Процесс организации хранения товаров в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить процесс организации хранения товаров в магазине.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
- изучить понятие и сущность процесса организации хранения товаров в магазине;
- изучить факторы, влияющие на качество товаров при их хранении;
- рассмотреть порядок контроля хранения товаров в магазине;
- проанализировать процесс организации хранения товаров в магазине «Молочные продукты Алтая»;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Организация хранения товаров в магазине 5
1.2 Факторы, влияющие на качество товаров при их хранении 11
1.3 Контроль хранения товаров в магазине 20
2 Практическая часть 22
2.1 Характеристика торговой организации 22
2.2 Хранение групп товаров на складе магазина 26
2.3 Хранение групп товаров в торговом зале магазина 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курс Организ торговли Хранение товаров в магаз з980.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем есть товары, которые благодаря консервантам или консервирующим воздействиям могут храниться при достаточно широком диапазоне температур (высоких и низких) [8, 190].

Относительная влажность воздуха (ОВВ) — показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами.

Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше их потери. Поэтому товары с повышенной влажностью рекомендуется хранить при высокой ОВВ [9, 200].

Однако такой влажностный режим непригоден для сухих товаров, так как они могут поглощать водяные пары, увлажняться и подвергаться микробиологической порче.

На выбор влажностного режима для хранения влияют также температура окружающей среды и наличие у товара защитных, влагонепроницаемых оболочек.

Наряду с действительными значениями ОВВ и температуры важное значение для сохраняемости товаров имеет стабильность температурно-влажностного режима, которая характеризуется отсутствием резких скачков показателей режима. Такие перепады оказывают более сильное отрицательное влияние на сохраняемость многих товаров, чем небольшое повышение температуры. Стабильность температурно-влажностного режима можно обеспечить за счет оптимального воздухообмена.

Воздухообмен (В/об) — показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде. Воздухообмен характеризуется скоростью движения воздуха в складе и кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и в этом случае называется вентиляцией, воздухообмен без подачи наружного воздуха за счет перемещения воздуха в складе — это циркуляция.

В зависимости от способа побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный. При естественной вентиляции обеспечивается приток в помещение холодного наружного воздуха, который вытесняет наружу теплый воздух (приточно-вытяжная вентиляция).

Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена воздуха в складе вентиляторами.

При хранении товары выделяют углекислый газ, ароматические вещества, и все это изменяет газовый состав, что отрицательно сказывается на качестве товаров (разрушаются определенные свойства, прогоркает жир). В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и т. п.

Освещенность — показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в складе.

На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, так как активизирует окислительные процессы, вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и других ценных веществ. В результате многие товары утрачивают свойственную им окраску (выцветают), подвергаются порче. Например, очень сильно выцветают ткани, кожа, меха и изделия из них при длительном хранении на свету, особенно при интенсивном солнечном освещении.

В связи с этим большинство потребительских товаров рекомендуется хранить в темноте, а если это невозможно (например, в торговом зале магазина), то избегать попадания на товары солнечных лучей. Для этого склады устраивают без окон, а в магазинах окна закрывают занавесями, солнцезащитными козырьками и т. п.

При мелкорозничной уличной торговле целесообразно основную массу товаров без упаковки, защищающей от света, закрывать плотной бумагой, тканью или брезентом [6, 188].

При хранении товар укладывают на подтоварники, поддоны, стеллажи, в шкафы, подвешивают на плечики, кронштейны. Хранение товара на полу недопустимо. При хранении следует строго соблюдать товарное соседство, исключающее передачу запахов, влаги, пыли от одного товара другому.

Нельзя хранить мыло без герметичной упаковки вместе с парфюмерией, химикаты – с металлическими изделиями, фотобумагой, гигроскопические товары (сухие краски) – с влаговыделяющими (олифа), товары с резким запахом (лаки, краски) – с товарами, легко воспринимающими их (ткани, готовое платье, трикотаж).

Громоздкие и тяжелые товары размещают на нижних полках, более легкие – на верхних. Товары, реализуемые относительно медленно, помещают в глубине помещения. Товары размещают не ближе 1 м от отопительных приборов, 50 см – от электроламп и 30-40 см – от наружных стен.

 

1.3 Контроль хранения товаров в магазине

 

Правильная организация хранения продовольственных товаров в магазине обеспечивает сохранность качества и количества продуктов, их максимальную реализацию, снижает материальные издержки и трудовые ресурсы, увеличивает рентабельность торговли.

Продавец несет коллективную материальную ответственность за сохранность товара в магазине. 

На складе должен быть обеспечен постоянный контроль за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха. Работники складов должны обеспечивать поддерживанием оптимальных режимов хранения. Нельзя допускать их резких перепадов.

Контроль за температурой воздуха осуществляют при помощи термометров или универсальных блочных систем дистанционного контроля. Это переносные приборы, при помощи которых в течение 3-4 минут можно определить температуры в 12 точках склада.

Для измерения влажности воздуха на складах применяется психотрометрический метод, с помощью которого определяется относительная влажность воздуха. Она рассчитывается как процентное отношение абсолютной влажности к максимальной. При этом под абсолютной влажностью следует понимать количество граммов водяных паров, содержащихся в 1 куб. м. воздуха. Под максимальной влажностью понимают количество граммов водяных паров, которые могут насытить 1 куб.м. воздуха при данной температуре.

Регулирование температурно-влажностного режима осуществляется с помощью вентиляции, отопления, холодильных установок. Для понижения относительной влажности воздуха можно использовать влагопоглощающие вещества.

За товарами, хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение и уход. Необходимо регулярно проверять состояние товаров. При этом следует обращать внимание на появление признаков порчи, следов грызунов и насекомых. Товары, уложенные в штабеля, должны периодически перекладываться: верхние - вниз, нижние - вверх. Сыпучие товары следует перелопачивать. Изделия из шерсти, меха необходимо предохранять от повреждения молью. Отсыревшие товары следует просушивать и проветривать.    

Важным фактором сохранения товаров является проведение на складах профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. С целью поддержания на складе необходимого санитарно-гигиенического режима следует регулярно производить тщательную уборку помещения. Также проводить дезодорацию, дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию складских посещений.

 

2 Практическая часть

2.1 Характеристика  торговой организации

 

Объектом исследования в данной курсовой работе является торговое предприятие ИП Даренкова Е.В. (далее - торговое предприятие «Молочные продукты Алтая»).

Торговое предприятие «Молочные продукты Алтая» было создано в ноябре 2009 г. Является самостоятельным торговым предприятием, работающим в качестве официального представителя ООО «Алтайская Буренка».

Предприятие «Алтайская Буренка» образовалось в 2001 году в с. Буланиха, Зонального района. Предприятие находится в стратегическом центре производства сырья, так в радиусе всего 100 км расположены: Бийский, Зональный, Алтайский, Смоленский, Целинный, Троицкий, Косихинский, Советский, Красногорский районы, суммарный суточный надой которых составляет 300 т/сут.

Кроме того, предприятие занимает удобную позицию с точки зрения транспортной логистики по доставке готовой продукции, так как в радиусе 300 км расположены такие города, как Бийск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк.

На момент старта в 2001 году было выбрано традиционное для молочной промышленности Алтайского края направление по производству сыра, производственные мощности предприятия были способны перерабатывать до 40 тонн сырья в сутки. Кроме сыра, ассортимент предприятия включал в себя такие продукты, как молоко, варенец, ряженка и сметана.

Адрес анализируемой розничной точки торгового предприятия «Молочные продукты Алтая» - г. Новокузнецк, ул. Дружбы, 62а (ТЦ «Левобережный»).

Режим работы магазина соответствует режиму работы продовольственных торговых точек в ТЦ «Левобережный» - с 9.00 до 19.00.

Метод продажи -  обслуживание продавцом через прилавок.

Сотрудники магазина работают в одну смену (2 через 2).

Ассортимент товаров торговой марки «Алтайская Буренка», реализуемых в магазине «Молочные продукты Алтая» насчитывает сегодня более 50 наименований, которые входят в следующие товарные группы:

- молоко;

- кефир;

- йогурт;

- кисломолочные  продукты;

- пробиотические  продукты;

- сыр;

- масло;

- творог;

- сливки;

- сметана.

Торгово-технологический процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных последовательных операций по доведению товаров до потребителя с сохранением их качества и наименьших затрат труда при высоком уровне торгового обслуживания. Основные операции этого процесса связанны с продажей товаров и обслуживанием покупателей, а вспомогательные операции связаны с разгрузкой товаров, приемкой его по количеству и качеству, хранением, подготовкой товаров к продаже, размещением товаров к местам хранения и в торговый зал.

Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания покупателей и эффективного труда работников магазина является правильное размещение и умелая выкладка товаров в торговом зале.

Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина. Кроме того, уменьшаются затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале магазина.

Товары должны быть размещены и выложены так, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ, могли быстро ориентироваться в предлагаемом ассортименте, могли получить наиболее полное представление о каждом из выставленных товаров и самостоятельно выбрать необходимое.

Размещение товаров — это система размещения их на рабочем месте или в зоне обслуживания по наиболее существенным признакам — группам, артикулам, размерам, фасонам, цене.

Товарные запасы в магазине «Молочные продукты Алтая» размещают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в подсобном помещении (резервный запас). При этом продавцы следят за перемещением товаров, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты.

При размещении товаров в магазине «Молочные продукты Алтая»:

- соблюдается надлежащее товарное соседство, с тем чтобы устранить возможность взаимного воздействия товара (передача запаха, увлажнение и т.д.);

- своевременно производится очистка и осмотр товаров, удаляются изделия со следами плесневения, гниения и других изменений.

Выкладка товаров – это создание композиции путем использования и сочетания наиболее рациональных и эффективных способов показа и кладки отельных видов товаров с учетом их свойств, цвета, формы и т.п. В магазинах товар размещается по товарно-отраслевому и комплексному принципам.

Для выкладки товаров применяют вертикальный, горизонтальный и комбинированный способы. Вертикальный способ предусматривает размещение однородных товаров на всех полках горки по вертикали. Этот способ наиболее удобен, так как позволяет покупателю быстро ориентироваться в торговом зале и свободно отбирать товары.

При горизонтальном способе ту или иную группу товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая одну или две полки. Этот способ рекомендуется при демонстрировании крупногабаритных и мелких товаров.

Комбинированная выкладка сочетает вертикальный и горизонтальный способы.

Товары на торговом оборудовании размещают таким образом, чтобы демонстрационная площадь была использована полностью, товары занимали все пространства между полками. Если какой-либо товар отсутствует, предназначенное для него демонстрирующее место должно быть занято другим товаром.

Поскольку в магазине «Молочные продукты Алтая» реализуются товары преимущественно молочной и жировой групп товаров, их выкладывают на прилавке, пристенном оборудовании и в охлаждаемых прилавках, шкафах.

Запас товара в фабричной упаковке размещают на пристенной охлаждаемой горке.

Для выкладки товара в магазине «Молочные продукты Алтая» используется два охлаждаемых прилавка, предназначенные для демонстрации и краткосрочного хранения молочных и жировых товаров.

Товары располагаются на прилавке с учетом их группировки по видам: группа сыров, группа молока и кисломолочных товаров (творог, варенец, ряженка, сметана), группа масляных товаров (масло сливочное, масло растительное, маргарин), группа молочных десертных товаров (сгущенное молоко, сырки творожные).

Сыры, реализуемые в магазине «Молочные продукты Алтая», укладывают на прилавок брусками в два ряда. Верхний кусок сыра разрезают и выставляют срезом к покупателю.

Молоко и кисломолочные товары выкладывают на прилавок в товарной упаковке (молоко в полиэтиленовой упаковке, сметана, варенец, ряженка в тетрапаках, масло сливочное – в корексах и полиэтиленовой упаковке).

Информация о работе Процесс организации хранения товаров в магазине