Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
1. изучить виды и классификацию торговых зданий и сооружений, а также требования, предъявляемые к ним;
2. описать состав помещений магазина, выявить их взаимосвязь;
3. описать основные варианты планировки торгового зала;
4. дать определение и раскрыть сущность мерчендайзинга;
5. дать характеристику магазину, выбранному в качестве предмета исследования данной курсовой работы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УСТРОИСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПЛАНИРОВОК МАГАЗИНА
3
5
1.1 ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ЗДАНИЙ, ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
1.2 СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА
1.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО ЗАЛА
1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В ПЛАНИРОВКЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА
5
7
10
12
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА» И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 -2013ГГ.
18
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА, ОБЩЕЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
21
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На ширину проходов влияет не только специфическое поведение покупателей в различных зонах магазина, но также высота пристенных и островных прилавков-витрин, горок и стеллажей. Ширина прохода должна быть пропорциональна высоте оборудования и выкладке товара: чем выше прилавки и стеллажи, тем шире проход.
Следует учитывать субъективное восприятие покупателями плотности расстановки оборудования в торговом зале. Если покупатель видит, что площадь магазина плотно занята товарами, то для него это признак склада, соответственно и цены должны быть складские. Если в магазине просторно — для покупателя это признак элитной торговли. Правило такое: чем просторнее в предприятии торговли, тем выше можно ставить цены.
Существует понятие точки продаж — места в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, то есть торговое оборудование (конструкция), предназначенное для демонстрации и отбора товаров. Это могут быть: стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи, различные виды холодильного оборудования.
Основная точка продаж — это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент конкретной товарной группы (соки, пиво, минеральная вода, рыбные консервы и прочее).
Дополнительная точка продаж — это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно.
Для дополнительного размещения товара в торговом зале имеются следующие причины:
- объемное
представление товара. Большой объем
выложенного товара создает
Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных, и друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции. На дополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые позиции товарной группы, так как это увеличивает вероятность импульсных покупок. На дополнительном месте продажи продукцию необходимо дублировать, а не выносить ее с основного места. В противном случае покупатель, который планировал приобретение данной продукции, не найдет ее на основном месте продажи. В таком случае он либо купит продукт другой торговой марки (например, конкурента), либо продолжит поиски в другой торговой организации.[16, c.21]
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА» И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 -2013ГГ.
Магазин «Родная сторона» принадлежит агропромышленной компании «Дедново». Он расположен по адресу город Бобруйск, улица Бахарова, 317.
Таблица 2.1− Технико-экономические показатели деятельности магазина «Родная сторона»
Показатели |
Значение |
Общая площадь, м2 |
430 |
Торговая площадь,м2 |
200 |
Количество работников торгового зала, чел. |
15 |
Установочная площадь, м2 |
60 |
Демонстрационная площадь, м2 |
150 |
Количество разновидностей товаров, ед. |
16 |
Режим работы магазина |
8.00 – 23.00 |
Товарооборот на 1 магазин, млн. руб. |
10304,7 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб. |
51,5 |
«Родная сторона» — сеть магазинов для всей семьи, расположенных близко к дому. Ассортимент, в них максимально сбалансированный и состоит из товаров повседневного спроса, основной отличительной особенностью являются более низкие по сравнению с обычными магазинами и универсамами цены.
Магазин «Родная сторона» отличается высококачественным обслуживанием, потому что покупатели сейчас хотят получать удовольствие не только от большого выбора товаров по приятным ценам, но и от процесса покупки.
Следует отметить, что товарный профиль данного предприятия – продовольственные товары, вместе с тем магазин «Родная сторона» имеет в продаже и товары первой необходимости. По методу продажи «Родная сторона» – самообслуживание, с элементами штрихкодирования.
Магазин «Родная сторона» осуществляет продажу по 16 наименованиям товарных групп. При этом наибольшим спросом пользуются такие группы товаров как, молоко и молочные продукты, напитки, хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мороженое и др. товары.
Важным показателем деятельности торгового предприятия является дневная выручка и розничный товарооборот. Розничный товарооборот в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в магазине «Родная сторона» возрос на 613,2 млн. рублей. Увеличилась прибыль от реализации соответственно на 44 млн. рублей, темп роста составляет 110,6%. Товарооборот на 1 работника увеличился на 1,6%. Темп изменения валового дохода составил 111,1%, прибыли от реализации – 127,3%. Показатели деятельности магазина «Родная сторона» отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Родная сторона» за 2012 – 2013 гг.
Показатели |
2012 |
2013 |
Отклонение |
Темп роста,% |
Розничный товарооборот, млн.руб. |
9691,5 |
10304,7 |
613,2 |
106,3 |
Валовой доход: в сумме, млн.руб. в % к товарообороту |
1476,9 15,24 |
1640,5 15,92 |
163,6 0,68 |
111,1 104,5 |
Расходы на реализацию: в сумме, млн. руб. в % к товарообороту |
1060,3 10,94 |
1179,9 11,45 |
119,6 0,51 |
111,3 104,7 |
Прибыль (убыток) от реализации: в сумме, млн. руб. в % к товарообороту |
416,6 4,3 |
460,6 4,5 |
44 0,2 |
110,6 104,7 |
Торговая площадь,м2 |
200 |
200 |
- |
100 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2 |
48,6 |
51,5 |
2,9 |
105,9 |
Численность работников, чел. |
21 |
22 |
1 |
104,7 |
Товарооборот на 1 работника, млн.руб/чел. |
461,5 |
468,9 |
7,4 |
101,6 |
Одним из важных элементов ценовой политики торговой организации является торговая надбавка. Она представляет собой элемент цены предприятия, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товара конечному потребителю и получение прибыли. Торговые надбавки устанавливаются предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров. Ценовая политика данного предприятия направлена на поддержание уровня цен, обеспечивающая покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня дохода при соблюдении действующего законодательства с учетом ценовой политики конкурентов.
Торговые надбавки по магазину «Родная сторона» представлены в таблице 1 (Приложение А).
Исследование позволило сделать вывод, что при сложившихся размерах торговых надбавок наибольшие валовые доходы имеют следующие товарные группы: молоко и молочная продукция, чай натуральный, мясо и птица, колбасные изделия, рыба и морепродукты. Это выявлено в связи с тем, что по данным товарным позициям наблюдается высокая реализация.
Таблица 2.3 – Анализ показателей эффективности использования фонда оплаты труда
Показатели |
2012 |
2013 |
Изменение(±) |
2013г. в % к 2012г. |
Фонд заработной платы работника, млн. руб. |
288,9 |
413,7 |
124,8 |
143,2 |
Фонд заработной платы в % к товарообороту |
3 |
4,1 |
1,1 |
136,7 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
21 |
22 |
1 |
104,7 |
В том числе продавцов, чел. |
13 |
15 |
2 |
15,4 |
Удельный вес продавцов к среднесписочной численности работников,% |
61,9 |
68,2 |
6,3 |
6,3 |
Товарооборот на 1 работника, млн. руб. |
461,5 |
468,9 |
7,4 |
101,6 |
ФЗП на одного работника, млн.руб. |
13,8 |
18,8 |
5 |
136,2 |
Среднемесячная заработная плата продавца, тыс. руб. |
2298,6 |
3524,8 |
1226,2 |
153,3 |
Среднемесячная нагрузка на 1 работника, млн.руб. |
38,5 |
39,1 |
0,6 |
101,6 |
Прибыль на одного работника, млн. руб. |
19,8 |
20,9 |
1,1 |
105,6 |
Анализируя выше названные показатели, можно сделать вывод, что товарооборот на 1 работника магазина в месяц увеличился на 7,4%. Среднемесячная заработная плата на работника магазина в 2013г. составила 3524,8 тыс. руб., что по сравнению с 2012 г. выше на 1226,3 тыс. руб.
ГЛАВА 4 ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА, ОБЩЕЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
Магазин «Родная сторона» по типу здания является отдельно стоящим и одноэтажным. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.
Устройство и планировка торгового зала магазина «Родная сторона» соответствует его функциями и разработано с учетом следующих требований:
- создание
условий для перемещения
- эффективного
использования площади
- обеспечения свободного движения потоков покупателей;
- рациональной
организации расчетных
Так как продажа происходит по методу самообслуживания, то имеется один выход и вход в магазин. Очень высокая оснащенность торгового зала. Освещение искусственное, окон торговый зал не имеет вообще. Расстояние между параллельными стеллажами – 1,5 м, что просто идеально для магазина, в проходах между стеновыми прилавками и стеллажами расположены товары по сниженным ценам, находящиеся в коробках, что в этой части магазина существенно затрудняет движение. В целом, планировка магазина производит очень благоприятное впечатление, создается ощущение простора.
Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Общая площадь магазина составляет 430 м2, а торговая площадь – 200м2, то:
т.е. торговая площадь универсама составляет 47% общей, и неторговая площадь —53%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется, не совсем эффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей.