Оценка конкурентоспособности растительных масел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Перспектива присоединения России ко Всемирной торговой организации побуждает работников масложировой промышленности активнее выстраивать связи между отечественными предприятиями. Продолжается создание отраслевых холдингов и вертикально интегрированных комплексов, взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, создание и расширение отраслевых союзов и ассоциаций.
Несмотря на то, что предприятия масложировой промышленности рентабельны, для повышения технического уровня и, соответственно, получения большей прибыли собственники идут на довольно серьезные инвестиции в техническое перевооружение отрасли.
У нас в стране основная масличная культура - подсолнечник.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства………………………………………………………………….7
Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………………………………19
Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
Современный рынок растительных масел
Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел…………………………...28
Оценка конкурентоспособности растительных масел
Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………………………………………………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

1курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Еще одним условием обеспечения  конкурентоспособности товаров  является формирование имиджа товара. Имидж -это известность и репутация  предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество товаров, а также в срок выполнять свои обязательства. Имидж предприятия переносится и на его продукцию и проявляется через торговую марку или товарный знак.

В условиях рыночных отношений  обеспечению конкурентоспособности способствует информационное обеспечение товаров: совокупность знаний о ее фактических данных. По существу, информация приравнялась к таким важным ресурсам, как материал и энергия. Сообщения о товаре целенаправленно перемещаются от их создателя к потребителю посредством соответствующих коммуникаций.

Важнейшим экономическим  критерием конкурентоспособности  товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп  товаров конкурентоспособность  обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции  и исполнителей услуг, в том числе  посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей высокие цены на товар  ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т. п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности в затраты на его обеспечение.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла

Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

Отметим, что  оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы

сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта – понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо

образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя

конкурентоспособности может производиться по формуле:

     ,

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности

по i-му параметру;

Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin – величина i-го параметра, при котором потребность

удовлетворяется полностью;

n – количество анализируемых  параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец. Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод  основывается на применении групповых, обобщенных,

интегральных  показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

     ,

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

     - единичный показатель конкурентоспособности по i–му техничес-кому параметру;

     - весомость i–го

параметра в  общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

     - число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

     ,

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой

продукции и  образцу.

Полные затраты  потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

     ,

где Т – срок службы;

     i – год по порядку.

Смешанный метод  позволяет выразить способность  товара конкурировать в

определенных  условиях рынка через комплексный  количественный показатель –

коэффициент конкурентоспособности:

     ,

где i = 1, ., n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

     j = 1,., n – виды продукции;

     Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с

остальными  существенными параметрами продукции;

     Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

     Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

     , если

увеличение  значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

     , если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.). Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих

заключений:

- продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

- продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;

- продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

 

  1. Объекты, субъекты и методы исследования.

Объектом исследования является 5 образцов растительного масла:

             1) масло растительное «Золотая семечка»

2) масло растительное «Слобода»

3) масло растительное  «Злато»

4) масло растительное "Юг Руси"

5) масло растительное «Олейна»

Объекты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Объекты исследования

Признаки

 образец №1

образец №2

образец №3

образец №4

образец №5

1

2

3

4

5

6

Наименование

Масло подсолнечное «Золотая семечка»

Масло подсолнечное «Слобода»

Масло подсолнечное «Злато»

Масло подсолнечное

«Юг Руси»

Масло подсолнечное

«Олейна»

Энергетическая ценность

900 ккал

899 ккал

899 ккал

899 ккал

398 ккал

Товарный знак

Юг Руси

Слобода

Злато

Юг Руси

Олейна

 

Объём, л

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Пищевая ценность

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

Условия хранения

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

Срок хранения

360 суток

720 суток

720 суток

720 суток

720 суток

Нормативные документы

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005


Методы исследования конкурентоспособности растительного масла:

- анкетирование покупателей магазина «У кольца»

- оценка конкурентоспособности  5 образцов растительного масла  экспертами

Субъектом исследования являются:

      1. Эксперт №1 – Мухарова Наталия Александровна, студент ЧКИ гр. ТЭ-81С;
      2. Эксперт №2 – Каштанова Ирина Петровна, студент ЧКИ гр.ТЭ-83С;
      3. Эксперт №3 – Тарасова Юлия Валерьевна, студент ЧКИ гр. ТЭ-81С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современный рынок растительных масел

    1. . Состояние рынка растительных масел города Чебоксары

Производство растительных масел в России с 2006 по 2010 гг выросло на 4%, достигнув 2,87 млн т. В 2010 г объем производства растительных масел уменьшился на 12,9% относительно 2009 г. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Спрос на растительные масла в 2010 г со стороны промышленных предприятий упал почти на 10%. Спрос со стороны розничной торговли практически не изменился относительно 2009 г. Объем потребления заметно нарастил лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания.

Основным сектором продаж растительных масел является промышленность, закупившая в 2010 г 1393 тыс т растительных масел. Розничная торговля реализовала в 2010 г 1434 тыс т масел, HoReCa – 133 тыс т. Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. Розничная торговля в основном сбывает оливковое и подсолнечное масла.

Основным видом масел  на российском рынке остается подсолнечное масло, составляющее порядка 70% всего  оборота рынка, на втором месте стоит  пальмовое масло, с долей порядка 20% от общего объема продаж. Все остальные виды растительных масел суммарно занимают 10% рынка.

В России резко растет объем производства масел с высокой  степенью обработки. Если в 2006 г рафинированные и гидрогенизированные масла  составляли лишь 41% от общего объема производства, то к 2010 г их доля составила уже 60%. По прогнозам BusinesStat, к 2015 г доля рафинированных и гидрогенизированных масел в общем объеме производства растительных масел составит более 71%.

В 2005 году доля сегмента подсолнечного масла составила 86% рынка. Кукурузное масло занимает 4,8% рынка. Оливковое масло занимает 0,6% рынка. Другое растительное масло (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д.) занимает 8,5% рынка.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности растительных масел