Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:43, курсовая работа
Цель: изучить фальсификацию товарной продукции и пути её предотвращения. Для достижения цели поставила задачи:
1. изучить сущность и правовые аспекты фальсификации товарной продукции;
2. рассмотреть формы, виды и способы фальсификации товарной продукции;
3. проанализировать средства и методы предотвращения фальсификации ювелирных изделий.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие о фальсификации непродовольственных товаров
Сущность фальсификации, ее последствия и методы предотвращения …………………………………………………………………………………………..5
Правовые аспекты фальсификации товарной продукции………….9
Виды, формы и способы фальсификации товаров…………………….14
Методы выявления фальсификации и защиты от нее……………….21
Исследование проблем фальсификации ювелирных изделий
Идентификация и фальсификация ювелирных изделий………………………………………………………………………………………………..24
Информационная защита и маркировка ювелирных изделий ………………………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38
2)снижение продолжительности жизни людей;
3)увеличение
смертности от болезней и
4)моральная деградация, как отдельных людей, так и общества в целом;
5)снижение
уровня доверия других
Конечно, фальсификаторы также подвергаются риску, так как при выявлении фальсификационного товара на них налагаются соответствующие штрафы, но это не приводит к тому, чтобы он переставал выпускать или реализовывать фальсификационную продукцию. Наоборот, зная о мизерных штрафах, которые ему придется платить, и огромных доходах которые он может получит, фальсификатор предпочитает продолжать свою «деятельность».
1.2 Правовые аспекты
Права потребителя при продаже ему товаров рассматривает глава 2 Закона "О защите прав потребителей". При ее применении необходимо учитывать гл. 30 ГК РФ [2], регулирующую общие положения о купле-продаже, которая содержит, в частности, договор купли-продажи , условие договора о товаре, положения о розничной купле-продаже ,договор о поставке товаров, о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд; о контрактации. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Права потребителей разъясняет статья 20 Закона «О защите прав потребителей» в случае приобретения товара с недостатками и предупреждает последствиях продажи потребителю некачественного товара, т.е. товара, в котором есть недостатки или существенные недостатки.
Недостатки бывают двух типов: явные,
которые можно обнаружить при принятии
или осмотре товара, и скрытые, которые
выявляются только в процессе эксплуатации,
хранения и употребления товара.
Если
продавец оговорил с потребителем недостатки
товара при покупке, то потребитель не
имеет права воспользоваться положениями
ст. 20 Закона «О защите прав потребителей».
Если же нет, то потребитель имеет право по своему усмотрению предъявить одно из этих требований:
- безвозмездное
устранение недостатков товара
или возмещение расходов на
их устранение потребителем
- соразмерное уменьшение покупной цены;
- замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- расторжение договора купли-продажи [2].
При этом потребитель обязан вернуть продавцу товар с недостатком, а также имеет право потребовать полного возмещения убытков, причинённым некачественным товаром.
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом на аналогичный товар других размеров, формы, габарита фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый расчёт с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретённый товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму, если товар не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства [2].
Но не всегда причина возникновения недостатка очевидна, поэтому Закон дает продавцу право проводить проверку качества товара. В Законе «О защите прав потребителей» нет требования о том, чтобы проверка качества была произведена независимыми специалистами, поэтому изготовитель имеет право провести такую проверку с помощью своих сотрудников либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель вправе присутствовать при такой проверке качества товара.
Специалисты продавца (изготовителя) часто необъективно и предвзято относятся к проведению проверки. Если после проверки качества товара между сторонами возник спор о причинах недостатка товара, продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара. Лицо (или организация), которое проведет экспертизу должно быть объективно и не заинтересовано в исходе экспертизы. Только в этом случае заключение эксперта будет объективным. Экспертом может быть любой гражданин, имеющий специальные знания в той сфере, в которой проводится экспертиза. Хотя Законом «О защите прав потребителей» прямо не предусмотрено присутствие потребителя при проведении экспертизы, считается, что он имеет такое право, а также имеет право задавать эксперту вопросы, предлагать и отводить кандидатуру эксперта и т.д.[4,c.58]
Экспертиза проводится за счет продавца, но если в ходе экспертизы установили, что недостаток возник из-за обстоятельств к которым продавец не имеет отношения, потребитель обязан возместить расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы, в том числе расходы на транспортировку и хранение товара.
Закон «О защите прав потребителей» дает потребителю право оспорить заключения экспертизы в судебном порядке.
Потребитель имеет право предъявить претензии в отношении недостатков товара с момента обнаружения их в товаре.
Большое значение имеют нормы о гарантии качества товара. Нужно уметь различать законную гарантию качества товара и договорную гарантию качества товара.
Законная гарантия имеется во всех случаях, если гарантия не предусмотрена договором. Сущность законной гарантии состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их передачи покупателю и в пределах разумного срока должны быть пригодными для использования по назначению.
В случае, когда предоставление продавцом гарантии качества товара предусмотрено договором (договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока).
Течение гарантийного срока прерывается в случаях, когда товар не может быть использован покупателем по обстоятельствам, зависящим от продавца, например из-за недостатков товара, вследствие не передачи вместе с товаром его принадлежностей, в том числе инструкции по эксплуатации и другой необходимой документации. Течение гарантийного срока может быть возобновлено лишь после того, как продавцом будут устранены соответствующие обстоятельства.
В случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара продавцом или по причинам, возникшим до этого момента [2].
В итоге, если гарантийный срок на товар не установлен, то продавец (изготовитель, исполнитель) в возникновении недостатков товара не виновен, а потребитель должен доказать обратное. При наличии гарантийного срока на товар презумпция виновности продавца (изготовитель) сохраняется.
Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные ст. 447 ГК РБ. Если недостатки товара обнаружены в период действия гарантийного срока продавца, то требования, связанные с обнаружением недостатков потребитель вправе предъявить только продавцу.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении недостатков товара в отношении существенных недостатков, если эти недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение срока службы, а если срок службы не установлен — в течение 10 лет со дня передачи. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления или недостаток является неустранимым, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п. 3 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", или вернуть товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной суммы. При этом потребитель обязан доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно п. 2 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона "О защите прав потребителей" на период ремонта или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязан в трехдневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта.
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранении недостатков посредством замены комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть устанавливается той же продолжительности, что и на замененное комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня получения потребителем товара из ремонта (п. 4 ст. 20 Закона "О защите прав потребителей").[2]
К сожалению, нормативно-правовая база, призванная защищать права потребителей в случае фальсификации товаров, требует ряда дополнений .
К
тому же у нас отсутствует
единая государственная
1.3 Виды, формы и способы фальсификации товаров
При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации товаров:
- ассортиментная (видовая);
- качественная;
- количественная;
- стоимостная;
- информационная;
- комплексная[4,c.45]
Больше всего на современном рынке распространены: ассортиментная, качественная и информационная фальсификации.
При ассортиментной фальсификации осуществляется полная или частичная замена товара его заменителем с сохранением сходства одного или
нескольких признаков. Заменители дешевле и обладают более низкими потребительскими свойствами. В некоторых случаях обнаружение и определение этой замены является очень сложной задачей. Использование таких заменителей приводит к порче гигиенических, эстетических и эксплуатационных свойств товара. Примером ассортиментной фальсификации служит замена одного сорта плодов или овощей другим сортом, пищевых сортов техническими.
Ассортиментной фальсификации присущи следующие условия:
-наличие
в продаже товаров других
-разделение качества товаров на сорта;
- реализация и производство имитаторов данной группы товаров;
-производство и реализация товаров, различных по качеству и существованием дефектов;
-унификация упаковки, необходимой для разных групп товаров.
В зависимости от того какие средства фальсификации используют, аналогичности свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:
1) пересортица;
2)замена высококачественного
3)замена натурального сырья и материалов.
Все заменители, используемые при ассортиментной фальсификации, разделяют на две группы: натуральные и искусственные.
Пересортица непродовольственных товаров при реализации в торговле всегда квалифицируется как фальсификация, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.[7,c.123]
Вместе с тем имеется значительная группа товаров (парфюмерно-косметическая продукция, шерстяные изделия и др.), качество которых при хранении существенно изменяется, и при этом снижаются показатели их качества, определяющие их товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, и если она не используется в корыстных целях, то и не квалифицируется как фальсификация.
В качестве объекта при ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие заменители:
1) подобные товары из другой группы, имеющие более низкие потребительские свойства;
2) имитаторы
натурального сырья, схожие по
определённым наиболее
3) с
незаконченными
При качественной фальсификации производится подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид (или органолептические свойства) товара, но заведомо понижают его качественные показатели. Для качественной фальсификации часто используют различные красящие вещества, фурнитуру, волокна, которые не предусмотрены технологией производства и номенклатурой. К этому роду фальсификации можно отнести замену первосортных материалов второсортными.
Информация о работе Проблемы фальсификации непродовольственных товаров