Оценка конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является увеличение теоретических знаний относительно конкурентоспособности товаров, путей их совершенствования, а так же приобретение практических навыков по определению конкурентоспособности товаров на примере пивоваренной организации федерального значения.
В курсовой работе использовались различные источники информации: как бумажные носители (книги, отчеты), так и современные возможности сети Интернет (энциклопедии, словари). Благодаря этому, работа насыщена тематической информацией, как теоретическими основами, так и практическим закреплением.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности товаров 3
1.1. Основные понятия конкурентоспособности товаров 3
1.2. Возможности анализа конкурентоспособности 6
2. Оценка конкурентоспособности товаров 9
2.1. Методы оценки уровня качества 9
2.2. Пути совершенствования качества товаров 12
2.3. Анализ качества в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка конкурентоспособности товаров, пути их совершенствования..doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  2

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности товаров  3

1.1. Основные понятия конкурентоспособности товаров  3

1.2. Возможности анализа конкурентоспособности  6

2. Оценка конкурентоспособности товаров  9

2.1. Методы оценки уровня качества  9

2.2. Пути совершенствования  качества товаров  12

2.3. Анализ качества в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»  16

Заключение  20

Список использованной литературы  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обращаясь к анализу  современного рынка, складывается не очень хорошая обстановка в качестве производимой продукции. За последние годы многие производители стали уделять все меньше внимания конкурентоспособности производимых ими товаров, и зря. Эта деталь играет важнейшую роль в конкурентоспособности самого предприятия, так как основное внимание потребителей заключено именно на товарах, нежели на самом предприятии.

В данной курсовой работе проводится основное исследование роли, анализ и оценка конкурентоспособности товаров, а так же пути их совершенствования с целью повысить конкурентоспособность предприятия-производителя и предприятия-продавца.

Данная тема высоко актуальна, ведь каждый руководитель должен знать, насколько важно для него производить качественные товары для современного рынка, и понимать, что нужно делать, чтобы производимый товар усовершенствовать. 

Целью выполнения работы является увеличение теоретических  знаний относительно конкурентоспособности товаров, путей их совершенствования, а так же приобретение практических навыков по определению конкурентоспособности товаров на примере пивоваренной организации федерального значения.

В курсовой работе использовались различные источники информации: как бумажные носители (книги, отчеты), так и современные возможности  сети Интернет (энциклопедии, словари). Благодаря этому, работа насыщена тематической информацией, как теоретическими основами, так и практическим закреплением.

В качестве практического  объекта исследования выступила  организация ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Компания успешно существует на рынке уже 20 лет. К производимой продукции относятся не только алкогольные напитки (светлое пиво, темное, пшеничное, нефильтрованное), но и безалкогольные напитки (лимонад, квас).

2

1. Теоретические  аспекты конкурентоспособности  товаров

1.1. Основные понятия конкурентоспособности товаров

Понятие конкурентоспособности  является одним из самых емких, насыщенных, многоуровневых и важных понятий из бесчисленного множества экономических определений. Оно подразумевает, в первую очередь, способность товара заинтересовать, зацепить потребителя. В большинстве случаев, важнейшую роль играет непосредственно качество товаров. Несомненно, внешний вид (упаковка, эмблема и т.п.) играют немаловажную роль. Но качество – это первостепенный показатель, который важен потребителю. Если товар будет красив снаружи, а в качестве он будет уступать конкурентам, то такой товар на второй раз уже вряд ли кто захочет покупать. И наоборот, если качество хорошее, но внешний вид не будет привлекательным, то значительная часть потребителей (для которых имеет значение красота товара) откажется от последующих покупок товаров такого производителя, который не умеет сочетать эти два важнейших пункта в своем производстве.

Вторым, после качества, показателем является цена. Именно она играет такую же по важности роль, как и качество самого товара. В этом случае необходимо найти некоторый баланс «цена-качество». Если цена будет слишком завышена, а качество будет несоответственно высоким, то количество потребителей будет заметно сокращаться, причем достаточно резко. В обратной ситуации, если качество будет на высоком уровне, но цена будет необоснованно заниженной, то у потребителя возникнут некоторые опасения и он насторожится. Ведь у любого человека сразу начали бы возникать мысли о том, что значит в чем-то здесь подвох, а испытывать судьбу, мало кто захочет.

Опираясь на содержание документа, который доводит до нашего сведения все необходимые составляющие качества, необходимо так же выделить и следующие пункты:

 

3

- товар должен соответствовать определенному техническому уровню и уровню качества продукции, которые в свою очередь характеризуют использование всех последних научно-технических достижений человечества по совершенствованию качества товаров;

- необходимо так же  соответствие товара всем требованиям и государственным стандартам качества при использовании товара в определенных климатических и прочих условиях, которые могут воздействовать на него касаемо срока годности;

- товар должен соответствовать  привычкам и обычаям населения  того территориального пункта, где и происходит его продажа. Он ни в коем случае не должен мешать привычной жизни людей, их религиозным соображениям, а так же быть позывом и агитацией к чему-либо;

- производитель обязан  обеспечить покупателя товара  послепродажным техническим и сервисным обслуживанием, а так же объяснить и продавцам товара и его покупателям все детали эксплуатации товара, ведь неправильное его использование может повлечь за собой как минимум – поломку товара, как максимум – порчу здоровья человека;

- обязательно наличие зарегистрированного товарного знака, лицензии на продажу и патентные права;

- продавец обязан обеспечить  покупателя товара гарантийным сопровождением, а так же, при возникновении на то необходимости, обеспечить доставку проданного товара;

- предоставление кредита или рассрочки по требованию так же определяет качественный уровень товара, ведь многие покупатели зачастую не могут себе позволить ввиду тех или иных обстоятельств, приобрести товар по средней и уж тем более достаточно высокой цене. В этом случае продавец должен определить размер первого платежа, последующих платежей и размер процента переплаты.

 

 

4

Более того, в условиях современного рыночного производства качественных товаров, некоторые факторы  были приплюсованы непосредственно  по типу рынка:

- безопасность товара, подтвержденная сертификатами и лицензиями по отношению к сохранению окружающей среды, т.е. подтверждение того, что товар не нанесет никакого ущерба экологии;

- производитель должен  быть известным и надежным  среди территориального населения целевой аудитории, он должен быть щедрым на хорошую рекламу, чтобы закрепить свои позиции;

- стоимость эксплуатации  товара должна быть максимально  выгодной как для продавца, так  и для покупателя данного товара;

- товар должен быть  прост и удобен в утилизации, чтобы не наносить вреда экологии, не составлять проблем для производителя и населения в том числе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1.2. Возможности  анализа конкурентоспособности

Под анализом конкурентоспособности товара понимается процесс исследования качества товара по таким показателям, как экологичность, экономичность, эргономичность, эффективность, полезность, практичность, удобство использования и т.д.

Существует бесконечное  множество возможностей проанализировать конкурентоспособность товара, некоторые из них будут рассмотрены далее в ходе написания работы.

Оценка конкурентоспособности  товара производится, опираясь на изучение покупательских потребностей и условий  современного рынка. Для того чтобы  товар мог эффективно удовлетворять потребности он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим, т.е.  товарные свойства, область применения  товара и его назначения;

- эргономическим – товар должен соответствовать свойствам человеческого организма;

- эстетическим – внешние  свойства товара, упаковка;

- нормативным – товар должен соответствовать необходимым стандартам и нормам;

- экономическим –  количество средств, которые потребитель  может потратить на удовлетворение  потребностей, ценовая составляющая  товара и сервисное обслуживание.

Анализ конкурентоспособности  должен способствовать решению некоторых  задач, а именно:

- оценке и прогнозированию  конкурентоспособности того или  иного товара;

- изучению и обработке  факторов, влияющих на уровень  конкурентоспособности;

- планированию и разработке программ по поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности.

 

6

Анализ конкурентоспособности  товаров, как правило, производится по определенной методике, которая  показана ниже на рис.1.

Рис.1. Блок-схема анализа  конкурентоспособности продукции.

Для того чтобы произвести оценку конкурентоспособности товара необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и изделия-аналога у производителя-конкурента, и с помощью полученных результатов выявить конкурентные преимущества или недостатки. С этой целью необходимо рассчитать ряд показателей конкурентоспособности продукции: единичные, групповые и интегральные.

Единичные показатели –  показывают процентное отношение уровня технического или экономического параметра  к величине того же параметра товара конкурентов:

где q - единичный параметрический показатель; 

Р - уровень параметра исследуемого изделия; 

P100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребности на 100 %.

7

Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

Интегральный  показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если Y > 1, то оно превосходит товар-образец или товары конкурента по своим параметрам.

     Помимо  рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров, для того чтобы определить фактическое положение товара на конкретном рынке можно так же воспользоваться матричным методом.

Матричный метод представляет собой построение матрицы, которая  включает по-вертикали отражение  темпов роста объема продаж основных рыночных производителей, а по-горизонтали доли рынка, которую этот производитель контролирует. И чем больше эта доля рынка, тем выше на конкретном рынке фактическая конкурентоспособность товаров этого производителя. Существует еще такой показатель как отношение доли, занимаемой на рынке предприятием к доле крупного производителя-конкурента, его рассчитывают с той же целью, как и предыдущий. В таком расчете, при результате, где отношение больше, чем единица, занимаемая доля предприятия считается высокой, в случае, где отношение <1 – низкой.

Одним из важнейших способов повышения конкурентоспособности  товаров – это совершенствование  всего процесса товародвижения, улучшенной организации торговли, достижение идеального сервисного обслуживания покупателей, хорошей и качественной рекламы своему товару. Все перечисленное можно смело считать мощнейшими инструментами стимулирования спроса.

8

2. Оценка конкурентоспособности  товаров

2.1. Методы оценки  уровня качества

     Для того, чтобы определить показатели качества, в товароведении принято использовать методы, основанные на некоторых правилах применения и использования определенных принципов и средств испытаний. Такие детали, как техническое устройство и материал для проведения испытаний могут относиться к техническому устройству. Методы могут быть: объективные, эвристические, статистические, комбинированные. Это зависит от источника и способа получения информации.

Объективные методы - измерительные, регистрационные, расчетные и методы опытной эксплуатации.

Эвристические методы –  органолептические, экспертные и социологические  методы.

Методы определения  значений показателей качества бывают разрушающими и неразрушающими. Это  зависит от того, какой характер их влияния на объект контроля.

Метод разрушающего контроля – при таком методе пригодность образцов к последующему использованию может быть нарушена.

Метод неразрушающего контроля – образец не разрушается.

Методы определения  показателей качества по способу  нахождения числового значения бывают прямые и косвенные.

Прямые методы требуемое значение некоторой физической величины определяют с помощью какого-либо прибора, а результаты сразу видны на показателях прибора, например определение массы на весах.

Косвенные методы определения показателей  качества некоторой характеристики A подразумевают проведение n прямых методов измерения характеристики B, с которой характеристика A связана функционально. В результате прямых измерений (B1, B2, B3, …, Bi) рассчитывается B=Bi/n, далее определяется A с помощью формулы A=f (B1, B2, …, Bi).

 

9

Косвенные методы оценки не на столько точны, по сравнению  с прямыми, тем не менее, они дают возможность оперативного определения  нужных характеристик. В большинстве  случаев они проявляют себя как  неразрушающие методы, к примеру, расчет коэффициента поверхностного натяжения жидкости или оценка предела точности при растяжении металлов.

Метод определения показателей  качества определяется путем учета  целей, задач и условий оценки значений. Выбранный метод должен «сопровождать» товар на всех этапах жизненного цикла.

Объективные методы

1. Измерительный –  основан на использовании информации, которую получают благодаря использованию  технических средств измерений  (измерительные приборы и т.п.). К достоинствам такого метода  можно отнести объективность и точность, к недостаткам – сложность, продолжительность, необходимость специальной подготовки, приобретение дорогостоящего оборудования.

2. Регистрационный – метод, основанный на наблюдениях и подсчетах определенных событий. К достоинствам можно отнести то, что метод позволяет определять сложные и информативные показатели. К недостаткам – трудоемкость и продолжительность.

3. Расчетные – предполагает  использование формул для расчетов  в процессе получения информации. Сам метод необходим для составления прогноза и определения необходимых оптимальных значений, таких как показатели долговечности. Чаще всего этот метод используется вкупе с проведением косвенных измерений.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров