Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
Тема данной курсовой работы представляется весьма актуальной.
Задачи:
- дать общую характеристику чая;
- рассмотреть факторы, влияющие на качество чая;
- изучить ассортимент и дать оценку ассортимента;
- рассчитать показатели структуры ассортимента чая в магазине «Быстроном»
Введение…………………………………………………………………………….…4
1. Ассортимент и значение для питания чая……………………….....................5-11
2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества
чая, их характеристика……………………………………………………………12-27
3. Формирование и сохранение качества и потребительских свойств
чая на стадиях технологического цикла…………………………..…………….28-32
4. Виды, формы и средства товарной информации, используемые для
идентификации чая ………………………………………………..……………..33-35
5. Характеристика методов определения показателей чая……………………………………………………………………… ………….36-37
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………...............40
К основополагающей информации относятся:
- вид и наименование товара;
- его сорт;
- масса нетто;
- наименование предприятия-изготовителя;
- дата выпуска;
- срок хранения или годности.
Коммерческая
товарная информация – сведения о
товаре, дополняющие основную информацию
и предназначенные для
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара. Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и др.
Формы товарной информации:
- словесная;
- штриховая;
- потребительская;
- символическая;
Словесная информация размещается на упаковке или самом товаре. Она наиболее доступна для населения.
Цифровая информация – количественная характеристика сведений о товаре (объем, длина, масса брутто и масса нетто, даты, сроки). Она дополняет словесную информацию.
Изобразительная информация – художественные и графические изображения самого товара или репродукции с картин, фотографий, открыток и других изображений. Она дополняет словесную и цифровую информацию.
Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.
Символ – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Информационные знаки характерны для производственной маркировки.
К средствам товарной информации относятся:
- маркировка;
- технические документы;
- нормативные документы;
- реклама;
- пропаганда;
- справочная литература;
- учебная литература;
- научная литература.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для доведения до потребителей информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов.
Маркировка делится на два вида:
1. производственная;
2. торговая.
Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы .
Торговая маркировка – текст, уловные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем не на товар, а на носители. Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки.
Маркировка может включать три элемента:
1. текст: 50-100% (удельный вес);
2. рисунок: 0-50%;
3. условные обозначения – информационные знаки: 0-30%.
Рассмотрим виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации чая, а именно: «Чай черный байховый» и «Чай черный высший сорт»
Исследуемые образцы содержат все три вида товарной информации:
- основополагающую (вид и наименование товара: чай : Чай чёрный«Императорский чай» масса нето80 грамм. Производства ОАО «Аволонторг» Республика Беларусь и чай зелёный «Принцесса ЯВА» масса нетто 100грамм, производства ООО «НЕП», Россия . Дата выпуска Чай чёрный«Императорский чай» -09.20010, чай зелёный «Принцесса ЯВА» - .02.2010; срок хранения: Чай чёрный«Императорский чай» -годен в течение 24 месяцев, зелёный «Принцесса ЯВА» - годен в течение 24 месяцев;
- коммерческую (указан
нормативный документ, в соответствии
с которым изготовлена
- потребительскую (Пищевая ценность 100 г продукта: чаи чёрном«Императорский чай»и зелёном «Принцесса ЯВА» - белки – 20,0 г, жиры – 5,1 г, углеводы – 4,0 г, энергетическая ценность – 0 ккал; способ приготовления: чая чёрного«Императорский чай»и зелёного «Принцесса ЯВА» - ополоснуть завароный чайник кипятком. Засыпать чай из расчёта 1 чайная ложка на чашку, плюс 1 на чайник. Залейте кипятком и дайте настоятся в течение 5 минут.
Так же исследуемые образцы содержат как словесную информацию (наименование товара, способ приготовления, условия хранения и т. д.), так и цифровую (пищевая ценность, срок хранения, масса нетто и т.д.), изобразительную (на маркировке изображен повар с тарелкой) и символическую (на транспортную маркировку нанесены манипуляционные знаки «Беречь от влаги»).
Вывод: Таким образом, рассмотренные образцы упаковки содержат в полном объеме основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию, словесную, штриховую, потребительскую, символическую формы, а также четкую, ясную производственную маркировку, что позволяет идентифицировать данные образцы чая всем участникам рыночных отношений.
5. Характеристика
методов определения
Существуют следующие методы определения качества :
- органолептический;
- лабораторный;
- экспертный;
- измерительный;
- регистрационный, социологический.
Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.
Особенностью органолептической оценки чая является то, что проводится оценка как чая, так и готового (после кулинаркой обработки) продукта. В чаи не допускается зараженность вредителями, плесень, посторонняя и минеральная примесь.
Оценка качества фигурных изделий из кукурузы проводится по тем же показателям, что и палочек, а нормы содержания жира, сахара и других зависят от введенных обогатителей.
Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры/инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества сухих завтраков.
Экспертный метод. Решение о качестве продукта принимается экспертами.
В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.
Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества сухих завтраков определяют на основе технических средств измерений. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.
Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.
Социологический метод. Показатели качества сухих завтраков определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.
Вывод: Таким образом, всесторонние исследования качества чая возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. /10, с 36-39/
Исходя из
всего вышеперечисленного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа написана на актуальную в современных условиях тему: «Потребительские свойства и пищевая ценность продуктов (предмет исследования чай)».
В данной работе была изучена пищевая ценность чая и приведена классификация и характеристика их современного ассортимента и выявлено, что чай классифицируются на различные группы, подгруппы и наименования, в зависимости от состава исходного сырья, технологии производства, а так же назначения и имеют высокую пищевую ценность, благодаря высокой степени усвояемости и содержанию в них необходимых для человеческого организма белков, углеводов, витаминов, минеральных солей и других веществ.
Была изучена номенклатура потребительских свойств и показателей качества чая. Выявлено, что исследуемые образцы чая способны полностью удовлетворить покупательские потребности не только по наиболее важным показателям – безопасности, но и по эргономическим, эстетическим, и другим потребительским свойствам.
Для определения сбалансированности чая по основным пищевым веществам был рассчитан интегральный скор, в результате чего было выявлено, что наиболее соответствуют формуле сбалансированного питания .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова, В.И.,
Боровикова, Л.А. Исследования
2. Брилевский, О.А.
Товароведение
3. Виноградова,
С.Н. Организация и технология
торговых предприятий./Учебное
4. Гончарова, В.И., Голощанова, Е.Я. Товароведение пищевых продуктов. Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономика, 1990 г. – 271 с.
5. Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р. «Товароведение продовольственных товаров»,М., Экономика 1978.
6. Микулович
Л.С. и др. Товароведение
Минск.: БГЭУ, 1998
7. Николаева, Н.А., Лучников, Д.С., Неверов, А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. – М.: Экономика. 1996г. – 376 с.
8. Николаева,
Н.А. Товароведение
9. Платонов, В.И. Организация торговли./ Учебное пособие. Минск, 2002г. – 286с.
10. Райкова, Е.Ю.,
Додонкин Ю.В. Теория
11. Соловьёва,
О.И. Теоретические основы
12. Справочник товароведа продовольственных товаров, М., Экономика, 1988.
13.ГОСТ 1936-85 Правила приёмки
14.ГОСТ 1937-90 Технические условия
15 ГОСТ 141-92 транспортная маркеровка
16. Шепелев, А.Ф.,
Печенежская, И.А., Кожухова, О.И., Туров.
А.С., Мхитарян К.Р. Товароведение
и экспертиза
Приложения А
Примерыэтикеток чая различных производителей
Приложение В
Таблица
– Отчет о просмотренных
Авторы |
Наименование раздела или статьи |
Наименование книги, журнала. Издательства, год выпуска, страница |
Краткое содержание или аннотация |
Наименование раздела курсовой работы, в котором использовалась информация из данного источника |
Гончарова В.Н., Голощапова Е.Я. |
Продукты переработки чая |
Товароведение пищевых продуктов. Экономика, 1990, с 48-52 |
Учебник составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и действующей программой по предмету «Товароведение продовольственных товаров». В книге рассматриваются вопросы качества, стандартизации, сертификации товаров, приведены сведения о химическом составе, свойствах, маркировке, хранении по всем группам продовольственных товаров. |
1.1; 1,2;3.1 |
Брилевский, О.А. |
чай |
Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие для вузов Минск, БГЭУ с 87-90 |
Рассматриваются теоретические основы товароведения, факторы, обеспечивающие сохранение качества и количества товаров, их потребительская ценность, классификация и ассортимент. Особое внимание уделяется методам оценки качества. Содержание пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. |
3.1 |
Микулович Л.С. и др |
чай |
Товароведение продовольственных товаров. – Минск.: БГЭУ, 1998 с 140-145 |
Рассматриваются различные группы продовольственных товаров и их товароведная характеристика |
2.2 |
Хлебников, В.И. |
чай |
Технология товаров (продовольственных): учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000. – 427 с. с 210-213 |
Рассматриваются технологии пищевых производств |
3.2 |
Чечеткина, Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В.В. |
чай |
Товароведение зерна и зерномучных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», с 99-102 |
Рассматривается товароведная характеристика зерна и зерномучных товаров |
1.2; 3.1 |
Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р. |
Крупяные концентраты |
«Товароведение продовольственных товаров», М., Экономика, с 148-150 |
Рассматриваются теоретические основы товароведения, факторы, обеспечивающие сохранение качества и количества товаров, их потребительская ценность, классификация и ассортимент. Особое внимание уделяется методам оценки качества. |
5 |
Информация о работе Потребительские свойства и пищевая ценность вкусовых товаров