Потребительские свойства и пищевая ценность вкусовых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы представляется весьма актуальной.
Задачи:
- дать общую характеристику чая;
- рассмотреть факторы, влияющие на качество чая;
- изучить ассортимент и дать оценку ассортимента;
- рассчитать показатели структуры ассортимента чая в магазине «Быстроном»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…4
1. Ассортимент и значение для питания чая……………………….....................5-11
2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества
чая, их характеристика……………………………………………………………12-27
3. Формирование и сохранение качества и потребительских свойств
чая на стадиях технологического цикла…………………………..…………….28-32
4. Виды, формы и средства товарной информации, используемые для
идентификации чая ………………………………………………..……………..33-35
5. Характеристика методов определения показателей чая……………………………………………………………………… ………….36-37
Заключение……………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………...............40

Файлы: 1 файл

Копия КУРСАВАЯ РАБОТА ПО ЧАЮ.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

К основополагающей информации относятся:

- вид и наименование  товара;

- его сорт;

- масса нетто; 

- наименование  предприятия-изготовителя;

- дата выпуска; 

- срок хранения  или годности.

Коммерческая  товарная информация – сведения о  товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах, о качестве товаров, штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация – сведения о  товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара. Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и др.

Формы товарной информации:

- словесная; 

- штриховая; 

- потребительская; 

- символическая; 

Словесная информация размещается на упаковке или самом  товаре. Она наиболее доступна для  населения.

Цифровая информация – количественная характеристика сведений о товаре (объем, длина, масса брутто и масса нетто, даты, сроки). Она дополняет словесную информацию.

Изобразительная информация – художественные и графические изображения самого товара или репродукции с картин, фотографий, открыток и других изображений. Она дополняет словесную и цифровую информацию.

Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.

Символ –  характеристика отличительных свойств  товара для краткого отражения их сущности. Информационные знаки характерны для производственной маркировки.

К средствам  товарной информации относятся:

- маркировка;

- технические  документы; 

- нормативные  документы; 

- реклама; 

- пропаганда;

- справочная  литература;

- учебная литература;

- научная литература.

Маркировка  – текст, условные обозначения или  рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для доведения  до потребителей информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Маркировка  должна соответствовать требованиям  стандартов, других нормативных документов.

Маркировка  делится на два вида:

1. производственная;

2. торговая.

Производственная  маркировка – текст, условные обозначения  или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы .

Торговая маркировка – текст, уловные обозначения  или рисунок, нанесенные изготовителем не на товар, а на носители. Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки.

Маркировка  может включать три элемента:

1. текст: 50-100% (удельный  вес);

2. рисунок: 0-50%;

3. условные обозначения  – информационные знаки: 0-30%.

Рассмотрим  виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации чая, а именно: «Чай черный байховый» и «Чай черный высший сорт»

Исследуемые образцы содержат все  три вида товарной информации:

- основополагающую (вид и наименование товара: чай : Чай чёрный«Императорский чай» масса нето80 грамм. Производства ОАО «Аволонторг» Республика Беларусь и чай зелёный «Принцесса ЯВА» масса нетто 100грамм, производства ООО «НЕП», Россия . Дата выпуска Чай чёрный«Императорский чай» -09.20010, чай зелёный «Принцесса ЯВА» - .02.2010; срок хранения: Чай чёрный«Императорский чай» -годен в течение 24 месяцев, зелёный «Принцесса ЯВА» - годен в течение 24 месяцев;

- коммерческую (указан  нормативный документ, в соответствии  с которым изготовлена продукция :  Чай чёрный«Императорский чай» - ТУ 9191-017-53137213-05, зелёный «Принцесса ЯВА»-ТУ  9191-001-39420178-97; штрих-код: :  Чай чёрный«Императорский чай» -4600288000448,  зелёный «Принцесса ЯВА»-4605246001192; имеются так же знаки соответствия и знаки качества);

- потребительскую (Пищевая ценность 100 г продукта: чаи чёрном«Императорский чай»и зелёном «Принцесса ЯВА» - белки – 20,0 г, жиры – 5,1 г, углеводы – 4,0 г, энергетическая ценность – 0 ккал; способ приготовления: чая чёрного«Императорский чай»и зелёного «Принцесса ЯВА» - ополоснуть завароный чайник кипятком. Засыпать чай из расчёта 1 чайная ложка на чашку, плюс 1 на чайник. Залейте кипятком и дайте настоятся в течение 5 минут.

 Так же исследуемые образцы содержат как словесную информацию (наименование товара, способ приготовления, условия хранения и т. д.), так и цифровую (пищевая ценность, срок хранения, масса нетто и т.д.), изобразительную (на маркировке изображен повар с тарелкой) и символическую (на транспортную маркировку нанесены манипуляционные знаки «Беречь от влаги»).

Вывод: Таким образом, рассмотренные образцы упаковки содержат в полном объеме  основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию, словесную, штриховую, потребительскую, символическую формы, а также четкую, ясную производственную маркировку, что позволяет идентифицировать данные образцы чая всем участникам рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Характеристика  методов определения показателей  качества чая

Существуют следующие методы определения качества :

- органолептический;

- лабораторный;

- экспертный;

- измерительный;

- регистрационный, социологический.

Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.

Особенностью  органолептической оценки чая является то, что проводится оценка как чая, так и готового (после кулинаркой обработки) продукта. В чаи не допускается зараженность вредителями, плесень, посторонняя и минеральная примесь.

Оценка качества фигурных изделий из кукурузы проводится по тем же показателям, что и палочек, а нормы содержания жира, сахара и других зависят от введенных обогатителей.

Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры/инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества сухих завтраков.

Экспертный метод. Решение о качестве продукта принимается экспертами.

В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.

Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества сухих завтраков определяют на основе технических средств измерений. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.

Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.

Социологический метод. Показатели качества сухих завтраков определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.

Вывод: Таким образом, всесторонние исследования качества чая возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. /10, с 36-39/

 Исходя из  всего вышеперечисленного можно  сказать, что для оценки каждого показателя качества чая осуществляется ряд исследований, которые проводятся строго по нормативной документации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа написана на актуальную в современных  условиях тему: «Потребительские свойства и пищевая ценность продуктов (предмет исследования чай)». 

В данной работе была изучена пищевая ценность чая и приведена классификация и характеристика их современного ассортимента и выявлено, что чай классифицируются на различные группы, подгруппы и наименования, в зависимости от состава исходного сырья, технологии производства, а так же назначения и имеют высокую пищевую ценность, благодаря высокой степени усвояемости и содержанию в них необходимых для человеческого организма белков, углеводов, витаминов, минеральных солей и других веществ.

Была изучена номенклатура потребительских свойств и показателей качества чая. Выявлено, что исследуемые образцы чая способны полностью удовлетворить покупательские потребности не только по наиболее важным показателям – безопасности, но и по эргономическим, эстетическим, и другим потребительским свойствам.

Для определения  сбалансированности чая по основным пищевым веществам был рассчитан интегральный скор, в результате чего было выявлено, что наиболее соответствуют формуле сбалансированного питания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базарова, В.И., Боровикова, Л.А. Исследования продовольственных  товаров. – М.: Экономика, 1987 г.  – 256 с.

2. Брилевский, О.А.  Товароведение продовольственных  товаров: учебное пособие для  вузов / Под общ. Ред. О.А.Брилевского. – Минск: БГЭУ, 2001.

3. Виноградова,  С.Н. Организация и технология  торговых предприятий./Учебное пособие.  Минск – 2005г. -479с.

4. Гончарова,  В.И., Голощанова, Е.Я. Товароведение  пищевых продуктов.   Учеб. пособие  для вузов. – М.: Экономика, 1990 г. – 271 с.

5. Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р. «Товароведение продовольственных товаров»,М., Экономика 1978.

6. Микулович  Л.С. и др. Товароведение продовольственных  товаров. –

Минск.: БГЭУ, 1998

7. Николаева,  Н.А., Лучников, Д.С., Неверов, А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. – М.: Экономика. 1996г. – 376 с.

8. Николаева,  Н.А. Товароведение потребительских  товаров. Теоретические основы: Учебник  для вузов/ Н.А. Николаева. –  М.: Норма, 2000. – 279с.

9. Платонов, В.И.  Организация торговли./ Учебное пособие.     Минск, 2002г. – 286с.

10. Райкова, Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения:  Учебное пособие. – М.: Издательский  центр «Академия», Мастерство, 2002.

11. Соловьёва,  О.И. Теоретические основы товароведения  и экспертизы потребительских товаров: учебное пособие. – Омск: Изд-во ИВМ ОмГАУ, 2003. – 304 с.

12. Справочник товароведа продовольственных товаров, М., Экономика, 1988.

13.ГОСТ 1936-85 Правила приёмки

14.ГОСТ 1937-90 Технические условия

15 ГОСТ 141-92 транспортная маркеровка

16. Шепелев, А.Ф., Печенежская, И.А., Кожухова, О.И., Туров.  А.С., Мхитарян К.Р. Товароведение  и экспертиза продовольственных  товаров: учебное пособие. –  Ростов-на-Дону: Издательский центр  «МарТ», 2001. – 680 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения А

Примерыэтикеток чая различных производителей

 

Приложение В

Таблица – Отчет о просмотренных литературных источниках

 

Авторы

Наименование  раздела или статьи

Наименование  книги, журнала. Издательства, год выпуска, страница

Краткое содержание или аннотация

Наименование  раздела курсовой работы, в котором использовалась информация из данного источника

Гончарова В.Н., Голощапова Е.Я.

Продукты переработки чая

Товароведение пищевых продуктов. Экономика, 1990, с 48-52

Учебник составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и действующей программой по предмету «Товароведение продовольственных товаров».

В книге рассматриваются вопросы качества, стандартизации, сертификации товаров, приведены сведения о химическом составе, свойствах, маркировке, хранении по всем группам продовольственных товаров.

1.1; 1,2;3.1

Брилевский, О.А.

чай

Товароведение продовольственных товаров: учебное  пособие для вузов Минск, БГЭУ с 87-90

Рассматриваются теоретические основы товароведения, факторы, обеспечивающие сохранение качества и количества товаров, их потребительская ценность, классификация и ассортимент. Особое внимание уделяется методам оценки качества. Содержание пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

3.1

Микулович Л.С. и др

чай

Товароведение продовольственных товаров. –

 Минск.: БГЭУ, 1998

с 140-145

Рассматриваются различные группы продовольственных товаров и их товароведная характеристика

2.2

Хлебников, В.И.

чай

Технология товаров (продовольственных): учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000. – 427 с.

с 210-213

Рассматриваются технологии пищевых производств

3.2

Чечеткина, Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В.В.

чай

Товароведение зерна и зерномучных товаров. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», с 99-102

Рассматривается товароведная характеристика зерна и зерномучных товаров

1.2; 3.1

Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р.

Крупяные концентраты

«Товароведение  продовольственных товаров», М., Экономика, с 148-150

Рассматриваются теоретические основы товароведения, факторы, обеспечивающие сохранение качества и количества товаров, их потребительская ценность, классификация и ассортимент. Особое внимание уделяется методам оценки качества.

5

Информация о работе Потребительские свойства и пищевая ценность вкусовых товаров