Оценка конкурентоспособности растительных масел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Перспектива присоединения России ко Всемирной торговой организации побуждает работников масложировой промышленности активнее выстраивать связи между отечественными предприятиями. Продолжается создание отраслевых холдингов и вертикально интегрированных комплексов, взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, создание и расширение отраслевых союзов и ассоциаций.
Несмотря на то, что предприятия масложировой промышленности рентабельны, для повышения технического уровня и, соответственно, получения большей прибыли собственники идут на довольно серьезные инвестиции в техническое перевооружение отрасли.
У нас в стране основная масличная культура - подсолнечник.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства………………………………………………………………….7
Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………………………………19
Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
Современный рынок растительных масел
Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел…………………………...28
Оценка конкурентоспособности растительных масел
Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………………………………………………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

1курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

      Введение ……………………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
    1. Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства………………………………………………………………….7
    2. Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
    3. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………………………………19
  2. Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
  3. Современный рынок растительных масел
    1. Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
    2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел…………………………...28
  4. Оценка конкурентоспособности растительных масел
    1. Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
    2. Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………………………………………………...………35

Выводы и  предложения……………………………………………………...……38

Список использованной литературы……………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С 1995 г. потребление растительного масла в расчете на одного человека вновь после довольно значительного снижения стало возрастать. За последние семь лет этот показатель увеличился с 6,6 до 11 кг в год. Заметим, что рекомендуемая норма рационального потребления растительного масла - 13,5 кг на душу населения в год. Рост продажи населению растительных масел произошел под влиянием ряда причин, одной из которых является переориентация потребительского спроса на них с животного масла и маргарина. Повлияла также и более низкая по сравнению с другими жирами цена на растительное масло.

Продукция масложировой отрасли - незаменимый компонент для выработки широкого ассортимента пищевых товаров. Кроме того, продукция масложировых предприятий выступает в качестве важнейшей составляющей в процессе изготовления товарных групп личной гигиены, косметики (мыло) и отделочных строительных материалов (лаки, краски и т. д.).

Удельный вес отрасли в общих объемах пищевой промышленности занимает около 10-12%. Если учесть, что по социальной значимости здесь производят в основном самые доступные для широких слоев населения продовольственные товары, она относится к числу главнейших отраслей, как мясная, молочная, сахарная, хлебобулочная и плодоовощная, которые являются базовыми для обеспечения питания граждан.

Масложировая продукция является, как известно, важным компонентом питания. Особенно возрастает ее значение в условиях, когда качество питания становится главнейшим показателем уровня жизни населения того или иного государства. Вот почему во многих развитых странах потребление растительного масла гораздо выше, чем в России. В Великобритании этот показатель составляет 18, в США и Нидерландах - 25 кг на душу населения в год, что в значительной степени объясняется большей долей овощей в рационе питания населения, а также низким потреблением животного масла. Например, в Нидерландах всего потребляется 3,8 кг животного масла. Хотя эта страна экспортирует данный продукт, в том числе и в Россию.

В России масложировая продукция производится на 77 крупных специализированных предприятиях и примерно в 1300 (12% по мощностям) малых цехах и мелких производствах. Хотя в последнее время большой удар был нанесен малым цехам, которыми предполагалось охватить зоны нетрадиционного возделывания масличных культур. Причина этого в том, что произошло снижение площадей посевов рапса, а также российского льна, который по масличности не уступает подсолнечнику, но многовариантен в использовании. 
Говоря о новациях в масложировой промышленности, хотелось бы отметить, что в последние годы в Российской Федерации произошла своеобразная технологическая революция в производстве фасованных растительных масел. Существенно модернизировано оборудование ряда существующих МЖК и МЭЗов. Построены и запущены современные, оснащенные по последнему слову техники маслоэкстракционные заводы, такие, как "Эфко" (торговая марка "Слобода"), "Русская бакалея" (торговая марка "Злато" со значительной долей аргентинского капитала), "Юг Руси" ("Золотая семечка"), компания "Российские семена" и т. д. 

Стараются не отставать от технического прогресса и другие маслодобывающие предприятия. В торговле, в основном на региональных рынках, высоко ценится масло "Аннинское", "Россошанское", "Лабинское", "Аведовъ". Кроме того, имеются сведения, что некоторые фирмы строят малые и средние цеха по фасовке масел, закупают сырое масло у различных производителей, фасуют его, а затем поставляют в торговую сеть достаточно высококачественную продукцию.  
Тем самым, фактически из розничной торговли вытеснено импортное фасованное масло, кроме экзотических и "Олейны". 

Перспектива присоединения России ко Всемирной торговой организации побуждает работников масложировой промышленности активнее выстраивать связи между отечественными предприятиями. Продолжается создание отраслевых холдингов и вертикально интегрированных комплексов, взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, создание и расширение отраслевых союзов и ассоциаций.  
Несмотря на то, что предприятия масложировой промышленности рентабельны, для повышения технического уровня и, соответственно, получения большей прибыли собственники идут на довольно серьезные инвестиции в техническое перевооружение отрасли.  
У нас в стране основная масличная культура - подсолнечник. На его долю приходится 85% общего объема производства растительного масла. Возможности увеличения производства подсолнечника и сои в стране далеко еще не использованы. Но все же они ограничены многими факторами, в том числе и климатическими.  
Известно, что значительная часть ассортимента и объемов масложировой продукции российского происхождения по определяющим показателям не уступает аналогичным видам продуктов развитых стран мира, а по некоторым параметрам, в том числе таким, как экологическая чистота, нередко их превосходит. Рост конкурентоспособности отечественной масложировой продукции не только создает ей приоритет на внутреннем продовольственном рынке, но и всерьез начинает затрагивать интересы известных транснациональных компаний. Не случайно экспорт растительных масел заметно возрос. И очень важно, наращивая объемы производства для отечественного рынка, постоянно расширять российское присутствие на международном рынке.  
В наступившем XXI веке перед масложировой промышленностью стоят исключительно ответственные задачи. В условиях непростой экономической ситуации, низкого энергетического уровня рациона питания значительной части населения страны работники сельского хозяйства и отечественные производители масложировой продукции призваны искать, опираясь на достижения науки, новые пути повышения эффективности возделывания масличных культур, совершенствования технологии производства растительного масла, маргарина, майонеза и освоения новых видов масложировой продукции с улучшенными потребительскими свойствами. Ученые и производственники, занимающиеся проблемами селекции масличных культур, их выращиванием, должны сосредоточить свои усилия на повышении урожайности и улучшении качественных показателей масло семян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
    1. Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Она определяется совокупностью  потребительских свойств данного  товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий  поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Составляющие показатели конкурентоспособности товара:

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям  находят отражение в национальных и международных стандартах.

Под стандартизацией  понимают разработку и установление технических показателей (норм) для  принятой к выпуску продукции, в нашем случае растительного масла, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий я  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается  и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые  на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные  сроки товаров высокого качества и надежности.

Развитие рекламы и  технической информации на высоком качественном и организационном уровнях. Необходимо помнить, что главным элементом рекламы, определяющим ее эффективность для товара производственного назначения, является, прежде всего, содержательность рекламного текста, его информативность и доказательность, безусловная достоверность в отличие от рекламы для товаров индивидуального потребления. В ней рекламный текст, более эмоциональный, несложный для восприятия, зачастую приукрашенный, а "имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими свойствами. Главная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность;

Формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС  как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей в случае, если они не будут удовлетворены покупкой. Главная задача организации ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности и намеченного объема продаж.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности растительных масел