Оценка конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является увеличение теоретических знаний относительно конкурентоспособности товаров, путей их совершенствования, а так же приобретение практических навыков по определению конкурентоспособности товаров на примере пивоваренной организации федерального значения.
В курсовой работе использовались различные источники информации: как бумажные носители (книги, отчеты), так и современные возможности сети Интернет (энциклопедии, словари). Благодаря этому, работа насыщена тематической информацией, как теоретическими основами, так и практическим закреплением.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности товаров 3
1.1. Основные понятия конкурентоспособности товаров 3
1.2. Возможности анализа конкурентоспособности 6
2. Оценка конкурентоспособности товаров 9
2.1. Методы оценки уровня качества 9
2.2. Пути совершенствования качества товаров 12
2.3. Анализ качества в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка конкурентоспособности товаров, пути их совершенствования..doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

4. Метод опытной эксплуатации  – это разновидность регистрационного  метода, используется для того, чтобы определить такие показатели как надежность, безопасность, экологичность. Достоинством такого метода можно считать высокая точность значений показателей качества, а к недостаткам – продолжительность и дороговизна.

 

10

Эвристические методы

1. Органолептический  метод – информация в таком  методе появляется в результате  использования органов чувств  человека, а именно анализа ощущений и восприятий. Достоинства – простота и доступность, недостатки – субъективность, т.е. точность и достоверность показателей напрямую зависит от человеческого фактора.

2. Экспертный метод - предполагает учет мнений экспертов (специалистов). Метод используют, если для определения показателей качества не могут быть использованы другие методы, в связи с недостаточной информативностью. К недостаткам относится неточность результатов, опять же, в связи с учетом человеческого фактора.

3. Социологический – основан  на анализе и сборе мнений  потребителей, производится путем  устного опроса, анкетирования, организации  выставок, конференций и т.д. Метод отлично подходит для проведения маркетинговых исследований. Одним из недостатков можно считать длительный процесс подготовки, а из достоинств – информация «из первых уст», т.е. получение некоторой обратной связи.

 

Помимо перечисленных методов, существуют так же статистические методы контроля качества. Они основаны на результатах использования теории вероятности и математической статистики. Такие методы охватывают все этапы жизненного цикла товара и, как следствие, область их применения очень широка. Статистические методы минимизируют затраты и объем работы и с их помощью можно не только проводить контроль качества, но и управлять им.

 

 

 

 

 

11

2.2. Пути совершенствования  качества товаров

     Качество – это объект управления, а управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение, это означает, что факторы, обеспечивающие качество, тоже бывают трех видов: формирующие качество, стимулирующие и сохраняющие.

Факторы, влияющие на формирование качества – исследование рынка, качество сырья, качество проектирования, контроль качества готовой продукции.

Факторы, которые качество стимулируют – экономическая  эффективность производства, тонкости управления, ценообразование, стимулирование сотрудников, штрафные санкции при нарушении норм качества и т.д.

Факторы, сохраняющие  качество – упаковка, транспортировка, хранение, послепродажное обслуживание.

Для того чтобы определить пути совершенствования качества товаров, сначала нужно тщательно изучить рыночный спрос на него и проанализировать обратную связь от потребителей, а так же обязательно учесть все требования стандартизации и сертификации, результаты научных исследований, требования потребителей.

Планы по повышению качества товаров обязательно должны быть согласованы с другими планами предприятия, а так же обеспечены всеми необходимыми для работы ресурсами. Показатели, которые характеризуют качество товаров на всех этапах жизненного цикла – предмет планирования качества, они четко представлены в заданиях по совершенствованию качества товаров, в планировании производства товаров, научно-исследовательских работ, обучение и подготовке персонала.

Любая организация имеет  возможность планировать:

- уровень качества  – это доля производства товара, которые относятся к высшей категории качества; а так же виды товаров, подвергающиеся аттестации и которые признаны наиболее полно удовлетворять потребности покупателей.

12

-процесс производства  товара – это коэффициент качества, минимизация бракованного товара, процентный показатель сдачи товара с первого предъявления.

- характеристики эксплуатации  – производительность, надежность, долговечность, экономичность.

Основными задачами путей  совершенствования качества являются:

- Доминирующее положение  технического уровня и качества по сравнению с зарубежными товарами-аналогами;

- Снятие с производства устаревших изделий или замена их современными аналогами;

- Строгое соблюдение  всех требований стандартов и  прочей документации;

- Производство товаров наивысшего качества;

- Повышение долговечности  производимых товаров.

Пути совершенствования  качества подразумевают планирование, которое может быть двух видов: перспективным  и текущим. Перспективное планирование включает в себя планирование объема работ в перспективе на несколько лет. Текущее планирование – здесь перспективное планирование рассматривается более конкретно, осуществляются и реализуются его пункты. Годовое планирование подразделяется на ежеквартальное и ежемесячное, оно обязательно согласовывается непосредственно с руководителем предприятия.

Одной из важнейших стадий совершенствования качества товаров  является набор мероприятий по подготовке товара к сертификации. Для этого  предприятию необходимо обладать некоторыми ресурсами и сотрудниками, которые  смогут обеспечить бесперебойное и непрерывное производство качественных товаров. Руководители же в свою очередь обязаны предоставить необходимый набор качественных ресурсов, используя которые сотрудники смогут производить тот самый качественный товар, который будет вполне конкурентоспособен на современном рынке.

 

13

Под такими ресурсами  подразумевается следующее:

- человеческие ресурсы  (т.е. персонал, который сможет  обеспечивать производство качественных  товаров);

- необходимое оборудование, позволяющее производить разработки и технологии дальнейшего производства;

- необходимое производственное  оборудование;

- оборудование для  осуществления контроля и проверок  на качество;

- программное обеспечение  и необходимую аппаратуру.

Так же непосредственно  руководителями определяется необходимый уровень квалификации сотрудников качественного производства.

Проводя анализ качественного  производства, можно для себя отметить, что одной из главных причин производства некачественных товаров является именно неправильный набор сотрудников. Они не обладают достаточными знаниями и компетенцией для конкретного производства, либо же руководство неправильно произвела подбор персонала, опираясь на ненужные качества в их практике, которые безразличны именно этому производству. Руководство в свою очередь обязано дополнительно обучить персонала по производству высококачественного товара непосредственно в их специфике. Можно привести в пример выражение японского специалиста по проблемам качества товаров, К. Исикава: «Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров».

Так же важнейшим путем  совершенствования качества можно  смело считать стимулирование. Причем и экономическое, и моральное. Всех участников производства необходимо мотивировать к производству качественного товара, чтобы они это выполняли не столько по приказу «надо», сколько в собственных интересах, тогда качественное производство заметно увеличится. В вопросе стимулирование необходимо опираться на сложность производства, его многократность и важность.

 

14

Что касается стимулирования сотрудников, то в качестве образца  им можно демонстрировать изготовление товаров с низким процентом брака, своевременную сдачу готовых  товаров, низкое количество товаров  с возвратом от покупателя и пр. Многие руководители активно практикуют системы, как индивидуального поощрения, так и группового.

Очень важно материально  поощрять сотрудников, имеющих непосредственное отношение к производству и тех, кто несет наибольшую ответственность за соответствие всем необходимым требованиям нормативно-технической документации.

С целью повысить заинтересованность сотрудников в производстве товаров  высокого качества, многие страны практикуют ежегодные и ежеквартальные премии, которые полагаются тем кадрам, которые проявили наибольшее участие в производстве качественных товаров, тех, кто повлиял на производство, соответствующее всем необходимым пунктам и уровням больше остальных и лучше остальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

2.3. Анализ качества  в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

     Продукция  пивоварения относится к продовольственным  товарам, а именно к группе  продуктов массового потребления,  выработанным по традиционным  технологиям и предназначенным  для питания основных групп  населения.

     ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. На производстве «Балтики» используется только самое современное оборудование и самые современные технологии производства, уже этими показателями можно частично охарактеризовать производимую продукцию качественной. Именно с таким набором «Балтика» с 1996 года по праву считается компанией №1 на российском рынке пивоварения.

На протяжении всей деятельности эта компания развивалась не только в масштабе производственных площадей (расширялись и приобретались существующие заводы, строились новые), но и в масштабе слияния с другими крупными компаниями. Вот, например, в конце 2006 года «Балтика» объединилась с другими тремя крупнейшими пивоваренными компаниями России: «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». А в 2008 году компания присоединилась к команде Carlsberg Group, тем самым охватив своим производством часть Восточной Европы (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан).

На протяжении всей успешной деятельности предприятия, компания уделяет  огромное внимание вопросам качества не только в виде современного производственного оборудования, но и в виде ультрасовременных подходов в менеджменте качества и в использовании только самого лучшего сырья.

По понятиям современного времени, «Балтика» является одним  из крупнейших производителей продовольственных товаров в России. Ведь именно ей принадлежат 10 пивоваренных заводов в различных городах: Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Красноярске и Хабаровске.

16

За 2008 год «Балтика»  приобрела в собственность завод  и в Азербайджане.

Общая производительность всех заводов «Балтики» составляет 520 миллионов литров в месяц. Так  как для производства качественного  пива необходим качественный солод, «Балтика» построила две собственные солодовни в Туле и Ярославле, чтобы не только следить, но и принимать участие в производстве некоторого сырья для их продукции.

«Балтика» активно практикует в своей деятельности следование инновациям, так, например, упаковка. Виды упаковки создаются высококвалифицированным и креативным персоналом в соответствии со всеми требованиями современного среднестатистического человека. Так же успешно применяются инновации в области продаж и логистики.

«Балтике» принадлежат  более 30 марок пива, в частности такие известные бренды, как «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Holsten, Kronenbourg 1664, и девять не пивных брендов. В странах СНГ и дальнего зарубежья компания так же производит свои сорта пива и безалкогольных напитков по определенным лицензиям, что значительно помогает компании выигрывать различные профессиональные и потребительские конкурсы, за которые уже получено более 600 наград.

Точек продаж у компании насчитывается бесчисленное множество, они составляют 98%  торговых точек в России и более чем в 75 зарубежных странах. Продукция «Балтики» составляет порядка 70% всего российского экспорта пива.

Города, в которых расположились  заводы «Балтики» получают значительную часть налоговых вычетов от компании, так как эти заводы являются крупнейшими налогоплательщиками. В 2012 отчисления в налоговые службы составили 60,2 миллиарда рублей. Компания принимает активное участие в крупномасштабных социальных и общественных проектах, а так же в благотворительных движениях учреждений здравоохранения, социальной защиты и образования.

 

17

Так же в 2012 году Carlsberg Group и «Балтика» подписали меморандум о взаимопонимании с ООН по промышленному развитию (UNIDO), он подразумевает, что в России будет реализовано несколько крупных движений в защиту окружающей среды, всего сельского хозяйства на сумму равную одному миллиарду рублей в течение пяти последующих лет. Этот поступок может смело говорить о том, что «Балтика» является экологически ответственным производителем качественных товаров.

Что касается этики продажи  пива, то компания очень четко отслеживает, чтобы пиво продавалось только целевой  аудитории, т.е. взрослым людям. Несовершеннолетние представители населения принципиально  не должны покупать и употреблять  пивоваренную продукцию, в соответствии с законом. В связи с этим, «Балтика» проводит акции, по типу «Пивного дозора», которые помогают объединиться людям, неравнодушным к нарушению закона о продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Компания «Балтика»  относится к качеству своей продукции, как к первостепенному принципу производства, ведь производитель несет ответственность перед своими покупателями и обществом в целом за качество товаров и их безопасность.

В начале 90-х годов, «Балтика»  получила международный сертификат качества ИСО 9001, тем самым обогнав своих конкурентов в получении. Это послужило началом принципиального поддержания качественного производства. В 2009 году компания подтвердила соответствие международным стандартам системы менеджмента пищевой безопасности.

А территория самого производства получила сертификат соответствия процессов производства пива Системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), основанной на принципах ХАССП (от англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points). В настоящее время «Балтика» успешно практикует свою деятельность в соответствии с методами управления качеством ИСО 9001:2008 и Системой менеджмента безопасности пищевой продукции по ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров