Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:15, отчет по практике
Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе аудиторного обучения и приобретение первичных практических и профессиональных умений в сфере торговой деятельности предприятий, формирование знаний и умений по выполнению отдельных торговых и маркетинговых функций.
Задачами практики прохождения в магазине являются:
- ознакомиться с коммерческой деятельностью организации и организацией торгового процесса;
- изучить принципы заключения договоров;
- освоить методы оценки и контроля качества товаров на предприятии на различных этапах жизненного цикла;
- проанализировать причины возникновения и характер дефектов;
- изучить ассортимент продукции, методы и формы контроля качества;
- изучить документацию при приемке, хранению, реализации товаров;
- изучить способы сохранения качества товаров предприятия в процессе транспортирования, хранения и реализации, особенности маркировки, упаковки и информации о товарах.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Анализ коммерческой деятельности предприятия………………………………5
1.1. Характеристика и размещение торгового предприятия……………………….5
1.2. Содержание торгово-технологического процесса…………………………….5
1.3. Управление торгово- технологическим процессом…………………………....9
1.4. Организация труда в магазине…………………………………………………..10
1.5. Документы, регламентирующие коммерческую деятельность магазина……11 «Лилия»
1.6. Транспортировка, приемка и хранение товаров………………………………..13
2. Товароведная часть………………………………………………………………..17
2.1. Порядок проведения приемки товаров по количеству и качеству в магазине.17
2.2. Сроки годности товаров………………………………………………………….21
2.3. Ассортимент товаров в магазине «Лилия»……………………………………23
Выводы и предложения………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………………..31
Акт о скрытых недостатках продукции составляется в течение 5 дней по обнаружению недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Одновременно с приемкой продукции по качеству производится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, Особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).
Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет - фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, старший продавец приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.
Продавец или товаровед,
осуществляющий приемку продукции
по качеству и комплектности, строго
соблюдает правила приемки
Порядок приемки товаров по количеству:
В целях сохранности продукции и товаров при поставках и создания условий для своевременной и правильной приемки поставщики обязаны обеспечить:
- Строгое соблюдение правил
упаковки и затаривания
- Точное определение количества отгруженной продукции;
- Четкое и ясное оформление
отгрузочных и расчетных
Как уже было сказано, при приемке большое внимание уделяют упаковки и информации, которая на нее нанесена. Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы и др.
Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Также носителем товарной информации является штрих-код.
Штриховой код представляет собой графическое изображение (как правило, штрихи) некоторой последовательности цифр и/или букв, допускающее автоматическое считывание с помощью специализированного оборудования (сканеров шрих-кода). Но так как в магазине «Лилия» форма продажи – через прилавок, то в магазине нет специализированного оборудования, считывающего штрих-коды.
Само название "штрих-код" связано с тем, что большинство методов нанесения меток основано на кодировании последовательности чисел в виде набора линий (штрихов). В настоящее время существуют коды, базирующиеся на других графических примитивах (например, двумерные коды на базе прямоугольников) которые, тем не менее, также называют штрих-кодами.
При приемке также обращают внимание на сроки годности товаров. На все товары, еще на производстве, устанавливаются не только сроки годности, но и сроки реализации.
Сроки реализации устанавливаются на скоропортящиеся товары (молоко, кондит. продукция). По окончании срока реализации товары ликвидируют. Этим занимается старший продавец. Он снимает товары с продажи и составляет АКТ-ПРЕТЕНЗИЮ возврата поставщику. Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в магазине с подписью агента, который забрал товар. Второй и третий экземпляры отдаются агенту, первый так и остается у него, а второй возвращается с печатью того предприятия.
2.2. Сроки годности товаров
Срок годности – это
период, по истечении которого товар
считается непригодным для
У каждого товара свой срок годности. Это зависит от многих факторов, например, материал упаковки, условия хранения, состав продукта и другое. В магазине «Лилия» строго соблюдаются сроки годности, а также факторы, влияющие на них. Рассмотрим сроки годности некоторых групп товаров на примере данной таблице.
Таблица 3 – Сроки годности и условия хранения.
Группа товаров |
Условия хранения |
Срок годности |
1. Алкогольная продукция
- пиво |
Исключается прямое попадание солнечных лучей. Хранят при температуре от +5 до +30°С и относительной влажности до 85%. |
Не ограничен
До 6 мес. |
2. Кофе, чай |
Хранят в сухом прохладном
месте при относительной |
1,5-2 года |
3. Хлебобулочные изделия |
Хранят при температуре 18°С и относительной влажности 75%. |
3 суток |
4. Молочная продукция |
Хранят при температуре от +2 до +6°С. |
3-5 суток |
5. Заморозка |
Хранят при температуре -18°С. |
До 6мес. |
6. Колбасная продукция |
Хранят при температуре от +2 до +6°С. |
До 1 мес., в полиамиде 2 мес. |
Таким образом, из таблицы видно, как правильно хранить различные товары и каким срокам следует придерживаться.
Товар может не подлежать реализации не только по истечению сроков годности, но и по другим причинам, например, товар с дефектами. Не все товары с дефектами бракуются, а только с недопустимыми дефектами. Причины дефектов могут быть различными – дефекты сырья; технологические; возникающие при хранении, транспортировке.
Степень снижения качества товара зависит от значимости, величины, месторасположения и количества дефектов. Допустимые дефекты указываются в стандартах. В магазине «Лилия» при видимых допустимых дефектах товар уценяют. Уценке в основном подлежат такие товары, как печенье (лом), фрукты, овощи (частичная потеря товарного вида).
Уценку производит старший продавец.
Заказ товаров в магазине «Лилия» осуществляет старший продавец или товаровед магазина по телефону или непосредственно прямой заявкой.
2.3. Ассортимент товаров в магазине « Лилия»
Ассортиментная характеристика является одной из важнейших характеристик товара, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент – это большая совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырьем, назначением, производителем и другое), внутри которого выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками.
Таким образом, ассортимент товаров представляет собой систему отдельных элементов, объединенных в группировки по одному частному признаку.
Такую составную часть торгового ассортимента, как продовольственные товары, в магазине подразделяют на следующие ассортиментные группы:
• мясо и мясопродукты;
• рыба и рыбопродукты;
• жиры;
• молоко и молочные продукты;
• яйца;
• сахар;
• кондитерские изделия;
• чай;
• соль;
• хлеб и хлебобулочные изделия;
• мука, крупа и макаронные изделия;
• картофель;
• овощи;
• плоды, фрукты, ягоды;
• часть непродовольственных товаров.
Изучим подробнее ассортимент продукции на примере продукции «Молочная сказка», реализуемого в магазине «Лилия».
Возьмем оборот товаров с 27.06.2012 по 13.07.2012
Таблица 4 – Ассортимент товаров с 27.06.12 по 16.07.12.
Ассортимент |
27.06.12-2.07.12 |
2.07.12-11.07.12 |
11.07.12-16.07.12 | |||
Реализовано, шт |
От общего числа, % |
Реализовано |
От общего числа, % |
Реализовано |
От общего числа, % | |
1. Молоко 2,5% 1л |
15 |
5 |
17 |
7,4 |
23 |
9,2 |
2. Кефир 1% 1л. |
4 |
2,6 |
5 |
3,4 |
7 |
4,3 |
3. Простокваша 10% 370г |
5 |
3,3 |
5 |
3,4 |
4 |
2,5 |
4. Сливки 35% 370г |
3 |
2 |
5 |
3,4 |
4 |
2,5 |
5. Сметана 15% 200г |
5 |
3,3 |
10 |
6,8 |
5 |
3,1 |
6. Творог 4% 150г персик |
5 |
3,3 |
5 |
3,4 |
4 |
2,5 |
7. Творог 4% 150г изюм |
4 |
2,6 |
4 |
2,7 |
4 |
2,5 |
8. Сыр плавленый «К завтраку» бекон |
1 |
0,7 |
1 |
0,7 |
2 |
1,2 |
9.Йогурт 10% 200г персик |
6 |
3,9 |
6 |
4,1 |
5 |
3,1 |
10. Йогурт 10% 200г экзотик |
6 |
3,9 |
6 |
4,1 |
4 |
2,5 |
11. Йогурт 10% 200г яблоко |
7 |
4,6 |
5 |
3,4 |
2 |
1,2 |
12. Напиток с соком 1л абрикос |
3 |
2 |
2 |
1,4 |
2 |
1,2 |
13. Напиток с соком 1л экзотик |
4 |
2,6 |
3 |
2 |
3 |
1,9 |
14. Напиток с соком 1л яблоко |
3 |
2 |
2 |
1,4 |
2 |
1,2 |
15. Напиток с соком 1л апельсин |
2 |
1,3 |
2 |
1,4 |
1 |
0,6 |
Таким образом, по данным таблицы можно проследить объем проданных товаров и спрос покупателей.
При формировании торгового ассортимента директор магазина учитывает количественные характеристики ассортимента, такие как полнота, широта ассортимента, а также коэффициенты устойчивости и обновления.
Полнота ассортимента –
это количество разновидностей товаров
внутри вида. Она характеризуется
коэффициентом полноты, т.е. отношение
числа разновидностей товаров, находящихся
в продаже к числу
Кп. = 9 /27 * 100= 33%
Широта ассортимента –
это количество видов и разновидностей
товаров определенного
Кас. = 14/ 21 * 100% = 66,7%
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Например, устойчивым спросом пользуются колбасы: «Чайная», «Краковская», «Селянская», «Восходовская», а всего наименований колбас в магазине 8, следовательно, коэффициент устойчивости равен 50%. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.