
  • факторы сферы потребления (качество краткосрочного хранения, потребления и усвоения)[1, С.533].

 

1.2 Номенклатура показателей качества товаров

Товар может быть признан пригодным  для удовлетворения потребительских  качеств, только в том случае, если он обладает необходимым набором показателей качества. Поэтому производителю и продавцу следует провести оценку качества своего товара. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции. Другими словами оценка качества товара  подразумевает совокупность операций по выбору номенклатуры качества оцениваемой продукции, определению значений этих показателей и сопоставлению  их базовым показателям. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

  • назначения и условий использования продукции;
  • анализа требований потребителей;
  • задач управления качеством продукции;
  • состава и структуры характеризуемых свойств;
  • основных требований к показателям качества.

 

 

Общепризнанной является классификация на десять показателей.

  1. Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.
  2. Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.
  3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
  4. Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.
  5. Эргономические показатели - отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
  6. Эстетические показатели - характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
  7. Показатели транспортабельности - выражают приспособленность продукции к транспортировке.
  8. Патентно-правовые показатели - характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
  9. Показатели безопасности - характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.
  10. Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции, когда производство данной продукции не может быть экологически опасным в принципе, например, при производстве муки и других продовольственных товаров. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции [27, С.528].

Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции. По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми).

Единичные показатели характеризуют  одно свойство продукции (срок годности, вкус и др.), а комплексные показатели характеризуют несколько свойств.

По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы), а также в стоимостных единицах.

При оценке качества товаров существует разделение на однородные и разнородные  товары. Это две абсолютно разные группы, поэтому и оценка их качества происходит по-разному. Перед оценкой  необходимо свести все показатели в  сопоставимый вид, т.е. определить обобщенный показатель качества продукции.

При оценке качества однородной продукции  по совокупности единичных показателей  дается заключение о качестве товара в целом т.е. определяется обобщенный показатель качества, который должен наиболее полно отражать полезный эффект от эксплуатации или потребления.

При оценке качества разнородной продукции  необходимо свести к одному масштабу все показатели качества различных  видов продукции и определить качество всей разнородной продукции.

Контроль качества - комплекс мероприятий и нормативных документов, направленных на поддержание качества продукции на заданном уровне. Контроль качества товаров осуществляется на всех стадиях их производства и эксплуатации (разработка, постановка на производство и эксплуатация или потребление).

На различных стадиях жизненного цикла товара применяются разные виды контроля качества. Они зависят от объектов, методов, средства производства, нормативно-технической документации, а также от самих исполнителей контроля.

В зависимости от объекта контроля различают:

  • контроль сырья;
  • контроль материалов;
  • контроль готовой продукции.

Контроль по времени:

  • непрерывно;
  • периодически (через определенный период времени);
  • летучий (без установления срока).

Контроль партии:

  • сплошной (проверяется каждая единица продукции);
  • выборка (одна или несколько выборочных частей из партии).

При контроле могут использоваться различные средства и поэтому различают контроль визуальный, органолептический и лабораторный.

Визуальный контроль применяется  в тех случаях, когда необходимо определить соответствие продукции  требованиям нормативно-технической  документации по маркировке, внешнему виду, а также сопроводительной документации.

Контроль может проводиться различными исполнителями. При контроле продукции используется:

  • самоконтроль (работник);
  • контроль мастером;
  • инспекционный контроль (инспектором Госторгинспекции);
  • ведомственный контроль (отраслевая инспекция по качеству);
  • государственный надзор за качеством продукции (органы государственного надзора Госстандарта РФ).

Различают также контроль разрушающий, после которого продукция становится непригодной для использования  или потребления, и неразрушающий.

Существует еще один вид контроля качества - испытание продукции или  экспериментальное определение  характеристик продукции. Может  проводиться на различных стадиях  жизненного цикла товара: при разработке, на стадии производства, при использовании. Так как испытания проводятся для контролирования качества, то они называются контрольными. Данные, полученные при таких испытаниях сопоставляются с установленными и  дается заключение о соответствии испытанного  товара нормативно-технических документам [11, С.677].   

 

1.3 Объективные и субъективные методы определения показателей качества

Субъективный метод - способ определения качества предмета, построенный на точке зрения испытателя, зачастую прямо независящую от свойств и характеристик товара.

К субъективным методам относятся:

  • экспертный;
  • опросы;
  • органолептический.

Объективный метод - способ определения  качества предмета, построенный на совокупности характеристик и свойств  предмета.

К объективным методам относятся:

  • регистрационный;
  • инструментальный;
  • математическая обработка данных;
  • расчетный [26, С.416].

Информация о работе Оценка качества товаров на примере ООО «Рубин» за 2009-2011 г