По «Алми» скорость обращения товаров составила:
Фактически за 2010 год 1931676 : 61554,8=31,4 оборота
Фактически за 2011 год 5693314 : 172918,8=32,9 оборота
Результаты анализа товарооборачиваемости по «Алми» оформим в табл. 6.
Таблица 6. Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по «Алми»
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение | 2011г. в % к 2010 г. |
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. р. | 1931676 | 5693314 | +3761638 | 294,7 |
2. Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, млн. р. | 61554,8 | 172918,8 | +111364 | 280,9 |
3. Время обращения товаров в днях | 11,5 | 10,9 | -0,6 | 94,8 |
4. Скорость обращения товаров в количестве оборотов | 31,4 | 32,9 | +1,5 | 104,8 |
Источник: данные внутренней отчетности «Алми»
Следовательно, в 2011 году товарные запасы обновлялись 32,9 раза и оборачиваемость товаров ускорилась по сравнению с 2010 годом на 1,5 оборота (32,9-31,4) [12, с. 263].
«Алми» работает с большим количеством поставщиков, поэтому перечислим основные из них (табл. 7).
Таблица 7. Поставщики магазина
№ | Товары | Поставщики | Товары |
1 | Рыба и рыбные продукты | “Санта-Бремор ”; ОАО “Иваси ”; ОАО “Белрыба”; ОАО “Гомельский РЫБОКОМПЛЕКС”; ООО “Сузорье”; | Рыба и рыбные продукты |
2 | Мясо и мясные продукты | ОАО “Оршанский мясоконсервный комбинат”; г. Витебск, мясокомбинат; ЗАО “Комвак”; ОАО “Брестский мясокомбмнат”; ОАО “Слуцкий мясокомбинат”; | Мясо и мясные продукты |
3 | Молоко и молочные продукты | ОАО Ошмяны “Сыродельный завод ”; ОАО “Молочные продукты”; ОАО “Оршанский молочный комбинат”; ЧУП “Калинковичский молочный комбинат”; ОАО “Савушкин продукт”; | Молоко и молочные продукты |
4 | Яйца и яичные продукты | ОАО “Барановичская птицефабрика”; ОАО “Солигорская птицефабрика”; | Яйца и яичные продукты |
5 | Пищевые жиры | ОАО “Кобринский МСЗ”; МОПТУПС “Столбцовский мясокомбинат”; | Пищевые жиры |
6 | Продукты переработки зерна | ОАО "Минский комбинат хлебопродуктов"; ОАО Борисовская макаронная фабрика; ОАО Витебская макаронная фабрика; Комбинат “Витьба”; ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов»; ОАО “Глубокский молочноконсервный комбинат”; | Продукты переработки зерна |
7 | Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия | ОАО “Рогозницкий крахмальный завод”; ОАО Жабинковский сахарный завод; ОАО “Спартак”; ОАО “Красный пищевик”; ОАО “Коммунарка”; | Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия |
8 | Вкусовые товары | ООО “Табак-инвест”; ИП“Белтобакко Энтерпрайзиз”; "Беларусьторг"; ОАО «Криница»; СП “Кока-кола”; | Вкусовые товары |
9 | Овощи, плоды | ОАО “Быховский консервно-овощесушильный завод ”; ООО “Фудпак”; | Овощи, плоды |
Источник: данные внутренней отчетности «Алми»
Таким образом, важную роль в совершенствовании товароснабжения играет поиск стратегических поставщиков.
Глава 3. Пути совершенствования товароснабжения предприятий розничной торговли
3.1 Совершенствование предварительных операций по закупкам
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль необходимо располагать (владеть) товаром. Главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле:
Д - Т и Т – Д (10)
Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле - предприниматель, располагая определённой суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.
По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия[17, с. 455].
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:
Изучение и прогнозирование покупательского спроса;
Выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
Организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;
Организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортёров и других поставщиков;
Организация контроля и учёта за оптовыми закупками.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос.
Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних оптовых предприятий создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объёма спроса (ёмкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
Изучение и поиск коммерческих партнёров по закупке товаров.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров предприятия должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях[2, с. 391].
Коммерческие работники должны посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объёмом и качеством выпускаемой продукции, я также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, оптовых ярмарках.
Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в газетах и журналах, специальной прессе, биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата предприятия. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения.
Следовательно, с поставщиками товаров должны быть налажены хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.
3.2 Определение цены и объема закупок
На предприятии процессом организации и планированием закупочной деятельности занимается его коммерческий директор. Непосредственно его действия заключаются в планировании очередной партии заказа и прогнозировании потребности в продукции исходя из спроса потребителей.
Планирование закупок и снабжение на предприятии можно условно разделить на два процесса: текущее планирование и оперативное. Текущее планирование включает в себя определение потребностей потребителей на планируемый квартал текущего года исходя из имеющейся информации за прошедшие периоды. Данный размер партии продукции впоследствии должен будет удовлетворить спрос потребителей в планируемом квартале.
В организации, осуществляющей закупки, обычное разделение функций происходит по четырем специальным направлениям.
Организация процесса закупок имеет определенные этапы:
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг.
3. Анализ и определение возможных источников снабжения.
4. Определение цены и условий закупок.
5. Подготовка и размещение заказа на закупку.
6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.
7. Получение и проверка товаров.
8. Обработка счета и оплата.
9. Учет поступлений материальных ресурсов.
Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары[14, с. 138].
Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе[21]. Таким образом, выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков[25, с. 231].