Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
1. изучить виды и классификацию торговых зданий и сооружений, а также требования, предъявляемые к ним;
2. описать состав помещений магазина, выявить их взаимосвязь;
3. описать основные варианты планировки торгового зала;
4. дать определение и раскрыть сущность мерчендайзинга;
5. дать характеристику магазину, выбранному в качестве предмета исследования данной курсовой работы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УСТРОИСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПЛАНИРОВОК МАГАЗИНА
3
5
1.1 ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ЗДАНИЙ, ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
1.2 СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА
1.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО ЗАЛА
1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В ПЛАНИРОВКЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА
5
7
10
12
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА» И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 -2013ГГ.
18
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА, ОБЩЕЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
21
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Торговая площадь универсама составляет 200 м2, а установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 60 м2. Находим установочный коэффициент:
Kу = 60/200 = 0,30
Этот коэффициент соответствует нормативному показателю, который равен 0,27-0,32. Следовательно, 30% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 70% торговой площади — это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков.
Данный магазин имеет продольную линейную планировку, так как осуществляется продажа по методу самообслуживания.
Планировка узла расчета
обеспечивает
Площадь выкладки товаров магазина «Родная сторона» составляет 150 м2. Коэффициент демонстрационной площади равен:
Ку=150/200=0,75
Данный коэффициент близок к нормативному показателю.
Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии. Основным торговым помещением является торговый зал, который служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, кассиров-контролеров и других работников магазина. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная.
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер.
Выбор типов оборудования и комплектование его набора основывается на следующих основных принципах: соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров; оборудование обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина, это показано в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Виды торгово-технологического оборудования магазина «Родная сторона»
Наименование оборудования |
Тип оборудования |
Количество единиц |
Установочная площадь, м2. |
Демонстрационная площадь, м2. | ||
Единица оборудования |
Всего |
Единица оборудования |
Всего | |||
Открытые прилавки |
Мебель |
5 |
5 |
10 |
7 |
25 |
Прилавки-витрины |
Холодильное оборудование |
7 |
7 |
15 |
10 |
37,5 |
Охлаждаемые витрины |
Холодильное оборудование |
2 |
2 |
10 |
5 |
25 |
Горки |
Мебель |
17 |
17 |
17,5 |
23 |
43,8 |
Холодильные камеры |
Холодильное оборудование |
3 |
3 |
7,5 |
5 |
18,7 |
Итого |
- |
34 |
34 |
60 |
50 |
150 |
Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние на эффективность использования площадей магазина «Родная сторона». Правильно подобранное и расставленное холодильное, измерительное и контрольно-кассовое оборудование, а также мебель – позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Важно отметить, что магазин «Родная сторона» оснащен типовой торговой мебелью производства Республики Беларусь (г. Слоним и г. Борисов), технические параметры которой удовлетворяют всем необходимым требованиям.
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА «РОДНАЯ СТОРОНА»
Проведенное исследование планировки помещений магазина «Родная сторона» позволило сделать следующие выводы.
-помещения
для хранения товаров в
-торговые
помещения непосредственно
-торговый
зал связан с помещениями для
приемки товаров кратчайшим
-торговый
зал имеет большой периметр
глухих стен и перегородок, что
очень важно для расширения
возможности установки
-планировка
узла расчета обеспечивает
-административно-
Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:
-площадь
магазина используется не
-необходимо
также улучшить организацию и
обслуживание рабочих мест, что
должно обеспечивать персоналу
магазина благоприятные
-в проходах между стеновыми прилавками и стеллажами расположены товары по сниженным ценам, находящиеся в коробках, что в этой части магазина существенно затрудняет движение.
По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина можно внести следующие предложения по их совершенствованию:
-целесообразно
произвести перепланировку
-усовершенствовать
расчетные операции с
- товары
по сниженным ценам
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях
Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами рассматриваемого магазина важно учитывать емкость торгового оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.
Товары следует доставлять в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.
Оптимизацию оснащенности рассматриваемого магазина следует осуществлять в следующих направлениях:
-обеспечить
соответствие оборудования
-продолжать
улучшать оснащение магазина
оборудованием для хранения
Таким образом, имеющиеся у предприятия возможности по увеличению торговой площади, позволит получить дополнительный объём товарооборота (экономический эффект), а также расширить ассортимент реализуемых товаров, увеличить выкладку товаров и улучшить их показ, что приведёт к повышению качества торгового обслуживания потребителей и сокращению издержек потребления (социальный эффект).
Необходимо отметить, что внедрение новых видов оборудования, размещаемого на площади торгового зала магазина предполагает в свою очередь увеличение расходов по содержанию оборудования, амортизации основных средств. Но ещё раз необходимо подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики, к чему мы и стремимся, одной из главных задач, стоящих перед розничным торговым предприятием является выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, более полное удовлетворение спроса, повышение качества торгового обслуживания. А это невозможно без совершенствования материально-технической базы. Кроме того, установка дополнительных единиц торгового оборудования и выкладки на нём товаров, имеющих высокую оборачиваемость, позволит получить значительный объём товарооборота, темп роста которого может превысить темп роста затрат на содержание и амортизацию оборудования. В результате уровень издержек обращения (несмотря на рост суммы условно-постоянных затрат) всё равно снизится.
Данные мероприятия будут способствовать росту товарооборота и валового дохода при неизменных издержках обращения, а соответственно и росту прибыли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. При этом торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов. Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные. К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п. Технические помещения − вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям: