Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния факторов на поведение покупателей
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на поведение покупателей;
изучить методы маркетинговых исследований поведения покупателей;
исследовать влияние факторов на поведение покупателей.
Объектом являются потребители услуг туристических агентств г. Тюмени.
Интервью — формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя.
Участниками исследования, проводимого с помощью метода глубинного интервьюирования, могут быть:
Фокус-группа — это объединенная по некоторым критериям малая группа (обычно 8-12 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме. За- 132 дачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится.
Фокус-группа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов.
Количественные методы исследований нацелены на получение информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные.
В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать на всю изучаемую совокупность. Исследования с использованием количественных методов — это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов. К количественным методам относят эксперимент, массовый опрос (анкетирование), мониторинг.
Эксперимент
— это целенаправленное изменение
отдельных параметров товара: цены,
упаковки или отдельных ее элементов,
расположения на полках, комплектации,
уровня обслуживания, — осуществляемое
без уведомления потребителя
с целью количественного
Самыми распространенными рыночными экспериментами являются манипуляции компании с отпускными или розничными ценами (особенно их повышение). Когда же компания снижает цены, она, как правило, спешит сообщить об этом потребителям; увеличивает интенсивность рекламного и прочего коммуникационного воздействия, что нарушает чистоту эксперимента. С помощью эксперимента можно:
Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании — сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.
Массовым считается опрос, в ходе которого путем личной беседы сотрудника исследовательской компании — интервьюера с носителями информации (респондентами), состоящей из нескольких десятков коротких вопросов, изучаются мнения нескольких сотен или тысяч человек.
Под анкетированием
понимают безличную форму общения
исследователей с носителями информации,
при которой респонденты
Мониторингом называется система постоянного сбора, сплошного отслеживания четко определенного, как правило, достаточно узкого круга данных. Иногда мониторинг называют «сплошным наблюдением». Наибольшее распространение мониторинг получил при исследовании средств массовой информации (медиамониторинг) и розничной торговли (ритейл-аудит). В розничной торговле объектом мониторинга выступают прежде всего цены и объемы продаж конкретных товаров, марок.
В последнее
время одним из наиболее распространенных
способов получения необходимой
информации становится опрос определенного
круга людей, имеющих непосредственное
отношение к исследуемой
Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм.
Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.
При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным и заочным.
Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).
При проведении опроса возникает необходимость подготовки опросных листов. Сложность этого процесса состоит в составлении перечня вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ, а также последующая классификация и оценка ответов по балльному признаку.
Анкета (или опросный лист) – это
объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме.
2.2 Разработка
плана маркетинговых
План маркетингового исследования:
1. Разработка концепции исследования
1.1. Постановка целей
1.2. Постановка основных задач
2. Формулирование рабочих гипотез
3. Определение источников информации
4. Методы сбора первичной информации
5. Методы обработки и анализа полученной информации
6. Программируемый результат исследования
7. Сроки и период исследования
1.Разработка концепции исследования
1.1 Главная цель данного исследования - изучение влияние факторов на поведение покупателей.
1.2 Основные задачи:
2. Рекомендации являются основным источником информации для
потребителей при поиске туристического агентства
3. Потребители услуг туристических агентств города Тюмени
4. В качестве метода исследования выбран количественный метод - формализованный опрос. Инструментом, с помощью которого осуществлен сбор данных, является анкета.
5. Статистический метод обработки
6. Подтверждение рабочей гипотезы
7. Ноябрь - Декабрь 2012 года
2.3 Обоснование выбора метода маркетингового исследования
Рынок туристических услуг представляет особый интерес для исследования потребительских рекомендаций, так как, он является высококонкурентным (на сегодняшний день в Тюмени существует около 230 туристических фирм, при этом наблюдается тенденция к увеличению их числа), туристические агентства предлагают схожий набор предложений (так как работают с одинаковыми туроператорами), при этом выбор для потребителя туристического тура является достаточно затратной и рискованной покупкой. В связи с чем делается предположение, что обращение потребителей к рекомендациям со стороны других потребителей как устным, так и с помощью современных компьютерных технологий, это характерная черта данного рынка.
В качестве метода исследования выбран количественный метод - формализованный опрос. Инструментом, с помощью которого осуществлен сбор данных, является анкета.
При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению. Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных.
Анкета состоит из 3-х частей:
В завершение опроса респонденту предлагается высказать в свободной форме свое отношение к теме опроса и выражается благодарность за участие.
3.ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Отдых в дальних экзотических странах привлекает многих. Отправиться на берег моря холодный зимой – это отличная перспектива. Отправляясь на отдых заграницу, мы всегда обращаемся в то или иное туристическое агентство.
Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. Туризм - это познание мира, культур других стран, познание себя.
Как путешествуют сегодня? Стоит сейчас обратиться в любое туристическое агентство, и там будет предложен отдых на любой вкус и уровень доходов. Чтобы прекрасно отдохнуть важно выбрать фирму «с именем». Клиенты туристических агентств при выборе компании ценят известность и опыт работы на рынке. Туристическое агентство, как правило, занимается, организацией VIP-отдыха, подбором эксклюзивных туров, помощью в оформлении виз и загранпаспортов. Главная цель хорошего агентства - видеть клиентов счастливыми после отдыха.
Сегодня выбор туристических компаний огромен. Но и все слышали о случаях, когда туристические фирмы не оправдывают ожиданий, а иногда и обманывают своих клиентов. Никому не хочется портить свой отдых даже мелкими неурядицами, не говоря уже о действительно серьезных проблемах.
В ходе исследования было выявлено, что основным факторами, влияющими на выбор того или иного туристического агентства являются социальные факторы (родственники, друзья, знакомые).
Данные, полученные в ходе исследования, позволили доказать гипотезу «Рекомендации являются основным источником информации для