Оценка конкурентоспособности растительных масел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Перспектива присоединения России ко Всемирной торговой организации побуждает работников масложировой промышленности активнее выстраивать связи между отечественными предприятиями. Продолжается создание отраслевых холдингов и вертикально интегрированных комплексов, взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, создание и расширение отраслевых союзов и ассоциаций.
Несмотря на то, что предприятия масложировой промышленности рентабельны, для повышения технического уровня и, соответственно, получения большей прибыли собственники идут на довольно серьезные инвестиции в техническое перевооружение отрасли.
У нас в стране основная масличная культура - подсолнечник.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства………………………………………………………………….7
Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………………………………19
Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
Современный рынок растительных масел
Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел…………………………...28
Оценка конкурентоспособности растительных масел
Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………………………………………………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

1курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Литровые упаковки масла пользуются наибольшим спросом. На их долю приходится 74,5% рынка. Упаковки объемом от 0,5 до 1 литра занимают 16,4%, масло фасовкой 0,5л занимает 2,9% рынка, по 2,3% рынка приходится на тару объемом менее 0,5л и более 5л, 1,6% рынка растительных масел занимает растительное масло расфасованное в тару объемом 1 – 5л. 

Рафинированное масло занимает 85% рынка.

Ценовая структура рынка  растительного масла выглядит следующим  образом. Наиболее дорогим является оливковое масло. Стоимость 1 литра  оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. На втором месте находится кукурузное масло. Цена за 1 литр кукурузного масла составляет 46,03 руб. На третьем месте по стоимости находится подсолнечное масло, 1 литр которого стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д. составляет 37,52 руб.

 

Ценовая структура рынка  растительного масла 

В последние годы в России растет способность местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте. Тем не менее, обеспечить внутренний спрос на растительное масло способны, в первую очередь, те регионы, в которых расположены крупнейшие производители. Основное производство растительного масла сосредоточено в Южном ФО (42,2%), Центральном ФО (27,3%), Приволжском ФО (20,3%), то есть в регионах, где в основном производится сырье 

Согласно данным Росстата и агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, производство растительного масла в текущем сезоне было выше на 4%, чем в предыдущем, однако спрос рос быстрее (на 5,3%), что послужило одной из причин колебания цен. В I квартале 2010 г. цены производителей на растительное масло снижались, потребительские цены, наоборот, росли.

В I квартале 2010 года цены производителей на подсолнечное масло колебались, имея тенденцию к снижению. Темпы роста цен производителей подсолнечного масла в отчетном периоде носили понижательный характер, тогда как в предыдущем году темпы росли. Что касается потребительских цен на подсолнечное масло, то в I квартале 2010 г. они стабильно повышались. Однако, уровень этих цен был существенно ниже, чем в аналогичном периоде 2009 года.

В настоящее время отмечается снижение концентрации рынка растительного масла за счет активного развития региональных игроков, а также роста доли частных марок.

В Чебоксарах рынок растительных масел представлен такими производителями как агрохолдинг «Юг Руси», холдинг «Солнечные продукты», группа компаний «Астон», группа компаний «Русские масла», компания «ЭФКО», группа компаний «Нижегородский МЖК» 000 «Золотая семечка», 000 «Бунге СНГ» и др. Восновном потребители покупают рафинированное масло марок «Юг Руси», «Злато», «Олейна», «Золотая семечка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел

Отечественная промышленность вырабатывает около 50 видов растительных масел, которые различаются жирнокислотным составом, количеством сопутствующих веществ, степенью очистки, органолептическими свойствами. В зависимости от вида рафинации вырабатывают масла нерафинированные, гидратированные, рафинированные, отбеленные, салатные. В соответствии с ГОСТ 30623-98 растительные масла в зависимости от жирнокислотного состава подразделяют на 8 групп.

Подсолнечное  масло получают из семян подсолнечника — однолетнего растения семейства астровых. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличенным по вкусу и запаху. Рафинированное недезодорированное, гидратированное и нерафинированное масло высшего и 1-го сортов должно иметь вкус и запах подсолнечного масла без посторонних запахов, привкусов и горечи. В гидратированных и нерафинированных масле 2-го сорта допускаются слегка затхлый запах и привкус легкой горечи.

Подсолнечное  масло имеет золотисто-желтый цвет. Наиболее интенсивно окрашено нерафинированное масло, наименее интенсивно — рафинированное дезодорированное.

Подсолнечное  рафинированное и гидратированное  масло высшего и 1-го сортов должно быть прозрачным, без осадка. Допускается  легкое помутнение или «сетка» в  гидратированном масле 2-го сорта  и нерафинированном масле высшего  и 1-го сортов. В нерафинированном масле 2-го сорта может быть осадок, а над осадком — легкое помутнение.

Хлопковое масло получают из семян однолетнего растения из семейства мальвовых.

Рафинированное  хлопковое масло должно быть прозрачным, дезодорированное — без запаха, обезличенным по вкусу, недезодорированное — со свойственным запахом, без посторонних запахов и привкусов.

Соевое масло получают из однолетнего травянистого растения семейства бобовых.

 

 

 Сырое соевое масло имеет  коричневый цвет с зеленоватым оттенком, после рафинации — светло-желтый.

Товарное соевое масло должно быть прозрачным, в  гидрати-рованном масле 2-го сорта допускается  легкое помутнение. Вкус и запах рафинированного дезодорированного масла обезличены, недезодорированного и гидратированного — свойственные соевому маслу, без посторонних привкусов и запахов.

Арахисовое  масло получают из плодов земляного ореха (семейство бобовых).

Арахисовое  масло рафинированное и нерафинированное высшего и 1-го сортов должно быть прозрачным, светло-желтым с зеленоватым оттенком. Техническое масло может быть более темным. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличено по вкусу и запаху.                     

Горчичное масло получают из семян растения семейства крестоцветных.

Оно коричневато-желтого  или зеленовато-желтого цвета прозрачное. Пищевое масло имеет запах и вкус, свойственный горчичному маслу, без посторонних запахов, привкусов и горечи. Горчичное масло используют также в кондитерской и хлебопекарной промышленности.

Рапсовое масло получают из семян рапса — растения семейства крестоцветных.

Рапсовое масло  имеет специфические вкус и запах, темно-коричневый цвет с зеленоватым  оттенком. После полного цикла  рафинации масло приобретает  светло-желтый цвет с легким зеленоватым  оттенком.

Кукурузное  масло вырабатывают из зародышей кукурузы, получаемых в качестве отходов крупяного или крахмалопаточного производства.

Сырое кукурузное масло имеет специфические вкус и запах, цвет — от светло-желтого  до красновато-коричневого.

Рафинированное  масло должно быть прозрачным, без осадка. В нерафинированном допускается легкое помутнение над осадком. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличено по вкусу и запаху. Рафинированное недезодорированное и нерафинированное масла должны иметь вкус и запах, свойственные кукурузному маслу, без посторонних запаха, привкуса и горечи.

Оливковое масло вырабатывают из плодов оливкового дерева семейства маслиновых.

Оливковое масло  имеет приятные вкус и запах. Цвет лучших сортов масла от светло-желтого  до золотисто-желтого, низших — с зеленоватым оттенком, обусловленный пигментами группы хлорофилла. В составе триглицеридов оливкового масла преобладают олеиновая, пальмитиновая и линолевая кислоты.

Качество оливкового масла зависит от способа его  извлечения. Высшие сорта получают холодным прессованием из мякоти недозрелых плодов. Такое масло, называемое «прованским», золотисто-желтого цвета, с легким приятным запахом. По мере увеличения температуры отжима качество масла снижается. При окончательном прессовании в условиях повышенных температур и после экстракции полуобезжиренных маслин получают столовое и техническое масло. Масло из плодов низкого качества, называемое «деревянным», имеет зеленый цвет и применяется в производстве туалетного мыла.

Кокосовое масло получают из высушенной ядровой мякоти кокосового ореха (копры). Кокосовое масло имеет неприятный вкус и сладковатый запах. По консистенции напоминает коровье масло. После рафинации приобретает снежно-белый цвет. В его составе преобладают лауриновая и миристиновая кислоты. Особенностью кокосового и пальмоядрового масла является высокое содержание низкомолекулярных насыщенных кислот.

Масло какао получают из какао-бобов. Оно имеет белый цвет, специфические вкус и запах.

Пальмовое масло получают из мякоти плодов масличной пальмы. Оно содержит большое количество каротинов, поэтому окрашено в оранжево-красный цвет. Это масло имеет приятный специфический запах, напоминающий запах фиалки. Особенностью его является высокая подверженность самопроизвольному гидролизу.

 Кроме указанных показателей нормируются:

массовая доля нежировых примесей: в рафинированных маслах — отсутствуют, в большинстве  нерафинированных масел — не более 0,03—0,2%, в кукурузном масле не определяется;

в хлопковом, кукурузном арахисовом, рапсовом, соевом масле  определяют наличие мыла по качественной пробе — должно отсутствовать;

йодное число  должно составлять (J2/100 г), не более: для подсолнечного — 125-145, хлопкового — 101-116, соевого — 120-140, горчичного — 92—123, арахисового — 83-105, рапсового — 94-106, кокосового — 12;

массовая доля неомыляемых веществ в растительных маслах не должна превышать (в %): 0,8 —  в соевом и арахисовом рафинированных; 1,0 — в хлопковом, соевом гидратированном, горчичном, кукурузном, арахисовом рафинированном; 1,2 — в подсолнечном; 1,5 — в рапсовом нерафинированном;

температура вспышки  экстракционного масла подсолнечного, арахисового, кукурузного дезодорированных — не ниже 234 "С; подсолнечного, соевого  гидратированного, арахисового и  кукурузного нерафинированных —  не ниже 225; хлопкового — не ниже 232; рапсового — не ниже 230 °С.

Согласно ГОСТ 1129-93 в подсолнечном масле нормируют  степень прозрачности (в фем.): рафинированного  — 25; гидратированного и нерафинированного  высшего и 1-го сортов — 40; перекисное число (в 1/О ммоль/кг), не более: для свежевырабо-танного масла — 5,0, для хранившегося масла — 10,0.

Дефектами растительного масла являются: затхлый запах, возникающий при использовании дефектного сырья; посторонние или

Неприятные привкусы и запахи как следствие несоблюдения товарного соседства при хранении; прогорклый вкус, ощущение першения в горле при дегустации или вкус и запах олифы в результате несоблюдения температурно-влажностного режима хранения; интенсивное помутнение или выпадение осадка в рафинированных маслах как следствие попадания влаги в масло, чрезмерного охлаждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценка конкурентоспособности растительных масел

4.1. Анализ конкурентоспособности растительных масел

Таблица 2 – Результаты ранжирования свойств товара

Показатели

эксперты

Яркость упаковки

Цвет масла

Известность марки

Объём бутылки

Информация на бутылке

 

1

3

4

5

4

4

20

2

2

5

5

5

4

21

3

4

4

4

5

3

20

 

9

13

14

14

11

61

 

0,15

0,21

0,23

0,23

0,18

 
 

0,023

0,044

0,53

0,53

0,32

 

 

W= 0, 0161

Таблица 3 – Балловая оценка образца №1

Номер эксперта

х

х

х

х

х

1

1

3

2

3

1

2

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

2

1

3

2

4

Итого

9

7

6

6

7

5

Ср.значение

3

2,33

2

2

2,33

Информация о работе Оценка конкурентоспособности растительных масел